aif.ru counter
Владимир Авдеев 1099

Профессионалом быть сложнее. Поделят ли автолюбителей на новичков и профи

Законопроект Минтранса, предлагающий разделить водителей на любителей и профессионалов, вызвал широкий общественный резонанс.

© / vseb / Shutterstock.com

Суть проекта в том, что требования к подготовке профессиональных водителей станут значительно серьезнее, а требования к обучению водителей, которые не планируют работать в этом качестве, изменятся в сторону облегчения. Что касается профи, то планируется, что водители, которые управляют автомобилями для осуществления предпринимательской деятельности должны будут раз в пятилетку проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены — причем не только по управлению авто, но и по правилам перевозки грузов и работы с документами. Впрочем, повышение качества подготовки профессионалов и заявлено министерством в качестве основной цели документа.

Сегодня программы обучения не разделяют любителей и профессионалов, хотя совершенно очевидно, что те, кто обучается на категории «С», «Д» и «Е», намерены в будущем воспользоваться полученными знаниями и умениями именно в профессиональной деятельности. Согласно законопроекту, в будущем в водительских правах должна появиться отметка, подтверждающая возможность их владельца заниматься водительской деятельностью по найму. В Минтрансе инициативу объясняют тем, что профессиональным водителям не хватает компетенций, что приводит к опасным ситуациям на дорогах, и эта позиция имеет подтверждение в виде статистических данных. Так, по данным ГИБДД, число аварий, произошедших по вине водителей грузовиков, увеличилось за первый квартал 2017 года на девять процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аварий с автобусами за первые три месяца текущего года стало больше на 4,5 процента.

Дополнительно подтвердить

Безусловно, дополнительное подтверждение квалификации способно повысить уровень подготовки водителей. Скорее всего, на нормативный срок переподготовки в пять лет авторов законопроекта сподвигла не только аналогичная практика советского времени, но и система, работающая в других профессиях. Например, врачи и провизоры также подтверждают профессиональную квалификацию раз в пятилетку. Ссылаются в Минтрансе и на зарубежный опыт, где возможность работать по найму у человека появляется после двух-трех лет безаварийной езды в качестве любителя и только после подтверждения водительских навыков. По замыслу разработчиков законопроекта, в водительском удостоверении должна появится отметка, подтверждающая «профессиональную компетентность», — так называемый код «95». Такая практика закреплена директивой Европарламента и Совета ЕС, код «95» обязателен для водителей-профессионалов стран ЕС. Согласно проекту, без нее работодатель не вправе будет принять гражданина на работу и в нашей стране. Впрочем, справедливости ради, вывод об универсальности зарубежного законодательства носит явно обобщающий характер — оно отличается от страны к стране, к тому же на аварийность влияет множество факторов, и в первую очередь — климатические условия в стране и состояние дорожного покрытия, однако, очевидно, что практика Евросоюзе законопроекте взята как пример.

«Законопроект Минтранса, безусловно, поможет бороться с непрофессионализмом водителей и потенциально снизит количество аварий на дорогах. Тем более, что подобная практика уже успешно применяется в Европе. Однако, к новому предложению есть и вопросы. К примеру, кто будет заниматься обучением водителей и их аттестацией? Кто будет выбирать программу обучения? Не превратиться ли хорошая идея в формальность, которая будет далека от реальности? Также непонятно, как быть транспортным компаниям, у которых уже отлажен процесс подтверждения квалификации водителей и присвоения классности, где существуют утвержденные программы обучения» — поделился мнением по поводу готовящегося документа Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» (компания создана Александром Богатиковым).

Новый профстандарт

Эксперты считают, что сегодня, в первую очередь, необходимо сформировать и утвердить профессиональный стандарт для водителей, осуществляющих трудовую деятельность в области пассажирских и грузоперевозок, который станет обязательным для соблюдения всеми работодателями на территории РФ вне зависимости от формы собственности. Стандарт должен разрабатываться при активном участии профессионального сообщества. И, возможно, что именно этот документ и стоит включить в законопроект.

Что касается противников законопроекта, то их главный аргумент заключается в том, что ПДД едины, и соблюдать их ты обязан независимо от того, любитель ты или профессионал, не говоря уже о других возможных издержках документа. Очевидно, что новая инициатива увеличит и финансовую нагрузку на водителей-профессионалов, ведь платить за дополнительное обучение им придется, скорее всего, из собственного кармана. К тому же, по всей вероятности, в процессе реализации закона появятся коррупционные схемы, а предлагаемое разрешение на работу водителями граждан государств ЕАЭС (сейчас могут только граждане Белоруссии и Киргизии) понизит средний уровень зарплаты водителей в России.

Тем не менее, не исключено, что проект дойдет как минимум до рассмотрения в Госдуме. Сейчас законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности» находится на стадии публичных обсуждений, и вполне вероятно, что все возникающие вопросы будут сняты. Сейчас, пока документ, что называется, сырой, очевидно только то, что повышение требований к профессионалам может сказаться на их подготовке положительным образом. Представители отрасли профессиональных грузоперевозок готовы помогать Минтрансу и всем заинтересованным ведомствам в подготовке законопроекта. Главное, чтобы положительные моменты от введения документа в конце концов не были нивелированы его недоработками и чрезмерной финансовой нагрузкой на профессионалов.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему папу римского называют папой?
  2. Почему договоры и прочие документы нельзя подписывать цветной ручкой?
  3. Зачем в метро снимают двери?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ