Примерное время чтения: 16 минут
3492

Триумф Коммендаторе. 120 лет назад родился Энцо Феррари

Энцо Феррари.
Энцо Феррари. www.globallookpress.com

Дата рождения Энцо Феррари точно не определена. В метрических книгах города Модены есть запись от 20 февраля 1898 года. Однако сам Энцо рассказывал, что появился на свет на два дня раньше, но родители не могли выбраться из дома, так как начался снегопад. Его отец оставался дома, чтобы не оставлять надолго роженицу с ребенком. Но бюрократы из мэрии по ошибке или намеренно зарегистрировали мальчика в день обращения отца.

С молотком в сердце

Феррари старший владел мастерской по починке паровозов. Прямо над боксами был выстроен второй этаж, где и поселилась семья мастера. Поэтому сыновья вырастали буквально на производственной площадке, где всегда пыхтела сложная техника, гудели свистки и гремели тяжелые молоты. Юный Энцо со своим братом подолгу проводил в ремонтном цехе, где учился работать с металлом. В копоти и масле Энцо возился весь день и буквально засыпал с инструментами в руках.

Перевернула жизнь мальчика поездка с отцом в Болонью на этап автомобильных гонок. В 1908 году сражались итальянские мастера Феличе Назаро и Винченцо Лянча, и их ревущие 8-цилиндровые монстры поднимали клубы песка и пыли на пути к победам. Именно тогда гонки завладели мечтами юного Энцо. А вскоре началась Первая мировая война и последующие за ней трудности.

Во время эпидемии «испанки» в 1916 году скончались отец и брат Энцо. А сам юноша был призван в армию и отправился на фронт. Там он оказался в тыловом обеспечении горных стрелков и следил за их гужевым транспортом, а именно ремонтировал повозки и подковывал мулов и лошадей.

После возвращения домой в 1918 году, он заручился поддержкой командира части и раздобыв у него рекомендательное письмо к уважаемым гражданам Турина молодой Энцо отправляется на завод FIAT с намерением связать свою судьбу с автомобилестроением. Уже вскоре Энцо становится тест-пилотом на «Фиате», а через год дебютирует в автоспорте на гонках Parma-Berceto. Талантливого юношу замечают и в 1920 году он перебирается в Alfa Romeo, имеющей к тому времени серьезную спортивную команду и хорошие автомобили для участия в гонках.

Энцо Феррари, 1920-е гг.
Энцо Феррари, 1920-е гг. Источник: Public Domain

Жеребец на капоте

С Alfa-Romeo Энцо связывает многое. В этой компании он получил моральную поддержку, признание и заработал авторитет в автоспорте. Пылкий юноша рвался в бой, но его выступления гоночных трассах были не столь хороши, как организаторские достижения.

Еще в 1923 году после гонок в Модене он познакомился с графом Энрико Бараккой и его супругой. Они приметили молодого гонщика и посоветовали изобразить на своем гоночном автомобиле элементы их герба, а именно поднятого на дыбы черного скакуна. Именно такой герб нес на своем самолете прославленный асс первой мировой войны, их сын Франческо Баракко, героически погибший под Монтелло. Графиня Баррака подарила фотографию сына и пообещала, что это «черный жеребец» принесёт удачу. Так оно и произошло. После нескольких гонок с вздыбленным скакуном на капоте Энцо переводят на менеджерскую работу, где он и раскрылся наилучшим образом.

Энцо Феррари становится директором спортивного подразделения Alfa Racing, а в 1929 году в городе Модена основывает дочернюю компанию Scuderia Ferrari, которая интегрируется в мир автоспорта по крышей Alfa Romeo. (Scuderia на итальянском означает «конюшня»).

Триумф нации

Грандиозный триумф его команду ожидал на Гран-при Германии 1935 года во время соревнований с немецкими пилотами из Auto Union и Mercedes Benz. Немцы старались всеми силами сбросить признанных лидеров в автоспорте — итальянцев с их пьедестала. За Alfa Romeo тогда выступал прославленный итальянский пилот Тацио Нуволари, управлявший болидом Alfa Romeo P3. С ним соперничали легендарные немецкие гонщики Манфред фон Браухич на Mercedes Benz, Рудольф Караччиола на Auto Union и Бернд Розмайер на Mercedes Benz.

Борьба на длинной и опасной трассе «Нордшляйфе» шла на равных. Но уже на заключительном этапе гонки все четверо лидирующих гонщиков одновременно заехали на пит-стоп для замены масла и дозаправки болидов.

Команды немецких механиков работали слаженно и через 47 секунд выпустили на трассу Манфреда фон Браухича, за ним на 67 секунде пит-стопа помчался Караччиола, а затем после 75 секундной задержки стартовал и Розмайер. А вот итальянцы из Alfa Racing все еще возились с болидом P3. Механик случайно или намеренно сломал заправочный механизм, и топливо наливали ведром через железную воронку. Тацио Нуволари безнадежно отстал и казалось, ему никогда не догнать немцев. Но он не дрогнул и помчался за лидерами.

За четыре круга до финиша Нуволари проигрывал лидеру больше минуты. А в автогонках это целая вечность. Пришлось рисковать и с риском для жизни догонять немцев. За три 22-километровых круга Нуволари сумел сократить отставание до 35 сек, но немцы усилии темп. Казалось, что ошибка итальянских механиков вконец опозорит нацию. На финальных заездах Гран-при Германии собралось все руководство рейха, включая и Гитлера.

Энцо Феррари уже представлял, какой нагоняй он получит от Муссолини за нерасторопность и преступную халатность своих мастеров, выведших из строя заправочную технику.

Развязка была близка. Фон Браухич рвался вперед и трибуны ревели, приветствуя неминуемую победу немецкой нации в автоспорте. Однако за 200 метров до финиша Mercedes Benz застучал колесом. Из-за высоких нагрузок в повороте не выдержала передняя подвеска, и подломился один из рычагов. Машина оказалась неуправляемой. Нуволари вырвался вперед.

Оцепенение охватило трибуны. «Я никогда не видел такого, — вспоминал в последствии Энцо Феррари. — Двести тысяч человек, только что готовые взвыть от восторга, разом замолчали. Нуволари финишировал в полной тишине. Это было потрясающе!»

Моторы для самолетов

В восторге было и руководство фашистской Италии. Представители команды Alfa Racing стали национальными героями, что и предопределило дальнейшую судьбу Энцо Феррари. Прославленный инженер и организатор раздобыл кредит и государственную поддержку на организацию собственного производства.

В 1939 году закончились переговоры о покупке земли возле города Маранелло под новый завод Auto-avia Construzione, и Энцо принимается за дело. Уже в 1940 году завод выдал продукцию. Это были новенькие двигатели для военных самолетов итальянской армии. О спортивных автомобилях с началом Второй мировой войны никто не вспоминал. Производство считалось стратегически важным, поэтому в 1944 году американцы стерли его с лица земли бомбовыми налетами. Энцо пришлось поднимать предприятие из руин.

Оккупационные власти союзников помогали кредитами в надежде, что завод окажется полезен им самим, но война вскоре кончилась и в отличие от подавляющего большинства автомобильных производств Энцо имел к 1946 году полностью готовое для выпуска гражданской продукции предприятие. Естественно к нему потянулись лучшие инженеры и мотористы. По окончании войны у него оказался и главный инженер Alfa Romeo Джокино Коломбо.

В активе у Энцо Феррари оставались авиационные технологии, позволившие за год создать великолепный 12-цилиндровый двигатель из алюминия, считавшийся шедевром инженерной мысли. С 1,5-литрового компрессорного агрегата удалось снять мощность в 225 лс.

Автомобиль Ferrari 125 тут же вышел на спортивные соревнования и после нескольких побед привлек внимание во всем мире. Нашлись покупатели, которые заказывали его себе в личные гаражи. Эта же машина с мотором мощностью в 280 лс в 1950 году участвовала в первых соревнованиях Формулы 1.

 Ferrari 125.
Ferrari 125. Фото: www.globallookpress.com

Бизнес на эмоциях

Энцо Феррари решил строить свой бизнес по-новому. Он не хотел просто продавать быстрые машины. Он стремился дарить людям новый образ жизни, где каждый мог почувствовать себя легендарным летчиком графом Франческо Баракко, герб которого красовался на радиаторной решетке красных машин. Скорость, азарт и опасность были краеугольными камнями этого образа жизни.

Почти сразу Энцо выпустил на рынок гражданские автомобили, где воплощались первые формульные наработки. Однако за массовостью он не гнался, а производил машины ограниченными партиями под заказ, специально затягивая поставки на многие месяцы. Энцо Феррари считал, что для настоящей любви к той или иной модели нужно воздержание, подкрепляемое эмоциями предвкушения.

А эмоций вокруг Феррари всегда хватало. В 50-е году на соревнованиях Формулы 1 прокатилась череда трагических происшествий. Во время испытаний и тестовых заездов стали гибнуть пилоты его «конюшни».

Гран-при Монако 1957. Столкновение пилотов Ferrari Майка Хоторна и Питера Коллинза.
Гран-при Монако 1957. Столкновение пилотов Ferrari Майка Хоторна и Питера Коллинза. Фото: www.globallookpress.com

Инженеры перетряхивали автомобили, но почти всегда причиной аварий оказывались сами люди, стремящиеся превзойти Нуволари в отваге и доблести. Энцо Феррари любил вспоминать, как управлял машиной этот прославленный гонщик. Он никогда не снимал ногу с педали газа и всегда ходил по краю жизни. Воспитывая членов команды Энцо добивался от них того же. Но не каждому удавалось не перешагнуть край физических возможностей машины.

Кроме Нуволари Энцо отмечал Питера Коллинза и Жиля Вильнёва. Оба погибли за рулем спортивных Ferrari. Первый разбился на Ferrari Dino 246 в 1956 году во время Гран-при Германии на «Нюрбургринге». Второй, а именно Жиль Вильнёв, погиб во время квалификационных заездов в Бельгии в 1982 году. Калечились и другие. До сих пор считается, что за рулём «Феррари» погибло больше гонщиков, чем в какой-либо другой команде Формулы-1. Однако это нисколько не сказалось на репутации фирмы и продажах автомобилей. Ведь аварии всегда происходили по вине пилотов и никогда из-за техники.

Не очень удачно складывались и семейная жизнь Энцо Феррари. В 1956 году умер его старший сын Альфредо, которого он называл Дино. Эта смерть сильно повлияла на спортивного инженера и оставила глубокий след в его душе на всю жизнь. В память о сыне Энцо создал серию спорткаров Dino.

Ferrari Dino 246 GT, 1973 г.
Ferrari Dino 246 GT, 1973 г. Фото: www.globallookpress.com

Мечта в массы

Вообще Энцо Феррари очень любил, когда подчиненные называли его инженером, хотя все без исключения именовали Энцо «Коммендаторе», что с итальянского означает командор или рыцарь, удостоенный наград. Заслугами Энцо Феррари не кичился, хотя под конец жизни он и принялся чудачить. Зачастую Коммендаторе часами мариновал у себя в приемной уважаемых лиц государства, не явился на прием к Папе Римскому, а в 1982 году после гибели Жиля Вильнёва и травмирования гонщика Дидье Пирони на квалификации в Хоккенхайме даже произнес устрашающую фразу «Прощай чемпионат!». Но тогда все обошлось. Команда Ferrari осталась в «Формуле 1», хотя и перестала брать чемпионские титулы. Началась эпоха McLaren.

Перед смертью Коммендаторе продал большую часть акций фирме FIAT, не видя среди своего окружения достойных приемников. В собственности сына и его семьи осталось лишь 10% акций. Энцо Феррари умер в августе 1988 года в возрасте 90 лет. Но уже через месяц после его кончины гонщики Герхард Бергер и Микеле Альборето победили на этапе чемпионата в Монце. А впереди была еще эпоха Шумахера.

Зал славы в музее Феррари в Маранелло.
Зал славы в музее Феррари в Маранелло. Фото: АиФ/ Артем Горбунов

В 90-е годы Ferrari усилило позиции в автоспорте и в бизнесе. Сегодня Ferrari это не только автоспорт и быстрые автомобили, но еще и туристический бренд, а также бутики спортивной одежды, которые приносят больше прибыли, чем строительство автомобилей. Ferrari продолжает транслировать миру составляющие своего образа жизни. По всему миру открываются парки аттракционов Ferrari World, где есть скорость, азарт и эмоции. А в Абу-Даби на искусственном острове возведен аттракцион, где каждый способен ощутить себя отважным итальянским пилотом Франческо Баракко, герб которого Ferrari до сих пор несет на своих радиаторных решетках.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах