Притчей во языцех для критиков российского автопрома долгие годы являлась модель ВАЗ-2105, пробывшая на конвейере 30 лет (1980–2010 гг.) без кардинальных изменений. Только представьте себе — какая временная пропасть разделяет советскую Олимпиаду-80 и, скажем, памятную инициативу экс-президента России Дмитрия Медведева о переименовании милиции в полицию. Совершенно другая страна — а экстерьер «пятёрки» за это время не изменился ни на йоту. Конечно, российские автомобилисты, наблюдающие за ежегодным рестайлингом западных машин, превратили «пятёрку» в жупел. Однако давайте задумаемся: всегда ли отсутствие развития в течение длительного времени означает стагнацию? АиФ.ru собрал российскую технику, ставшую популярной или даже получившую культовый статус за рубежом, фактически из-за отсутствия прогресса.
Lada 4X4 («Нива»)
Впрочем, есть одна известная европейцам машина, которая до сих пор не утратила ни рабочих качеств, ни дешевизны — это российская «Нива». «Служивший когда-то мишенью для насмешек российский полноприводный внедорожник может пойти нарасхват в связи с тем, что жизненный путь Land Rover Defender в этом году прервётся. Появившись на свет в 1948 году, Defender — любимец фермеров и землевладельцев — был убит новыми требованиями безопасности и экологии. Образовавшуюся нишу может занять российская Lada Niva — утилитарная железная коробка с полным приводом, продающаяся за полцены Defender», — пишет The Times.
Конечно, неуважительно отзываться о родоначальнице всех современных SUV’ов как о «железной коробке», однако факт остаётся фактом: именно недостаточное техническое развитие «Нивы» позволило ей остаться востребованной. Если бы она пошла по пути своих зарубежных клонов, то за 38 лет выпуска также эволюционировала бы из «относительно комфортного» вездехода в обычный городской минивэн «с внешностью внедорожника». Как отмечает The Times, из-за своей неприхотливости «Нива» пользуется популярностью на альпийских горнолыжных курортах, а если в ней что-то ломается, это всегда можно починить ударом молотка.
УАЗ-452 («Буханка»)
Куда приложить руки, если вся техника вокруг и так доведена до идеала? Конечно, купить российскую машину — и не просто машину, а «буханку» Ульяновского автозавода, вот уж где простор для творчества! Возможно, именно так думают японцы, а может быть, УАЗ-452 чем-то напоминает им Чебурашку — сверхпопулярного персонажа в Стране восходящего солнца. Как бы там ни было, несколько лет назад «Буханка» стала по-настоящему модной в Японии: только представьте себе, что энтузиасты выкладывали за импортный российский «вагончик» 36–40 тысяч долларов! Около полутора миллионов рублей по тем временам.
С другой стороны, это не так уж и дорого за ретро-машину в идеальном состоянии: ведь конструкция «Буханки» не претерпела серьёзных изменений с 1965 года. Полная аутентичность как технологий, так и материалов полувековой давности — куда уж там кузовным ателье, переделывающим «под старину» современные автомобили! «Каждая деталь тут может довести до слёз: дверные петли для лёгкости установки и обслуживания закреплены снаружи корпуса. Бамперы сделаны из кусков стали. Передняя панель в виде неприкрытого листового железа... хотя почему "в виде"? — это и есть железный лист. Обшивка дверей изготовлена из старого доброго винила, вызывающего ностальгию. Никто не скажет, что это "хай-тек в стиле ретро" — это самая настоящая машина времени», — делится впечатлениями о своём УАЗ’е некто Озава Кодзи.
Мотоцикл «Урал»
И это неудивительно: ведь подавляющее большинство ирбитских мотоциклов (в год их производится около тысячи) уходит за рубеж — в Европу и США. В Соединённых Штатах «Урал» даже вошёл в «горячую десятку» мотоциклов 2012 года! Причиной такой популярности стала его классическая конструкция: фактически «Урал» — это лицензионная копия BMW R71 30-х годов, повторённая до последнего винтика. Надо сказать, что современные западные мотоциклы в таком же ретро-стиле стоят больших денег; а тут живая легенда по вполне демократичной цене. Как отмечают дилеры, тяжёлый российский мотоцикл пользуется успехом как у возрастной аудитории США, так и у молодёжи, которая предпочитает его пластиковым японским байкам — и даже готова мириться с тем, что к нему требуется время от времени прикладывать руки.




Минпромторг выбрал УАЗ производителем автомобилей для первых лиц
«АвтоВАЗ» начал собирать пилотную партию Lada Vesta
Грузовики на экспорт. Как будет развиваться отечественный автопром
Скорее жив, чем мёртв: авторынок пошёл на поправку