Примерное время чтения: 20 минут
24486

Забудьте лесника, встречайте лорда. Тест-драйв Subaru Forester 2.0 XT

Сюжет Tест-драйв автомобиля
Ирина Зверкова / АиФ

Листая журналы о внедорожниках десяти- и двенадцатилетней давности, я с грустью вспоминала времена, когда на наши тесты попадали настоящие полноприводные автомобили. Рамные кузовы, раздатки, блокировки, «понижайки», клиренс под 30 см были правилом жизни в стиле 4х4, а слово «кроссовер» ещё не было изобретено. Среди рубрик была и такая, в которой отводилось место «легковым» полноприводным машинам – паркетникам. Для одного из номеров был проведён тест первого поколения Subaru Forester. Понизив уровень сложности и сформировав снисходительное отношение к автомобилю, мы иронизировали над именем Forester – «лесник». С его внедорожным потенциалом представить ежедневную работу на природе было трудно. Но прошедшие с начала 2000-х годы изменения были кардинальными. Теперь уже четвёртое поколение кроссовера стало восприниматься как «ветеран off-road движения».

Появление Forester в 1997 году стало ответом на уже выпускаемые соотечественниками Honda CR-V и Toyota RAV4. Для Subaru, как и для многих, это был новый класс автомобилей. Его конструкция основывалась на платформе Impreza, имела легендарный оппозитный двигатель и полный привод. Автомобиль объединял в себе достоинства легковых машин – комфорт, управляемость, экономичность, и внедорожника – большой клиренс, хорошая геометрическая проходимость, высокая посадка. Размеры и стоимость трёх поколений автомобиля занимали нишу между Impreza и Legacy. Как и положено, у них плавно менялись внешность и двигатели. Но Forester оставался надёжным и скромным тружеником.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

С началом второго десятилетия XXI века корпорация Fuji Heavy Industries, владеющая брендом Subaru, поставила перед компанией новые задачи. У инженеров и дизайнеров как будто открылось новое дыхание, они совершали один прорыв за другим. Появились две совершенно новые модели: компактный кроссовер XV и спортивное купе BRZ, радикально обновилась Impreza. Запала хватило и на новый Forester.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Анастасия Винокурова

Четвёртое поколение Subaru Forester уже не выглядит простачком из провинции. Ему, как преданному военному, совершившему несколько подвигов, присвоили дворянский титул. И это повышение отразилось абсолютно во всём, включая экстерьер. В облике проступают благородство и порода, складывающиеся из рисунка граней. Особый вид  придают светодиодные матовые дорожки в головной оптике. Тестовая версия с двигателем XT имеет спортивный бампер агрессивной формы, но другие версии могут быть помягче. Кузов стал больше – длиннее на 35 мм, шире на 15 мм, выше на 35 мм. Выросла и колёсная база на 35 мм, что сделало кроссовер ещё более устойчивом. Клиренс увеличился на 5 мм и достиг 220. Самое заметное отличие от 3-го поколения – появление отдельного сектора в окнах передних дверей. Оно потребовалось из-за расширения дверного проёма путём смещения передней стойки вперёд. Несмотря на то, что Forester имеет общую платформу с Impreza и XV, на внешности это никак не отразилось. Чего нельзя сказать об интерьере. 

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

При создании новых машин японцы нашли золотую середину функциональности и аскетизма. Но отлично подобранные формы и материалы присутствуют на всех трёх моделях, имея лишь небольшие отличия в комплектациях. Производя одни и те же комплектующие, компания заметно экономит. Поклонников марки это не должно волновать, а те, кто выбрал один из автомобилей, перестают думать о том, как выглядят салоны других. Мы поступим так же, вспомнив поговорку «лучшее – враг хорошего». Тем более, что в Forester пространство вне консоли организовано по-другому, более практично. Ручки на дверях удобнее, в карманах помещаются среднеразмерные бутылки воды, много ниш, полок и карманов. 

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Интерьер Forester хорош, но говорить о нём в превосходной степени просто нет повода. Всё удобно, понятно, логично и под рукой. Не получится ведь петь дифирамбы обычным удобным кроссовкам? Одна деталь, заслуживающая особого внимания – обзорность. Высокая посадка (электропривод сиденья только у водителя), тонкие стойки, камера заднего вида и большие внешние зеркала не оставляют возможностей чему-то скрыться от глаз пилота. Хоть температура была не очень низкой, но небольшое похолодание и снег дали возможность оценить работу обогрева стёкол – тепло распространяется быстро и равномерно. Ледяная корка была очищена в течение 2-3 минут.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Отлично читаются показания всех мониторов и на экранах можно выставить разные режимы подачи данных от бортового компьютера. В электронике японцы тоже подтянулись – интересная графика, приятный интерфейс, насыщенные цвета. Смущает только жёсткая связь подсветки с включёнными фарами. От этого особенно страдает навигация, карты которой переходят в «ночную» гамму и становятся заметно бледнее. А с учётом того, что центральный экран не защищён от бликов, это может стать критичным. Серьёзно отнестись нужно и к аудиосистеме от Harman/Kardon. Несмотря на непритязательное управление через центральный сенсорный монитор, она звучит чисто, сочно и объёмно даже без сабвуфера.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Особенность четвёртого поколения – просторный салон. Места в нём хватает абсолютно всем, чем обычно не могут похвастать компактные кроссоверы. Объём багажника составляет 505 л, при сложенных задних сиденьях он возрастает до 1577 л. Причём пятая дверь может открываться на определённую, выставленную заранее высоту – чисто японская фишка, необходимая в замкнутых помещениях. Под фальшполом – докатка в обрамлении пенопласта с ёмкостями, но места хватило бы и для штатного колеса. Сиденья складываются в пропорции 40:60 и происходит это очень легко: нужно либо отпустить фиксаторы в спинках, либо нажать кнопку в багажнике. Серьёзный недостаток трансформации – не получается ровной поверхности на полу. Под стать свободе и форма сидений. Сзади это просто плоский диван, спинка которого регулируется по наклону, спереди – мягкие сиденья с отсутствием боковой поддержки. Сидя в таком кресле, готовишься к спокойному передвижению и никак не ожидаешь умопомрачительной динамики.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

В чём всегда были сильны субаровцы, так это в двигателях. На топовой версии Forester стоит одна из последних разработок – турбомотор FA20DIT, модифицированный «атмосферник» от купе BRZ. Его мощность 240 л.с., максимальный крутящий момент 350 Нм развивается уже с 2400 об/мин. Заводится он кнопкой, но удовольствия от результата нажатия не меньше, чем от запуска ключом. В отличие от предыдущих турбированных версий, у четвёртого поколения нет воздухозаборника на капоте. Знаменитая субаровская «ноздря» ухудшала аэродинамику, поэтому теперь воздуховод к интрекулеру находится под капотом. Этим же объясняется и появление «спортивного» бампера. Новый мотор работает в паре с вариатором Lineatronic. Бесступенчатая трансмиссия передаёт крутящий момент быстро и точно. Турбонагнетатель Twin Scroll с двойной «улиткой» не допускает никаких ям. Совокупность работы силовых агрегатов даёт потрясающий по динамике эффект, который сохраняется и на средних скоростях. Электронные системы добавляют азарта, позволяя пробуксовку колёс в первые доли секунд старта. Начало движения при таких ощущениях просто не может быть спокойным, даже если рядом нет желающих поиграть в стритрейсинг. 

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Новый Forester получил систему Si-Drive (Subaru Intelligent Drive), которая прежде встречалась только на заряженных версиях моделях Legacy, Outback и WRX STI. Нажимая клавиши S#/I или S/I на правой спице руля, можно выбирать экономичный (Intelligent) спортивный (Sport) или «обострённый» спортивный (Sport Sharp) режимы работы двигателя и трансмиссии. В любом из режимов есть имитация использования механической коробки передач («6-ступенчатой» для I или S, и «8-ступенчатой» для S#) с переключениями подрулевыми лепестками.

Subaru Forester 2.0 XT Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Я не знаю, в каком ритме ездили до меня коллеги-журналисты, но когда кроссовер попал ко мне, он находился в режиме Sport и показывал расход 13,6 л. Пара дней передвижений в городе и за ним, с небольшими пробками и участками свободных прямиков не изменили этой цифры. Но остальное время пришлось ездить в типичном московском траффике с периодическими заторами на 10-15 минут — и я выбрала режим Intelligent. Более задумчивый старт, спокойная реакция на нажатие педали газа и какая-то общая инфантильность должны были бы сократить аппетит машины. Результат вышел неутешительным – расход превысил 17 л на 100 км. Возможно, пробок было слишком много. Режим Sport Sharp я просто не смогла оценить по достоинству: расход топлива при нём заметно подрос, но вот «зависание» на «передаче» добавляло только оборотов двигателя и потрясающий звук выхлопной системы. В этом режиме появляются небольшие рывки, имитирующие смену «передач», которые, скорее психологически, делают разгон динамичнее.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

У нового поколения поменялись настройки в подвеске – улучшились и проходимость, и энергоёмкость. Конструкция осталось той же: спереди McFerson, сзади двухрычажная пружинная, а вот нюансы улучшились. Версия XT отличается более жёсткими пружинами и плотными амортизаторами, а также «пополневшим» передним стабилизатором и дополнительной опорой заднего подрамника. К неровностям различного калибра Forester практически равнодушен. Он, конечно, даёт знать о стыке моста или лежачем полицейском, но делает это интеллигентно, без хамства. Чем выше скорость, тем меньше информации об огрехах дороги получат и водитель, и пассажиры. Повороты высокий кроссовер проходит с небольшими кренами. Прозрачность управления несколько скрывал новый электроусилитель руля. Несмотря на то, что руль всегда требует приятного усилия при вождении, он не доносит часть информации. На небольших дугах и при движении на скорости этого почти не заметно. Автомобиль идёт по заложенной траектории. А вот при углах в 90° и меньше Forester стремиться наружу, и его нужно ловить подруливанием, причём новую траекторию приходится буквально нащупывать. Впрочем, к такой манере управления быстро привыкаешь, и через некоторое время закладываешь поправки при начале манёвра. А некоторая пустота руля оказывается благом в виде лёгкости управления при съезде на бездорожье.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Снег уже кончился, а грязь ещё не началась. Поэтому офф-роуд программа включала в себя в основном движение по обледенелым гравийкам, с колеями от грузовиков, и спуски/подъёмы различной конфигурации. Прежде чем съезжать на пересечённую местность, я предварительно проверила «трассу» на предмет угрозы самой низкой и уязвимой части двигателя – турбокомпрессору. Проскользив по льду и избежав падения, только держась за деревья, я засомневалась в успехе миссии. Тут идти невозможно, как же он тут проедет? Небольшие свесы (угол въезда у Forester равен 25°, съезда – 26°) и полный привод, реализуемый подключением многодисковой муфтой с электронным управлением в задней оси, сделали Subaru одним из самых проходимых кроссоверов. Управляет движением вне асфальта на скорости до 40 км/ч система X-Mode, включаемая кнопкой на центральном тоннеле. Её «мозги» распределяют крутящий момент так, что Forester не страшны крутые горки и скользкие покрытия. Работа системы никак себя не обнаруживает – машина просто едет туда, куда нужно, лишь немного снижается чувствительность педали «газа», а повышается – тормоза. Система также включает в себя режим помощи при спуске HDC (Hill Descent Control), который помогает сохранить управляемость автомобиля на скорости до 20 км/ч. Помощник активируется самостоятельно, если уклон превышает определённый градус.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Анастасия Винокурова

Тестовый автомобиль – это максимальная комплектация GR, стоимость которой составляет 1 795 000 рулей. За эти деньги он обладает почти всеми достоинствами, свойственными классу: 7 подушек безопасности, ABS, система электронного распределения тормозных усилий (EBD), система динамической стабилизации (VDC), система помощи при экстренном торможении (AB), круиз-контроль, двухпоточная выхлопная система. Из функций комфорта и оформления можно перечислить кожаный салон, обогрев передних сидений, двухзонный климат контроль, люк, датчики дождя и света, навигация с голосовым управлением, ксенон, 18-дюймовые диски. Можно подключить носитель музыки через разъёмы AUX и USB, а также мобильный через Bluetooth (мой смартфон подключить, правда, не удалость, потому что система не давала удалить данные предыдущих пользователей). 

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Анастасия Винокурова

Отличный баланс драйва и внедорожных качеств в достаточно заполненном сегменте небольших кроссоверов оставляют для 240-сильного Subaru Forester не так уж и много конкурентов. На бездорожье его переиграет разве только простоватый Land Rover Freelander (от 1 657 000 руб.) и более дорогой Range Rover Evoque (от 1 903 000 руб.). По динамике сопоставим более доступный Mitsubishi Outlander V6 (от 1 409 990 руб.) и премиальный BMW X3 xDrive28i (от 2 020 000 руб.). Nissan X-Trail привести в качестве примера тоже сложно, поскольку старая версия проигрывает в силу возраста, а о новой известно пока очень мало. Mazda CX-5, Honda CR-V, Toyota RAV4, Kia Sorento и другие могут похвастать парой-тройкой электронных помощников, но проигрывают по ходовым качествам.

Subaru Forester 2.0 XT
Subaru Forester 2.0 XT. Фото: АиФ / Ирина зверкова

Испытав новый Subaru Forester, я неожиданно для себя примкнула к лагерю поклонников марки. Подобная динамика и управляемость раньше встречались на горячих хетчбэках. Объединение этих качеств в одном автомобиле, да ещё и с приятной внешностью, неплохим оснащением и отличной сборкой делают «лесника» уникальной машиной. Хотя, ценник, конечно, намекает на его повысившийся статус. Но ведь за удовольствие нужно платить.

Плюсы

  • Великолепная динамика;
  • Хороший внедорожный потенциал;
  • Настоящее японское качество.

Минусы

  • Пустой руль;
  • Скромный салон;
  • Небольшой набор электронных помошников.
Subaru Forester 2.0XT
Subaru Forester 2.0XT. Фото: АиФ / Ирина Зверкова 

Технические характеристики Subaru Forester 2.0 XT (данные производителя) 

Габариты (длина / ширина / высота), мм:

4595 / 1795 / 1735

Колёсная база, мм

2640

Снаряжённая масса, кг

1613

Объём багажника, л

505 / 1541

Тип кузова

кроссовер

Количество дверей / посадочных мест

5 / 5

Двигатель, тип:

Горизонтально-оппозитный, 4-цилиндра, бензиновый с турбонаддувом, DOHC

Рабочий объём, см³

1998

Максимальная мощность, л. с.@об./мин.

241 @ 5600

Макс. крутящий момент, Нм@об./мин.

350 @ 2400–3600 

Трансмиссия

вариатор Lineartronic

Тип привода 

система полного привода с распределением крутящего момента

Передняя подвеска

McPherson 

Задняя подвеска

Двухрычажная пружинная

Разгон до 100 км/ч, с

7,5

Макс. скорость, км/ч

221

Расход топлива средний, л/100 км

8,5

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах