Примерное время чтения: 5 минут
313

Жизнь богаче вымысла

ШИРОКОМУ зрителю режиссер Владимир ХОТИНЕНКО известен по фильмам "Мусульманин" и "Макаров", а также сериалам "По ту сторону волков" и продолжению "Следствие ведут Знатоки". В начале 2004 года на экраны выйдет его новый фильм - "72 метра", повествующий о гибели подводной лодки.

- ВЛАДИМИР Иванович, ответьте честно: быть режиссером сегодня выгодно?

- Ну, благодаря телевидению многие находят себе применение. Да, они не снимают что-то свое, сокровенное, выстраданное, но работа у них есть. Я, например, согласился снимать сериалы потому, что хочу, чтобы мое кино видели. И телевидение на сегодня - это гарантия того, что твою работу увидят миллионы.

Я точно знаю, что и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский хотели, чтобы их читало много народа. Какая роскошная история в "Капитанской дочке"! А "Тарас Бульба"?! А "Преступление и наказание"?! Нераскрытое убийство, тайны... Они писали серьезные вещи, не развлекалочки, но при этом думали и о сюжете. Так что все разговоры о том, что настоящий художник должен оставаться непонятым, - лишь издержки "искусства для себя", когда в результате получается ни себе ни людям.

- Наши именитые режиссеры продолжают снимать фильмы остросоциальные - про олигархов, про безотцовщину. А где же молодое поколение, которое сделает наконец кассовые фильмы типа "Армагеддона" или "Матрицы"?

- Фильмы, которые вы назвали, - это проекты с очень большим бюджетом. И сняты они в стране, которая уже сто лет занимается этим. Американское кино всю историю своего существования совершенствовало именно эти механизмы: как добиться успеха, как привлечь максимум зрителей. Мы же снимали кино, которое пыталось найти ответы на вечные вопросы, - о человеке, его психологии и т. д.

- И Франция, и Англия в свое время уделяли много внимания психологическому кино - одна "новая волна" во главе с Годаром чего стоит. Но ведь и они потихоньку начали захватывать кинорынок. А где же наши режиссеры, которые будут биться за выход на мировой экран?

- Все упирается в проблему, к которой мы возвращаемся постоянно, - в деньги и в школу. Вряд ли в ближайшее время найдутся те, кто предложит смельчаку бюджет "Титаника", - не вкладывают в наше кино такие средства.

Вообще профессия режиссера - такая же сложная, как профессия хирурга. Как можно неправильно сделать операцию, так можно и снять опасное кино, которое увидят миллионы. К сожалению, наше время не позволяет пристальнее к этому относиться и, если что, что-то и на полку убирать. А такая практика существует во всем мире - некоторые фильмы в Америке или в Англии не выпускали, если считали, что они могут навредить обществу.

- А почему вы не эксплуатируете такую благодатную тему, как секс? В отличие от большинства современных режиссеров.

- Я не вдруг решил: вот у меня в фильме будет все, кроме секса. Не то чтобы был очень стеснительный - я прожил сложную жизнь и в каких-то вопросах мог бы еще и других проконсультировать. Но! Я считаю, что секс - это настолько личное дело, что совсем необязательно этот процесс показывать.

Во-вторых, у нас опять-таки нет этой школы. У нас актеры стесняются, операторы не могут снимать. И такое паническое состояние каждый раз охватывает всех на съемочной площадке, когда кому-то нужно раздеться... Просто цирк начинается!

- Но некоторые режиссеры с пеной у рта доказывают, что откровенные сцены необходимы, что это делает человека свободнее, раскрепощеннее.

- Я за свою жизнь никогда не встречался с людьми, которым такие вещи действительно оказались бы полезны. У тебя проблемы? Тогда ищи психиатра и с ним это обсуждай. Иначе в этот процесс обсуждения вовлекается уйма людей, не имеющих к этим проблемам никакого отношения. И все разговоры о том: "Да вы можете не смотреть, если вам это неприятно!" Ну-у... Кто-то, может, встанет и уйдет или выключит телевизор, а другой подумает: "Дай-ка я еще немного посмотрю - там такой персонаж один есть забавный!" И все! Он попался на этот крючок, втянулся. По-моему, выпускать в широкий прокат подобные фильмы - все равно что дать человеку попробовать водки. Кто-то сможет после первой рюмки остановиться, а у кого-то в организме нет защиты от алкоголя. И он в результате сопьется...

- А взялись бы вы снять, к примеру, сериал наподобие американского "Вся королевская рать", только на русской современной фактуре - тут тебе и интриги, и взятки, и измены, и политические козни?

- Нет, не возьмусь. По одной простой причине - реальность заведомо окажется богаче, чем любой сценарий, написанный вдогонку событиям. У нас жизнь - настоящая, заэкранная - пока богаче вымысла. Не придумаешь нарочно таких событий, которые у нас происходят в реальности. Поэтому и фильм такой смотреть будет неинтересно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно