aif.ru counter
Алексей Сивашенков 0 1581

Столетие светофора: от газовой лампы до искусственного интеллекта

В Международный день светофора АиФ.ru вспоминает, как от лампы с горящим газом это устройство эволюционировало в сетевую интеллектуальную транспортную систему.

Дерево-светофор. Скульптура Пьера Виванта в Лондоне.
Дерево-светофор. Скульптура Пьера Виванта в Лондоне. © / William Warby / Flickr.com

Самые обычные вещи полны поэзии: распространённая фамилия, вроде Смита, выражает дух нации; а обыденные почтовый ящик или светофор тайно управляют человеческими судьбами. Это рассуждение английского писателя Гилберта Честертона как нельзя лучше подходит к сегодняшней дате. Тем более что светофор — английское изобретение. Непременный атрибут городских улиц, который когда-то вызывал удивление и даже привлекал толпы зевак. Впрочем, те времена давно миновали, но одна особенность светофора остаётся неизменной, как зелёные и красные огни, — будучи простым устройством, он тем не менее точно отражает технологические достижения каждой эпохи.

Рождение и смерть

Первый светофор был установлен в Лондоне на перекрёстке у здания Палаты общин в 1868 году. Он регулировал движение экипажей и пешеходов: британский Метрополь уже в то время начинал страдать от избыточного трафика. Изобретатель инженер Джон Пик Найт не выдумал его «с нуля», а взял за основу широко распространённый железнодорожный семафор. Установленный на шестиметровой мачте, он управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: в горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45° — «движение с осторожностью». Ночью вместо них работали газовые фонари красного и зелёного цвета. Почему, кстати, были выбраны именно эти цвета? Помимо психологического аспекта, красный и зелёный максимально приближены к уровню наиболее воспринимаемой человеческим глазом части спектра. Даже дальтоники, не разбирающие тональности, безошибочно определят эти цвета.

Пешеходный переход на одной из улиц города Вены. 1965 год
Пешеходный переход на одной из улиц города Вены. 1965 год. Фото: РИА Новости / Э. Кашани

Посмотреть на диковинный уличный семафор приезжали зеваки со всей Великобритании. Но век его оказался недолог: спустя всего год после установки, в 1869 году, газовый фонарь взорвался и задел осколками полицейского. Специальным правительственным указом было запрещено применять подобные устройства, и о светофоре забыли почти на полвека.

Возрождение и международное признание

Второе рождение светофора произошло уже за океаном — «гремящие двадцатые» в США ознаменовались автомобильным бумом. Усилиями Генри Форда «Жестянка Лиззи» (Ford Model T) сошла с конвейера миллионными сериями, став доступной среднему американцу. Возникла острая необходимость в регулировании автомобильного движения, и в 1920 году в Детройте и Нью-Йорке появляются электрические трёхцветные светофоры за авторством Гэррета Моргана. Отметим, что «отец светофора», конечно же, опирался на опыт предшественников: первый электрический семафор был создан жителем Солт-Лейк-Сити Лестером Вайром ещё в 1912 году. А два года спустя в Кливленде была установлена система сразу из 4 электрических светофоров, управляемых из будки постовым, разработанная другим инженером Джеймсом Хогом. Однако эти устройства не получили широкого распространения, а «трёхглазый» светофор Моргана дожил без особых изменений вплоть до наших дней. Кстати, предупреждающий жёлтый цвет к красному и зелёному предложил добавить детройтский полицейский Вильям Потс.

Любопытно, что темнокожим инженером Морганом двигала идея социальной справедливости: он полагал, что очерёдность проезда не должна зависеть от важности персоны в автомобиле. Так, по аналогии с Сэмюэлом Кольтом, возникла поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гэррет Морган сделал их равными». Спустя два года светофоры аналогичной конструкции появляются в Париже, а в 1927 году — доплывают до Англии.

Светофоры в СССР

Молодая советская республика ненадолго отстала от капиталистических стран в вопросах регулирования дорожного движения. Стремительная индустриализация СССР наводнила крупные города автотранспортом. В 1928 году в Москве появляется должность дорожного инспектора, а в 1930 году объединённые подразделения Моссовета и Ленсовета создают первый советский экспериментальный светофор. Он был установлен в том же году в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов. А в декабре 1931 светофор появился в Москве — как подарок городу на новый год. Спустя два года в столице будет работать уже более 100 светофоров. Третьим «осветофоренным» городом стал Ростов-на-Дону.

Любопытно, что первые советские светофоры были оригинальной конструкции, совершенно не похожей на мировые аналоги. Они напоминали настенные часы, с циферблатом, разделённым на 4 сектора: два жёлтых по бокам, зелёный сверху и красный снизу. Стрелка ходила по кругу равномерно, разрешая и запрещая движение. Отметим, что инспекторы никак не могли повлиять на работу светофора. Видимо, это было очень неудобно, так как вскоре все они были заменены обычными «трёхглазыми» светофорами американской конструкции. Но до конца 30-х годов цвета всех светофоров в СССР оставались «перевёрнутыми»: зелёный сверху, красный внизу.

Центральная улица Великого Новгорода, 1958 год
Центральная улица Великого Новгорода, 1958 год. Фото: РИА Новости / А. Воротынский

Современные светофоры

В наши дни светофоры изменились не столько внешне — светодиоды и анимированные изображения пешеходов на табло не в счёт, — сколько внутренне: они стали частью сетевой интеллектуальной транспортной системы города (ИТС). При помощи камер, установленных на перекрёстках, операторы ИТС собирают информацию о загруженности дорог. При возникновении затора светофоры на этом направлении переключаются в режим «зелёной улицы», до минимума сокращая время работы запрещающего сигнала. Пока это делается вручную, но не за горами то время, когда транспортная система станет полностью автономной.

Один из таких проектов представили учёные новосибирского Института систем информатики СО РАН в июле этого года. Автономная ИТС сможет не только контролировать дорожную ситуацию, но и прогнозировать её на несколько часов вперёд. А также оперативно реагировать на неожиданности — скажем, на аварии, закупоривающие улицы. Обнаружив, что основная магистраль закрыта, ИТС постарается перенаправить трафик на дороги-дублёры. Кстати, интеллектуальная система поможет водителям избегать ДТП: если камера зафиксирует человека, перебегающего дорогу, светофор немедленно включит красный свет. К новосибирской разработке проявила интерес мэрия Москвы — возможно, что в экспериментальном режиме автономная ИТС заработает в столице уже в ближайшем будущем.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с избиением школьника в Хабаровском крае?
  2. Где и когда смотреть матчи сборной России с Германией и Швецией?
  3. Какие главные причины ДТП в России?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ