Рейтинг вопроса
-5
+ -

Опасно ли долго катиться на нейтралке в машинах с «механикой»?

16 162132
Ответ эксперта

Движение накатом используется для экономии топлива. Однако раньше это считалось опасным из-за ряда особенностей карбюраторных автомобилей. Стоит ли сейчас прибегать к этому приему, рассказывает капитан гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин

Накатить и не капризничать 

До наступления электронной эпохи автомобили не располагали системами активной коррекции траектории движения и при езде накатом подчинялись только законам инерции. Порой прямая связь колес с трансмиссией рассматривалась как единственный способ сохранения стабильности во время экстренного торможения. Поэтому инструкторы автошкол или просто опытные шоферы всегда рекомендовали ездить на передаче даже на ровных участках дорог. Процесс плавного замедления они тоже рекомендовали выполнять при включенной ступени, выжимая сцепление лишь перед остановкой. 

Вопрос-ответ
Дело в том, что карбюраторные двигатели отличались капризностью и нередко глохли при переходе на холостые обороты. Во время движения накатом это могло кончиться неприятностями, так как вакуумный усилитель переставал работать и педаль тормоза каменела. Интенсивность торможения из-за этого резко падала. Неопытный водитель мог не справиться с управлением и угодить в аварию. 

Кроме того, при разрыве механической связи с двигателем, что всегда происходит при переводе ручной коробки на нейтральную скорость, колеса автомобиля получали излишнюю свободу. Они вращались как угодно, и при экстренном торможении любое из колес могло заблокироваться на скользкой или на зыбкой поверхности, что приводило к потере управляемости. Автомобиль летел с громадной скоростью. Чтобы противостоять таким блокировкам при экстренном торможении, опытные люди включали третью передачу, применяя тактику торможения вместе с газом. 

Электроника помогает накату 

С массовым внедрением электронного впрыска и системы стабилизации эти две проблемы удалось победить. Двигатель уже не глохнет на холостых, а система стабилизации и АБС помогают колесам правильно подтормаживать при проходе поворотов. Поэтому ездить накатом сейчас не возбраняется и даже рекомендуется экологами. Ведь движение на «нейтралке» помогает экономить топливо и снижает вредные выбросы в атмосферу.

Статья по теме
Многие автопроизводители даже имитируют режим наката для своих автоматических и роботизированных коробках. Обычно он «зашит» в программе «ЭКО». При отпущенной педали газа преселективная коробка размыкает сцепление, мотор теряет прямую связь с ведущими колесами. Стрелка тахометра падает на 800 оборотов, в результате машина размеренно катится вперед. Утверждается, что подобные прогоны экономят 3-5% топлива в зависимости от интенсивности использования наката. Электроника контролирует процесс вращения колес и в случае необходимости корректирует траекторию автомобиля. 

Однако здесь необходимо помнить, что в спортивных машинах с полноприводной трансмиссией и с активными спортивными дифференциалами на задней оси движение накатом допускается лишь как временное средство экономии. Использовать его для спортивной езды нельзя. Активные дифференциалы, распределяющие тягу между правым и левым задними колесами, работают только при включенной передаче. На пределе сцепных свойств резины тяга на ведущей оси обязательна. И если кто-то вздумает во время дрифта выбить передачу в нейтраль и заломить отвязанный разворот с целью экономии топлива, то будет неправ. Автомобиль просто выкинет на обочину и далее в кювет. 

Поэтому спортивный стиль вождения не любит наката. Ему нужен постоянный газ. А вот при размеренном движении без приключений накат вполне уместен.

Задай свой вопрос

Кому:
Оставить комментарий
Лучшие комментарии
  1. Валерий
    |
    22:29
    19.05.2018
    1
    +
    -
    Максим Кононов, вы просто не поняли, что хотел сказать Вячеслав Субботин. В его словах нет ничего, чтобы противоречит принципу работы ЭПХХ. Он всего лишь сказал, что движение на «нейтралке» помогает экономить топливо и снижает вредные выбросы в атмосферу. Никто не спорит, что подача топлива в двигатель в это время не прекращается. Движок работает на "холостых". Однако, торможение двигателем и "накат" - разные вещи. Субботин вёл речь только о накате.
  2. Антон
    |
    22:26
    18.05.2018
    1
    +
    -
    Автомобиль летел с громадной скоростью. Чтобы противостоять таким блокировкам при экстренном торможении, опытные люди включали третью передачу, попробовал бы автор включить третью на ЗИЛу или ГАЗоне...
Комментарии (15)
  1. Антон
    |
    22:26
    18.05.2018
    1
    +
    -
    Автомобиль летел с громадной скоростью. Чтобы противостоять таким блокировкам при экстренном торможении, опытные люди включали третью передачу, попробовал бы автор включить третью на ЗИЛу или ГАЗоне...
  2. Максим Кононов
    |
    01:16
    19.05.2018
    -1
    +
    -
    Авторы вы жгете? Советую изучить вопрос об экономайзере принудительного холостого хода (ЭПХХ) который был еще при карбюраторах. На инжекторе же применена более продвинутая система Но, суть та же перекрывать полностью подачу топлива в двигатель при движении накатом достигая и экономию топливо и разумеется снижая выбросы хоть на инжекторах хоть на карбюраторах т.е. "Ведь движение на «нейтралке» помогает экономить топливо и снижает вредные выбросы в атмосферу." бредятина полнейшая при движении накатом и топливо вообще не расходуется и выбросы отсутствуют и обеспечивается торможение двигателем в отличии от работы двигателя на холостых "даже рекомендуется экологами." это каким экологами??? таким же двоечниками как Ваш эксперт Вячеслав Субботин. И его Вы называете экспертом? судя по тому что пишется это какой то дилетант, а не "капитан гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт»" или он выхлопных газов нанюхался? "Многие автопроизводители даже имитируют режим наката для своих автоматических и роботизированных коробках." Крайне печально читать такой бред якобы от эксперта.... Очень жаль что пишут подобные статьи вопиюще некомпетентные эксперты в такой уважаемой газете и еще в качестве ответа на всю страну
  3. Валерий
    |
    22:29
    19.05.2018
    1
    +
    -
    Максим Кононов, вы просто не поняли, что хотел сказать Вячеслав Субботин. В его словах нет ничего, чтобы противоречит принципу работы ЭПХХ. Он всего лишь сказал, что движение на «нейтралке» помогает экономить топливо и снижает вредные выбросы в атмосферу. Никто не спорит, что подача топлива в двигатель в это время не прекращается. Движок работает на "холостых". Однако, торможение двигателем и "накат" - разные вещи. Субботин вёл речь только о накате.
  4. Максим Кононов
    |
    10:48
    20.05.2018
    0
    +
    -
    Валерий: Да все я прекрасно понял. Автор даже вскользь не упомянул о ЭПХХ и в целом обэто системе говорит о многом. О чем дальше вести речь? какая экономия может быть на холостых при движении накатом???? если двигатель все равно работает. А если при включенной передаче снижать скорость и тормозить как говорится двигателем, то топливо не РАСХОДУЕТСЯ вообще!!! Так в каком режиме топливо больше экономится? В каком режиме меньше выбросов? + напомню вопрос был "пасно ли долго катиться на нейтралке в машинах с «механикой»" на современных авто действительно уже не критично с АБС + всевозможные другие электронные системы. Ну причем тут экономия которой просто не может быть на холостых??? Это же касается любых современных машин хоть на автомате, хоть на механике, хоть на роботах. Производитель и на этих машинах учел этот момент. Просто там уже не ЭПХХ отрубает топливо, а бортовой компьютер. и уж говорить "Многие автопроизводители даже имитируют режим наката для своих автоматических и роботизированных коробках. " это бред несусветный
    • Дмитрий
      |
      10:16
      21.05.2018
      -1
      +
      -
      Максим Кононов: Странная у вас логика. Т.е. по вашему мнению ,при переходе с активного движения (когда нажата педаль газа) и обороты двигателя составляют, скажем 2000-2500,к движению накатом (на холостом ходу) при его оборотах около 800 никакой экономии топлива не наблюдается? Т.е.по вашему всё равно: работает ли двигатель с нагрузкой на повышенных оборотах или без нагрузки на холостых? Забавно. И "А если при включенной передаче снижать скорость и тормозить как говорится двигателем, то топливо не РАСХОДУЕТСЯ вообще!!!"--- ещё одно интересное умозаключение. Не знаю , что у вас там показывает ваш бортовой компьютер, но по вашему выходит, что при торможении двигателем в него ВООБЩЕ НЕ ПОДАЁТСЯ топливо. От слова совсем. Чудеса.
      • Максим Кононов
        |
        21:33
        21.05.2018
        1
        +
        -
        Дмитрий: Что тут забавного. на современных двигателя так. Едете и у вас к примеру более 2500 обортов и тут вы бросили тапку газа и тупо начинаете сбрасывать скорость даже не тормозя бортовой компьютер отрубает топливо, НО двигатель при этом не глохнет ибо ее раскручивает инерция. Дальше в зависимости от настроек уже при 1000-15000 оборотах даже если продолжать не нажимать тапку газа топливо снова начинает подается что двигатель начал ровнее работать и не заглох. Вот и вся логика "А если при включенной передаче снижать скорость и тормозить как говорится двигателем, то топливо не РАСХОДУЕТСЯ вообще!!!"--- ещё одно интересное умозаключение. Не знаю , что у вас там показывает ваш бортовой компьютер, но по вашему выходит, что при торможении двигателем в него ВООБЩЕ НЕ ПОДАЁТСЯ топливо. От слова совсем. Чудеса." Именно и никаких чудес, нормальная работа двигателя Это никакое не чудо. удивительно другое, как много оказывается дилетантов которые не знают элементарного. Включая доморощенных якобы экспертов пишущих безграмотные статьи в АИФ. Можете элементарно проверить если присутствует бортовой компьютер. Попробуйте многое для себя откроете. Я это проверял на простейшей десятке инжектор с простейшим бортовым компьютером. на любой передаче работает
      • Andrey100500
        |
        15:36
        22.05.2018
        0
        +
        -
        Дмитрий: Вы наверное вообще не представляете работу двигателя. При отпущенной педали газа на скорости двигатель не испытывает ни какой нагрузки. От инерции движения двигатель раскручивается, но при этом дроссельная заслонка закрыта, ЭБУ отключает подачу топлива на форсунках. Даже логически подумать, если закрыта дроссельная заслонка, как будет гореть топливо ? Воздух то не поступает. Если эбу не отключит форсы, то топливо в несгоревшем виде вылетит в выпускной коллектор, там скопиться и при подаче воздуха может воспламениться, при этом расхреначив выпускной коллектор. Когда автомобиль замедлиться до того момента, что обороты упадут до 800-1000 эбу включит подачу топлива, что бы двигатель не заглох. В этот момент двигатель уже будет испытывать нагрузку, т.к. он начнет тянуть автомобиль, а не замедлять. Если есть желание экономить топливо, кататься на нейтралке дурная затея. Лучше ехать с определенной скоростью на соответствующей передаче и в зависимости от профиля дороги уменьшать и увеличивать подачу топлива. Например двигаясь 110 км/ч на 5 передаче, на длинном пологом спуске отпустить педаль газа. При этом автомобиль не будет заметно замедляться, но расход топлива будет равен нулю. Если установлен бортовой компьютер, то он будет прекрасно это показывать.
  5. Максим Кононов
    |
    10:54
    20.05.2018
    0
    +
    -
    Валерий: Кстати проверить достаточно просто... если стоит бортовой компьютер. Переключаем в режим показа моментального расхода топливо. На холостых он будет показывать чуть больше 1 литра в час. А как только начинаем тормозить двигателем, комп будет показывать расход в 0,00 литров в час. Так что никакой экономии на холостых при движении накатом и быть не может. Экономичнее тормозить двигателем. А в горных районах это поможет еще и не перегреть тормоза со всеми вытекающими последствиями. Короче совет однозначно дилетанта а не эксперта. Прошу редакцию АИФ обратить на это внимание
    • ВладимирGV
      |
      23:07
      20.05.2018
      0
      +
      -
      Максим Кононов: вы бросаетесь громкими фразами, не разобравшись в вопросе, и допускаете простые логические ошибки. Действительно, в тексте не идет речь о торможении мотором, поэтому упоминать о ЭПХХ 25-летней давности не было  смысла. Но если вам интересно, то можно. Торможение двигателем, это не накат, это торможение. А когда автомобиль тормозит, он замедляется и едет меньшее расстояние, чем аналогичный автомобиль, не тормозящий. Ведь так? Поэтому не важно потребляет ли мотор в момент торможения топливо. Главное, что автомобиль тормозит и останавливается. Водителю приходится постоянно давить на акселератор, чтобы поддерживать нужный темп движения. Другими словами, оставляя коробку на передаче водитель вынужден постоянно давить на газ для поддержания движения машины, лишь изредка отпуская педаль, чтобы немного сбросить скорость. Движение же накатом происходит, когда двигатель разъединен с ведущими колесами и торможения мотором не осуществляется. Автомобиль на «нейтралке» несется по инерции гораздо большее расстояние, нежели, когда он тормозит мотором. Поэтому он и проедет раза в 1,5 дальше, чем на передаче. И не важно, что во время наката 1,6-литровый мотор работает на холостых оборотах и потребляет аж 0,6-0,8 л/ч. Это мелочи по сравнению с выигрышем в пройденном расстоянии. Если посчитать подобные накаты за всю поездку, то и выходит экономия топлива в 3-5%. Вот, что пишет, к примеру, BMW о своей системе: "Дополнительные функции движения накатом ECO PRO позволяют снизить расход топлива еще на 5 %. Функция движения накатом, доступна только для автомобилей с автоматической коробкой передач. Если на скорости 50–160 км/ч водитель отпускает педаль акселератора и при этом не задействует педаль тормоза, система отсоединяет двигатель от трансмиссии, в результате чего автомобиль свободно движется по инерции без участия двигателя". В общем, техника движется вперед. Максим, а вы не хотите за ней поспевать, но позволяете себе обрушиваться на экспертов с неуместной критикой.
      • Максим Кононов
        |
        21:25
        21.05.2018
        1
        +
        -
        ВладимирGV: "А когда автомобиль тормозит, он замедляется и едет меньшее расстояние, чем аналогичный автомобиль, не тормозящий. Ведь так? " Еще один дилетант бросить что? вы хоть думаете что пишете. Так в том и смысл тормозить двигателем, что бы 1 экономить топливо это РАЗ. Второе элементаро эконмить колодки, т.к. они меньше изнашиваются ДВА + можно еще и подтормаживать тормозами. Ну к я примеру на трассе очень часто вообще не пользуюсь тормазами. Зачем? сбрасываю скорость именно тормозя двигателем. "Водителю приходится постоянно давить на акселератор, чтобы поддерживать нужный темп движения. " дальше даже читать не стал. Зачем давить на акселератор??? речь про снижение скорости а не про поддержание постоянной скорости "поэтому упоминать о ЭПХХ 25-летней давности не было смысла. " чукча не читатель, чукча писатель. ДЛя особо одаренных еще раз повторю: на современных моторах не применяется ЭПХХ, там за это отвечает бортовой компьютер. Но смысл тот же самый отрубать подачу топлива при торможении двигателем и не нужно мне тут спать терминами про разницу движения накатом и торможением двигателем. Автор статьи вообще ее не упомянул назвав главной причиной, что двигатель на холостых может банально заглохнуть.... О :) млин а я и не знал эксплуатирую не один десяток классики, и зубильного семейства, что они могут заглохнуть. На нормально карбе ниче не глохнет. + рассуждения странные что мол не могут обеспечить правильную смесь при старте.... Конечно же с точностью инжекторных систем не сравнить, но и на карбах к примеру стоял ускорительный насос. О чем автор опять же умолчал. Короче статья ересь полная
      • Максим Кононов
        |
        21:44
        21.05.2018
        1
        +
        -
        ВладимирGV: "Если на скорости 50–160 км/ч водитель отпускает педаль акселератора и при этом не задействует педаль тормоза, система отсоединяет двигатель от трансмиссии, в результате чего автомобиль свободно движется по инерции без участия двигателя". В общем, техника движется вперед. Максим, а вы не хотите за ней поспевать, но позволяете себе обрушиваться на экспертов с неуместной критикой." это абсолютнейшие домыслы эксперта! В этом просто нету никакого смысла! Техника понятно движется вперед. Я уж молчу про Рекуперативное торможение на гибридах. И эту статью писал явно не эксперт. Скорее всего ее напечатала какая нить безграмотная блондинка секретарь. Ну не верю я, Что такое мог напечатать профи
      • Максим Кононов
        |
        22:46
        21.05.2018
        1
        +
        -
        ВладимирGV: ". Но если вам интересно, то можно. Торможение двигателем, это не накат, это торможение. " ктсати ДА действительно оговорился, конечно же речь не про движение накатом, а именно торможение двигателем. Но сути всего остального не меняет + как то вот совсем не углядел еще один момент: Автор пишет "Многие автопроизводители даже имитируют режим наката для своих автоматических и роботизированных коробках." Если еще про роботы можно такое допустить. ибо это таже механика просто там стоят приводы которые включают передачи вместо ленивых водителей. То уж про автоматы полнейшая глупость. Все знают, что их даже буксировать на нейтрали не рекомендуется. А если приспичило то на скорости не более 50 км/ч (Какие нафик 160?) и то на короткие расстояния. + нужно понимать что на нейтрали, а только так можно разомкнуть автомат, ибо другого режима просто не предусмотрено, автомат хуже смазывается. И если верить этой бредятине, то это прямой путь запороть автомат очень быстро. Короче про автомат это просто жесть какая лажа и вопиющая некомпетентность.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы





Смотрите также
Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ