Владимир Гаврилов 0 6195

Внедорожники победы. Какие автомобили задавали тон в середине 40-х годов

Война явилась двигателем прогресса. Техника получила серьёзный толчок для развития, и в 40-е годы прошлого века разработаны стандарты внедорожников, которые используются до сих пор. Какие же машины помогали нам побеждать?

Willys.
Willys. © / Shutterstock.com

«Виллис-Форд»

Самый известный внедорожник всех времён появился на свет сразу после начала Второй мировой войны. Три американские фирмы — Bantam, Ford и Willys — в 1940 году представили на конкурс Министерства обороны разработки общевойскового автомобиля. Все они были похожи между собой, потому как в процессе изготовления военные не скрывали от участников проекта получаемой технической информации. Хотя все признают, что понравившаяся заказчикам концепция изначально придумана Bantam. Все три машины оказались «сырыми» и в начале 1941 года проходили испытания. Однако председатель войсковой комиссии, генерал Дуайт Эйзенхауэр, принял решение объединить усилия инженеров и провести унификацию для изготовления силами всех трёх фирм одной модели. Так на свет родился Willys МА, который в фордовской документации стал именоваться Ford GPW (Government Passenger Willys — Пассажирский, «Виллис», Военный). Именно усилиями Ford автомобиль получил столь массовое распространение.

Ford GPW.
Ford GPW. Фото: Shutterstock.com

Доведённый до ума автомобиль оснащался четырёхцилиндровым 2,2-литровым 60-сильным мотором и полноприводной трансмиссией с подключаемой передней осью. Максимальная скорость поднялась до 104 км/ч, а грузоподъёмность — до 250 кг. Конструкция машины поражала продуманностью и задала стандарты для военной техники на полвека вперёд: ветровое стекло ложилось на капот, фары поворачивались на 180 градусов и использовались для освещения моторного отсека, что удобно при ремонте. Ford GPW немного отличался от Willys МА в силу особенностей производства на разных заводах, но именно он дал название целому классу армейских вездеходов: «Джип». Военные примерно так произносили неказистую аббревиатуру GPW. Огромное количество таких машин поставлялось по ленд-лизу в СССР и в Англию.

Родоначальник класса

Советские конструкторы взялись за разработку собственного автомобиля повышенной проходимости. За основу взята прославленная «Эмка», которая встала на собственную полноприводную трансмиссию с передним мостом и редуктором. Такая модификация названа ГАЗ-61-73 и считается родоначальницей класса комфортабельных внедорожников SUV. Машина обладала закрытой кабиной, укрывающей от ветра и непогоды своих седоков. Это было необходимо высшему генералитету армии, часто разъезжавшему по расположениям войск. Естественно, просиживать в Willys часами на морозе было некомфортно, да и опасно для здоровья немолодых уже штабистов. Автомобиль располагал рядным шестицилиндровым мотором объёмом 3,5 л и мощностью 85 л. с. Трансмиссия четырёхступенчатая с раздаткой и подключаемым передком.

Внедорожником ГАЗ-61-73 во время войны пользовались маршалы Рокоссовский, Жуков, Конев и другие. С 1940 по 1945 годы на базе «Эмки» было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73 и 36 тягачей 61-417.

ГАЗ М-1 «Эмка».
ГАЗ М-1 «Эмка». Фото: РИА Новости

«Иван-Виллис»

Практически сразу после появления джипов за океаном подобные разработки начались и на Горьковском заводе. К 1943 году на основе ГАЗ М-1 был сконструирован открытый внедорожник ГАЗ-67, который в войсках получил прозвище «козлик» за прыгучесть и феноменальную проходимость. Ещё его в шутку называли «Иван-Виллис» за сходство с американским «джипом». Главным его предназначением было выступать в роли лёгкого тягача для транспортировки 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 массой 1850 кг. Двигатель и раздатка специально настраивались на такой режим эксплуатации. Максимум момента в 180 Нм у 54-сильного мотора приходилось уже на 1400 оборотов, что облегчало движение в размокших суглинках. Четырёхступенчатая трансмиссия обладала очень короткими степенями для удержания максимума мощности. До конца войны в войска поступило более 4 тысяч машин, что было каплей в море по сравнению с 50 тысячами американских «джипов» в советской армии. Но автомобиль настолько хорошо зарекомендовал себя, что производился до 1953 года и успел повоевать даже в Корее. Всего из ворот предприятия выкатилось более 90 тысяч ГАЗ-67.

ГАЗ-67.
ГАЗ-67. Фото: РИА Новости/ Павел Лисицын

Три четверти тонны

«Додж три четверти» не менее культовая машина, чем «Виллис». К 1942 году стало ясно, что в манёвренной войне не хватает дивизионного тягача для транспортировки самых массовых 75-мм орудий. СССР остро нуждался в подобной технике, и с 1942 года к нам поставлялся удачный военный внедорожник: Dodge WC-51. Его грузоподъёмность составляла ¾ тонны (750 кг). Эта особенность и отложилась в простонародном названии. Крутящий момент в 250 Нм был доступен уже на 1400 оборотах. А мощности 95-сильного бензинового агрегата вполне хватало для транспортировки не только дивизионных орудий, но и корпусных тяжёлых пушек. В итоге Dodge WC-51 вместе с грузовиком «Студебекер» превратился в универсальный автомобиль «бога войны». Всего в советскую армию пришло по ленд-лизу более 25 тысяч «Доджей».

Dodge WC-51.
Dodge WC-51. Фото: Shutterstock.com

Плавающий «Виллис»

Самым же удивительным внедорожником войны считается амфибия Ford GPA. Этот автомобиль не так часто встретишь в фильмах про войну, однако на него буквально молились советские военачальники в 1944 и 1945. Эта машина выглядела как лодка на колёсах и была разработана Ford специально для осуществления десантных операций союзников на Средиземном море. Первое боевое применение Ford GPA произошло в ноябре 1942 года во время союзнической операции «Торч» при высадке на побережье Алжира и Марокко. Однако высокая морская волна создавала большие препятствия для использования амфибий на Средиземном море. Однако в Восточной Европе с её обилием рек и болот плавающий Ford GPA полюбился сразу. В основе машины лежала платформа от джипа Ford GPW и такой же 60-сильный мотор. В начале 1944 года на Москве-реке прошли испытания и было принято решение о широком внедрении амфибии в Советскую армию.

Амфибий в войска поступило более 3200 штук, и предназначались они для быстрого форсирования рек и занятия плацдармов. Сотни Ford GPA распределялись между батальонами спецназначения, которые во время крупных войсковых операций преодолевали десятки километров и с ходу форсировали реки ещё до появления немецких заслонов. Благодаря этим автомобилям наши передовые части обеспечивали высокую интенсивность наступления в Польше в начале 1945 года. Кроме того, Ford GPА трудились и в инженерных полках, где были незаменимы для установки плавучих переправ. После войны в СССР был разработан свой внедорожник-амфибия: ГАЗ-46.

Ford GPA.
Ford GPA. Фото: www.globallookpress.com
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли включать «нейтраль» на «автомате» на светофоре?
  2. Какие продукты вредят нервам?
  3. Что за проект окололунной станции готовит Россия?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ