Примерное время чтения: 8 минут
1270

Андрон Кончаловский: «Нам жаловаться не на кого! Пора самим браться за ум»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Суперномер вопросов и ответов 28/04/2010

«За волосы - в политику»

«AиФ»: - Андрон Сергеевич, весну 1985 года считают неофициальным началом перестройки. Страна тогда бурлила: митинги, споры, надежды. Почему этот реформаторский запал в народе так быстро перегорел?

Андрон Кончаловский: - На мой взгляд, говорить о том, что страна тогда, в середине 80-х, бурлила и кипела, не совсем правильно. Вспомните хотя бы историю расстрела Белого дома. У тех, кто наблюдал за происходящим с Новоарбатского моста, - да, создавалось впечатление, что Россия кипит и бурлит. А на окраине столицы, в каких-нибудь Новых Черёмушках, шла в это время абсолютно нормальная жизнь. Хотя если бы в какой-нибудь среднеевропейской стране расстреливали парламент или рейхстаг, жизнь в государстве остановилась бы.

Но в этом особенность России - здесь есть русский народ и русское государство. Это две разные величины. Русская ментальность, психология, сознание - крестьянские. А русский крестьянин всегда воспринимал государство как врага, отнимающего последний кусок хлеба, который он приберёг, чтобы прокормить детей. И неслучайно самым главным русским политическим форумом у нас являлся и является кухонный стол.

Сейчас президент пытается втянуть русский народ в управление государством. В своё время Ленин тоже пытался научить кухарку руководить страной. Но каждый раз получается, что народ почему-то в это управление втягивают за волосы. Или тянут за какую-нибудь другую часть тела. Но тебе в любом случае неприятно, если тебя за неё хватают. И ты упираешься… А значит, гораздо разумнее было бы не народ за волосы во власть тащить, а сесть и подумать: почему за сотни лет у русского человека так и не созрело такой потребности - принять участие в управлении своей же страной?

И что вообще в России, в русском человеке хорошо, а что дурно?

«AиФ»: - А на ваш взгляд, что в нём хорошо? И что плохо?

А. К.: - Плохая черта - отсутствие личной ответственности. Ответственность обычно сваливается на коллектив. Это и есть одна из самых роковых черт, которые не дают России вырваться вперёд. Почему мы ракету построить можем, а машину - нет?

«AиФ»: - Почему?

А. К.: - Потому что когда строят ракету и она вдруг не улетит - расстреляют каждого, кто в строительстве участвовал. Значит, появляется индивидуальная ответственность. А машины собирают тысячи, и, если у половины на ходу все гайки отвалятся, никого не расстреляют. Я не призываю расстреливать всех, кто стоит у сборочного конвейера. Я говорю о том, что как только у русского человека возникает острое ощущение индивидуальной ответственности - так всё работает!

«AиФ»: - А хорошее есть?

А. К.: - Господи, боже мой! Конечно! Невероятная выносливость. Жертвенность. Огромный талант. Нация наша талантлива необычайно. Только вот изобретательность русского человека никуда не идёт, потому что вся система в стране строится на принципе «не надо ничего менять»! Поэтому все лучшие мозги оказываются в Америке. А теперь, наверное, будут оказываться в Китае. А ведь когда встаёт вопрос о модернизации, то без модернизации мозгов, без реформы национального сознания никакие усовершенствования не провести.

Права или свобода?

«AиФ»: - Вы готовили цикл передач «Бремя власти»: о политиках, которые пытались принести благо для страны, проводя непопулярные реформы.

А. К.: - Я этот цикл ещё не закончил. Сейчас делаю фильм о бывшем лидере Украины Кучме. Все эти люди - и президент Сингапура, и Алиев, и Кемаль Ататюрк, и даже Кучма - они пытались понять, как заставить нацию двигаться вперёд и пролить при этом поменьше крови. Тот же Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, - он получил страну, погрязшую в коррупции и грязи. И за 25 лет создал образцовое государство с минимальной коррупцией и почти стерильной чистотой на улицах. Для этого ему пришлось не только железную дисциплину, но и телесные наказания ввести.

«AиФ»: - Порол?

А. К.: - А как же! Палками. В течение 15 лет в Сингапуре применяли телесные наказания. Однажды он приговорил одного американца - молодого идиота, который рисовал на машинах граффити. Его сперва предупредили: ещё раз поймаем - влепим 25 палок. Поймали во второй раз. Сам Клинтон, который на тот момент был президентом США, писал письмо сингапурскому премьеру: как вам не совестно! Это же Cредневековье! А как же права человека?! Ли Куан Ю ответил: может быть, это и Средневековье, но у меня в Сингапуре можно гулять где угодно даже ночью, не опасаясь за свою жизнь, а у вас в Нью-Йорке в Центральном парке грабят и насилуют. Ответ исчерпывающий.

«AиФ»: - Так, может, и нам выпороть пару-тройку чиновников?

А. К.: - Я не могу брать на себя такие утверждения - я просто привожу примеры. Скажем, Ли Куан Ю в своей стране оказался прав. Да, порка выглядит сегодня довольно дико. Но мы вообще-то живём во времена варварства. И было бы наивно думать, что в результате произошедших исторических событий и благодаря научному прогрессу у нас произошёл прогресс духовный. И умнейший человек может быть низведён до состояния животного за пару часов. Более мощные компьютеры и мобильные телефоны не сделают людей лучше. Люди как были наполовину ангелами, наполовину скотами, так ими и останутся.

«AиФ»: - Тем не менее ангельское тоже берёт верх. В Польше вся нация скорбела о погибшем президенте. А русские на такое сострадание ещё способны?

А. К.: - В Польше Лех Качиньский превратился в некий символ. Он погиб в России. А у Польши всегда было два постоянных врага: Германия и Россия. Им везёт, полякам, - им было на кого жаловаться. Так же как Эстонии, Литве, Латвии. У них у всех есть грозный сосед рядом - русский. Наличие этого врага объединяет их нации. Русским жаловаться не на кого. У нас народ объединялся, только когда на страну пёрли немцы, французы или монголы.

«AиФ»: - Демократы надеялись, что нацию сплотит свобода. А на деле мы получили лишь падение этических норм.

А. К.: - А кто вам сказал, что свобода приносит невероятно великие результаты и способствует совершенствованию человека?! Возьмите мировую культуру: и «Дон Кихот», и статуя Давида были созданы в период жесточайшего контроля и цензуры со стороны инквизиции. Свобода ни в коем случае не гарантирует появления шедевров. Она вообще ничего не гарантирует. Позволили телевидению жить по принципу «делайте, что хотите!» И во что в итоге оно превратилось? Воспитывает оно что-нибудь в людях? Ничего! Есть какая-то этика у тех, кто управляет телевидением? Никакой. Их интересует только рейтинг, потому что он позволяет дороже продать рекламное время. Как вдохнуть в этих людей достаточно романтическую мысль, что они ответственны перед обществом за то, что показывают? К чему привела свобода информации? К краху - потому что сегодня люди уже ничего не воспринимают и ни на что не реагируют.

Поэтому давайте забудем слово «свобода» и будем говорить о правах. А любые права осуществляются, только если при этом человек чётко осознаёт свои обязанности. Тяжело исполнять обязанности? Тяжело. Но без этого никак. И у государства здесь важная роль. Ведь государство - это инструмент принуждения. Если инструмент принуждения не работает правильно, то человек потихоньку опускается. И в конце концов превратится в животное. Вниз дорога очень широкая, а наверх ведёт узенькая тропинка.

Кстати

В декабре 2010 г. в прокат выйдет новый фильм Андрона Кончаловского - рождественская сказка «Щелкунчик и Крысиный король», снятый в формате 3D. А в ноябре - лента «Последнее воскресенье», в которой Кончаловский выступил как продюсер.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (70)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах