Владимир Гаврилов 17 160569

Огоньку не найдётся? Как нельзя «прикуривать» автомобиль

В морозы многие прибегают к дедовским способам реанимации машин. В ход идут перекинутые провода и ритуальные танцы с капотами. В итоге горит не только электроника, но и сами автомобили. Полезно ли тянуть свои провода к чужим батареям?

© / Agnes Kantaruk / Shutterstock.com

Два моих приятеля в тридцатипятиградусные морозы решили завести старую Lacetti, чтобы отправиться в далёкое путешествие на Среднюю Волгу на рыбалку. Сколько они ни крутили стартёр, машина не хотела выдавать приличную искру, и двигатель, схватившись, сразу глох. Затем прибыл сосед на джипе и помог «прикурить». Автомобиль задёргался, коленвал закрутился, из трубы потёк едкий дым, но машина через несколько секунд глохла. Ребята не унимались, а небольшие почихивания мотора их только раззадоривали. Мол, вот сейчас крутанём посильнее — и уже поедем. В итоге запахло жареным. В буквальном смысле, из-под капота.

«Эпоха карбюраторных автомобилей с невозмутимой системой подачи топлива прошла, — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков. — Автомобили перешли на впрыск ещё в середине девяностых, и неосторожное прикуривание способно наделать бед как для донора, так и для пациента».

Раньше карбюраторные моторы имели незамысловатые катушки зажигания и генераторы, регулировались одной отвёрткой и выдавали клубы едкого дыма. С переходом на стандарт Евро-2 смесь стала готовить электроника по сложному рецепту с информацией от электронных датчиков. Блок управления ведёт расчёты и регулирует подачу воздуха в топливо. Генератор реагирует на нагрузку, выдавая более сильный ток. Сотни метров проводов опутывают машину изнутри, и из-за экономии всё подключено с минимальным запасом. Если раньше водители директорской «Волги» могли перебросить провода с «КамАЗа» и крутануть, то теперь при такой операции рискуешь получить дым не из трубы, а из-под капота.

Нередки случаи, когда автомобилисты сжигают предохранители, реле генератора или даже блоки управления. Такая история случилась на моей памяти с Toyota RAV4. К примеру, добрый человек помог страждущему оживить умершую «шестёрку», а сам встал на прикол. Пришлось менять электронные мозги, а они нынче дороги.

В эпоху электроники каждая машина имеет свой алгоритм запуска. К примеру, где найти штатное место для массы? С ходу его не обнаружишь, под капотом везде пластмасса, резинки и кожухи. Прицепить «крокодильчик» к кузову непросто. Кроме того, необходимо строго соблюдать последовательность подключения проводов и их полярность. Если перепутать плюс с минусом, то будет большой бум. Ряд производителей вообще запрещают «перекуры» с друзьями и даже грозятся лишить гарантии при проблемах с электрикой. Поэтому «прикуривание» уже выходит за пределы нормированных правил. Каждый действует на свой страх и риск.

Если же решились, то провода лучше брать без «крокодилов», площадь контактов которых минимальна, а с клеммами для максимального обхвата. Чем больше сечение, тем току вольготнее.

Автомобиль донора перед «прикуриванием» лучше глушить, а не газовать со всей силы для помощи процессу. Дело в том, что при нагрузке умный генератор донора компенсирует ток и добавляет мощности, обеспечивая заряд батареи. Чужой автомобиль, включённый в бортовую сеть донора — это всегда гигантский потребитель. Генератор донора напряжётся, все силы направит на восполнение утрат и будет биться насмерть, пока не спалит реле. Скачки напряжения очень опасны для электроники, тем более корейской или японской, рассчитанной на долгие годы здоровой жизни и не приспособленной к подобным издевательствам. Кроме того, нельзя допускать соприкосновения кузовов автомобилей или переброшенных между ними открытых проводников.

При выключенном моторе донора исправный аккумулятор питает только чужую бортовую сеть. От своего автомобиля его лучше отключить, сбросив клеммы. По сути, это уже не классический способ «прикуривания», которым пользовались наши деды, а временная замена аккумулятора с подзарядкой старого в одной цепи. Надо помнить, что этот финт приведёт к обнулению настроек электроники у донора и к другим мелким проблемам с бортовыми системами. Именно поэтому автопроизводители при обилии опций на новых машинах запрещают помощь на дорогах. В их системе координат для этого имеются специальные дорожные службы.

«Из-за скачка напряжения может выйти из строя всё, что угодно, — продолжает Олег Чирков. — Поэтому перед прикуриванием неплохо изучить описание сразу двух автомобилей: как донора, так и пациента». Иначе возможны ситуации, когда какая-нибудь неопытной девушка просто открывает капот своей новенькой «Короллы» и передаёт инициативу в руки владельца старой «шохи», даже не слышавшего об электронных мозгах.

Как устроить большой бум? При халатном «прикуривании» есть риск не только получить удар током или увидеть сноп искр после спутанной полярности, но и в прямом смысле подорвать автомобиль. Дело в том, что старые батареи при подзарядке источают гремучий газ, который скапливается внутри кожуха и проникает сквозь щели в стенках батареи. Раньше даже были клапаны для стравливания газа. Если аккумулятор выглядит странно, появились подтёки, грязь, наслоения, то назрела необходимость отправляться в магазин. Перечисленные факторы свидетельствуют о разрушении ячеек и побочных химических процессах с пузырением. Такие устройства лучше не «прикуривать» вовсе, а сразу нести на свалку. Но если очень хочется получить большой бум, то можно. Для верности лучше по-настоящему закурить и орудовать проводами с зажатой в пальцах сигаретой. Тогда уж точно рванёт. Яркая вспышка разбивает короб и разбрасывает пластмассовые осколки. Одежду они не пробивают, но могут повредить открытые участки кожи. Дальше — как повезёт. Обычно пожар не возникает, но если машина старая и в ней сильно пахнет парами бензина, то можно увидеть под капотом ещё и большой огонь.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Я Сергей[mailru]
    |
    12:30
    20.01.2017
    6
    +
    -
    видать сервисмены загрустили со своими расценками и разводками. В эпоху интернета разводки начинаются теперь отсель!
  2. Петр Петр[facebook]
    |
    15:57
    20.01.2017
    4
    +
    -
    Автослесарь пытается учить электротехнике:)))
Комментарии (17)
  1. Игорь Николаевич[vkontakte]
    |
    12:26
    20.01.2017
    2
    +
    -
    "Кроме того, необходимо строго соблюдать последовательность подключения проводов" - как физик скажу, что это от слабоумия пьяный ёжик придумал!
  2. михаил леплявкин[odnoklassniki]
    |
    21:43
    20.01.2017
    0
    +
    -
    Не знаю как думают автослесари и физики, но скажу вам, никогда при прикуривании авто не подключайте минусовой провод к аккумулятору прикуриваемого автомобиля.
    • Вадим Сиражев[facebook]
      |
      12:43
      23.01.2017
      1
      +
      -
      михаил леплявкин[odnoklassniki]: что же при этом произойдет? При прикуривании достаточно большой ток пойдет по проводам аккумулятора. Но очень недолго, поэтому изоляцию не оплавит. Если минус присоединить к массе, по плюсу всё равно пойдет большой пусковой ток.
      • El Gato Montes[facebook]
        |
        12:58
        23.01.2017
        0
        +
        -
        Вадим Сиражев[facebook]: при подключении последнего контакта всегда проскакивает искра. Есть опасность что возле клеммы через неплотности просачивается газ, насколько я знаю это водород. Следовательно может быть небольшой взрыв. Поэтому последний контакт рекомендуется делать на корпус, а не на аккумулятор. Естественно это минусовой проводник. Последовательность подключения остальных контактов совершенно неважна.
  3. Я Сергей[mailru]
    |
    12:30
    20.01.2017
    6
    +
    -
    видать сервисмены загрустили со своими расценками и разводками. В эпоху интернета разводки начинаются теперь отсель!
  4. Петр Петр[facebook]
    |
    15:57
    20.01.2017
    4
    +
    -
    Автослесарь пытается учить электротехнике:)))
  5. михаил леплявкин[odnoklassniki]
    |
    21:59
    20.01.2017
    0
    +
    -
    Вы кто по специальности, уважаемый? Физик или автослеарь. Я техник-механик уже 40 лет.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. За что задержали Кирилла Серебренникова?
  2. Как выкупить долю в квартире, если её собственник пропал?
  3. Что известно о пожаре в центре Ростова-на-Дону?

Делаете ли вы детям прививки?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru