Примерное время чтения: 8 минут
122

Причины и последствия гигантской пробки на трассе М10 «Россия»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «Россия» в плену 05/12/2012

«Пробка на трассе М10 «Россия» рассосалась» - с четверга эта фраза звучала каждый час из уст начальников всех уровней. «Врут все!» - кричали водители в радиоэфире и в Интернете.

Самой большой проблемой было даже не отсутствие бензина. «Почему нельзя было подвезти биотуалеты?» - недоумевали люди

Первые машины стали скапливаться на дороге между Моск­вой и С.-Петербургом ещё в ночь на четверг. При этом трассу расчистить от снега не по­трудились. В итоге образовалась гигантская пробка от Твери аж до Вышнего Волочка - районного города Тверской области. По официальным сообщениям, затор составил около 40 км, но водители утверждают: 200 км, не меньше! Многие дальнобойщики стояли по трое суток. Когда мы спрашивали о пунктах обогрева и горячего питания, организованных МЧС, водители чуть не матюгались - никто их не видел! «Третий день еду с Нижнего, за последние сутки проехал всего 700 м, - возмущению Алексея Михайлова, дальнобойщика из Валдая, не было предела. - А всё потому, что трасса не расчищена! Я не понимаю: если введено чрезвычайное положение, где военная техника, где вообще хоть какие-то телодвижения?!! Что особенно убивает: все врут! Мы в машинах ночуем, а они передают: пробка рассосалась».

«Помощь? Мы стоим трое суток, проедаем собственные запасы, - рассказывают Андрей Ешмеков и Евгений Ходыкин, дальнобойщики из Воронежа. - Хлеб продают здесь по 82 руб. за буханку, тарелка борща подорожала с 50 до 200 руб.».

Шофёрам в итоге помогали простые люди: подвозили еду, сигареты, воду, бензин.

А где власти-то были?

 Нам все врут! - говорят водители «Нам все врут!» - говорят водители. Фото Татьяны Неделькиной

Алексей Смирнов, и. о. начальника Управления ГИБДД по Тверской обл., считает так: «Заторы связаны с несвоевременной обработкой проезжей части дороги, большим количеством выпавших осадков, а также c необдуманными дейст­виями водителей, которые заблокировали дорогу по всей ширине, что сделало невозможным подъезд дорожной техники». «Выпал аномальный по толщине снежный покров - 68 см, - сообщил «АиФ» Дмитрий Волков, начальник Управления дороги М10 «Россия» . - Об этом автовладельцев информировали мы, информировал Гидрометцентр». То есть, сами виноваты? А где же объездные пути? Где система оповещения? Где слаженная работа всех служб?

«У нас тоже так было, - рассказывает Сергей Щетинин, заслуженный спасатель РФ, руководитель регионального отделения Союза спасателей России (Северная Осетия). Проработал на самых лавиноопасных участках Транскавказской магистрали свыше 25 лет:

- Транскам – дорога, которая становится потенциально опасной в определенный сезон: в зимнее время после сильных снегопадов трассу подолгу закрывают из-за угрозы схода лавин. Раньше это действительно являлось настоящим бедствием: за 15 лет на одном из участков трассы погибло около 200 человек. Поэтому, в правительстве Северной Осетии был принят специальный регламент передвижения по Транскаму. Конкретно, его разрабатывала и согласовывала со всеми необходимыми ведомствами (МВД, МЧС, ФСБ, Минздравом, Минавтодором и пр.) Комиссия по чрезвычайным ситуациям, подписывал документ председатель КЧС. Регламент этот обязателен для выполнения всем службам, ответственным за обслуживание и нормальное функционирование трассы: пограничникам, таможенникам, ГИБДД, спасателям, дорожникам, медикам и т. д. Вначале четкое взаимодействие всех ведомств было проблемой, но в итоге все отрепетировали, и схема заработала. В последние годы тех жертв, которые были «до», за исключением единичных случаев, уже не было.

Действия мы отрабатывали по многу раз: после получения от Гидрометцентра прогноза, подразумевающего выпадение большого количества снега, дорожные службы совместно с ГИБДД закрывают трассу или ограничивают по ней движение: на пунктах ДПС ставят блокпосты и шлагбаумы. А так же, своевременно проводят расчистку дороги. Транспорт, который в это время идет через Транскам, еще на равнинной части трассы, на подступах к горам, направляют в специальные зоны отстоя на стоянки. Главы тех администраций, на чьей территории останавливаются машины, должны организовать пункты обогрева и питания, подвезти полевые кухни для водителей и пассажиров. Под это местные администрации получают определенные деньги – в фонд ЧС. Эти средства закладываются в региональные бюджеты и затем компенсируются». 

Таким образом, за ситуацию на трассе отвечают, в первую очередь, главы администраций и руководители территориальных управлений МЧС, обеспечивающие безопасность. Они привлекают к работам на трассе своих сотрудников, в том числе спасательную службу. Обогревают людей, подвозят еду, как правило, сотрудники МЧС. Привлекаются и федеральные силы – это волонтеры, палатки со складов и т. д. Дежурят сотрудники лавинной службы Гидрометцентра «скорые помощи» Минздрава. Усиливаются посты правоохранительных органов - во избежание конфликтов и для поддержания правопорядка. Людей информируют – что и когда. происходит. Я сам там несколько раз выступал перед группами водителей, доводил до них нужную информацию. Кроме того, в район ЧС стараются завозить съемочные группы федеральных и местных каналов, чтобы они снимали реальную обстановку, освещали ее по телевидению и радио, и народ тоже знал, что происходит. Все текущие новости поступают в основном от штаба ликвидации ЧС, а озвучиваются публично, в том числе, через местные пожарные части, глав администраций, начальников ГИБДД, всех людей, которые присутствуют на заседаниях комиссии по ЧС.

О пробке под Тверью. Федеральная трасса М-10 кое-где по своим физическим и техническим возможностям не позволяет быстро пропускать такое количество транспорта при осложненных погодных условиях. Вот чем дело. Если бы в то время, когда шел снег, адекватно работала техника по очистке этой дороги, и были бы распылены противогололедные реагенты, то грузовики не буксовали бы на подъемах. И в Тверской области такой же регламент по ЧС, как и на Транскаме, скорее всего, тоже есть, но он был не отрепетирован.

За дорогу отвечает та организация, которая ее эксплуатирует – дорожная служба. К ней и все вопросы – кто виноват.

Получается, что, без преувеличения, на главной трассе страны вся мощь государственной машины сдаётся под слоем обыкновенного снега? Во время войны под бомбами по замерзшей Ладоге тысячи ленинградцев вывезли, а теперь почему не можем? Мало того что везём по трассе «Россия» в обе столицы произведённые за бугром продукты, тряпки, технику, так даже до людей нормально довезти всё это не можем. Власти кричат, что пункты помощи с едой, теплом и лекарствами в период ЧС должны быть через каждые 50 км. А как до них доехать, когда пробка? Где эта чудо-техника, которую МЧС нам на своих учениях из года в год показывает?

В понедельник на совещании, посвящённом этой чрезвычайной ситуации, все призванные помогать службы занимались не разбором полётов, а обеляли себя. Начальник управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь Астахов заявил, что «органы ГИБДД с большим опозданием прибыли на место ДТП». Глава МЧС Владимир Пучков кивал на работу дорожных служб. Гаишники - что дорожники не чистили снег... А отвечать-то кто будет? Радищев? Впереди зима, заторов будет много. Будет ли эта история уроком?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах