Примерное время чтения: 7 минут
745

Начинать надо в роддоме. Когда и как учить ребёнка ПДД?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Украина: пять лет с протянутой рукой? 27/03/2019 Сюжет Безопасное движение
Малыши лучше усваивают не слова, а конкретные примеры.
Малыши лучше усваивают не слова, а конкретные примеры. Пресс-служба ГУОБДД МВД России

За последние несколько лет в России на 17% сократилось число раненных в ДТП детей, на 30% снизилась смертность и на 15% – тяжесть полученных травм у детей. Общая статистика такова: погибает каждый седьмой ребёнок, попавший в ДТП, каждый третий получает травмы и ранения. Конечно, в статистику попадают все случаи ДТП с детьми, и, соответственно, среди этих страшных цифр немало ребятишек, которых родители везли в машине без автокресла. Но, к сожалению, гибнут и получают травмы и дети-пешеходы.

Несчастные случаи с детьми чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. Дело в том, что из-за особенностей восприятия до 4 лет ребёнок не осознаёт, что машина не может остановиться мгновенно, а до 6 лет плохо ориентируется по звуку. Например, выскакивает ребёнок на дорогу за мячом, и, если в этот момент увидит машину, он просто з­амрёт на месте, а то ещё и закроет лицо руками. И в этой ситуации единственный выход – учить ребёнка безопасному поведению на дороге. «Начинать обучение детей безопасному поведению на дороге с детского сада уже поздно, – говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. – Поэтому подготовка законопослушного участника дорожного движения начинается с будущих мам».

Эксперты утверждают, что система непрерывной подготовки участников дорожного движения должна начинаться с обучения мам в роддомах и продолжаться на всех этапах взросления человека. Только так грамотное и безопасное поведение на дорогах станет нормой. В России такая система уже действует. Для успешной и эффективной её реализации есть единственное условие – общий охват.

Личным примером

Первое, что надо помнить родителям, которые главные учителя детей по безопасному поведению на дороге, – малыши не столько воспринимают слова, сколько примеры. Можно им постоянно твердить, что нельзя переходить на красный свет, но стоит один раз так маме с ребёнком перебежать дорогу – и все уроки ПДД – насмарку. Да, в школах и даже в детсадах сейчас отводят время для обучения нормам поведения на улицах, но его мало. Нередко такие занятия проводят для галочки. Конечно, парень в 10 лет понимает, что на красный переходить дорогу н­ельзя, но как и где правильно ездить на самокате или велосипеде, уже не знают многие из его одноклассников.

Огромное влияние на своих сверстников оказывают Юные инспекторы движения (ЮИД). Участники отрядов ЮИД не только сами изучают ПДД, но и помогают освоить правила своим сверстникам, а зачастую и взрослым напоминают о необходимости их соблюдения.

«Роль родителей первоочередная. Ведь даже когда мы приходим с обучающими программами в детсад, то видим, как ребёнок вовлечён в процесс, как не хочет нарушить Правила дорожного движения и как знает все пункты поведения на дороге. Но как только ребёнок видит, что его родители спокойно нарушают правила и их при этом не сбивает автомобиль, то невольно начинает делать это сам. Вся система обучения тут же ломается, – рассказывает руководитель отряда ЮИД Татьяна Окань. – Отряды ЮИД и создаются, собственно, затем, чтобы помочь в школе организовать профилактику дет­ского травматизма из-за ДТП с помощью самих детей. Мы устраиваем различные акции как для школьников, так и для родителей. Дети обучают, по сути, друг друга в игровой форме. И могу сказать, что мы заметили, что в школах, где действуют отряды ЮИД, за большой промежуток времени сошло на нет количество ДТП с участием школьников».

Паспорт безопасности

С недавних пор в каждой школе в обязательном порядке должен быть паспорт дорожной безопасности. В документ включают схемы зданий на территории школы, план-схему района, где указаны проезжие части, тротуары, «зебры» и пр. Также там прорисовывается движение детей на подходе и отходе от школы. К сожалению, ещё не все школы относятся к паспорту безопасности ответ­ственно. Общественники в рамках акции «Дорога в школу» регулярно мониторят это. «Часто информация в этих документах совершенно не соотносится с действительностью. Например, в схеме, размещённой на сайте школы в Медыни, на месте, где находится сквер, нарисована дорога, – рассказывает активист ОНФ в Калужской области Владимир Потапов. – Стрелочками обозначено движение детей, но при этом на схеме эти стрелочки нарисованы исключительно перед входом в школу, отсутствуют дорожные знаки. Не первый раз видим, когда электронный паспорт без­опасности дорожного движения в школах, к сожалению, превращается в пустой документ, разработанный по принципу «чтобы просто был».

Для безопасности передвижения ребёнка на пути от дома до школы и обратно родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых образовательных организациях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника. Маршрут в школу должен быть необязательно самым коротким, необязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для вашего ребёнка.

В игровой форме

В Минпросвещения России подчёркивают, что первоочередное задание учителей современной школы – объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Существует множество методик по интересному игровому обучению. Например, портал «Город дорог», созданный в рамках реализации действующей ФЦП. Сегодня в России действует без малого 40 мобильных инновационных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Фактически это автомобиль, укомплектованный велосипедами, самокатами, макетами и элементами улично-дорожной сети, которые позволяют моделировать различные дорожные ситуации. Сама машина – тоже элемент обучения. Например, с её помощью детям наглядно показывают зависимость тормозного пути от скорости транспорта. «Лаборатория» прежде всего учит ребёнка принимать решения в конкретных ситуациях, а не просто заучивать ПДД. «Нет ничего важнее детской безопасности и детской жизни. Такой мобильный комплекс позволяет не просто на словах объяснить ребёнку, как надо вести себя на дорогах, пешеходном переходе, в транспорте, на велосипеде, но с помощью игры моделировать ситуации, понимать их изнутри и запоминать. Кроме того, «Лаборатория» является мобильной, это значит, что можно проводить обучение не только в городе, но и в районных центрах, сельских поселениях», – уверен губернатор Рязанской области Николай Любимов.

«К сожалению, на сегодняшний день полностью весь сборник ПДД может прочитать, а самое главное, понять далеко не каждый взрослый. Не говоря уже о детях, – отметила президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – ПДД написаны очень сложным юридическим языком, и требуется адаптировать их, чтобы каждый желающий мог найти ответ на интересующий вопрос, чтобы родители могли их читать и разбирать вместе с детьми».

Кстати

  • В Сыктывкаре Госавтоинспекция и ЮИД проводят в поликлиниках «Час без­опасности» по ПДД для юных пациентов и их родителей. Детям напомнили, почему важно носить световозвращатели. Для родителей юидовцы подготовили тесты по ПДД. Всем правильно ответившим вручили памятные призы.
  • В Забайкалье «Родительский патруль» проводит мастер-классы по ПДД на детских площадках. Родители вместе с автоинспекторами дежурят во дворах, у школ и детсадов. Они рассказывают детям и взрослым о том, как правильно переходить дорогу, как вести себя при посадке в маршрутные ТС, в каких местах разрешено кататься на велосипедах и р­оликовых коньках.
  • В Тульской области решили ненавязчиво сделать так, чтобы пешеходы стали более заметными в тёмное время суток. Госавтоинспекция презентовала полиэтиленовые пакеты с изображением самовара и надписью: «Тула, засветись», которые выполнены световозвращающей краской. Региональные власти поддержали идею автоинспекторов – такие пакеты будут распространять среди населения и упаковывать в них покупки в магазинах о­бласти.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах