aif.ru counter
309

Умные «зебры». Как новая инфраструктура поможет спасать жизни пешеходов?

Все материалы сюжета Безопасное движение

Когда заходит речь о безопасных, комфортных и качественных дорогах, то автоматически подразумевается, что разговор о хорошем покрытии, нормальном освещении и скоростном режиме, – попросту рисуется такая благостная картина для автомобилистов.

Пешеходный переход «воздушная зебра», дублирующий дорожную разметку.
Пешеходный переход «воздушная зебра», дублирующий дорожную разметку. © / Агентство «Москва»

Но на самом деле это ещё и залог безопасности для пешеходов.

У нарушений ПДД со стороны пешеходов есть несколько причин. Конечно, прочно засевшее в их головах убеждение, что «пешеход всегда прав», приводит к печальным последствиям. Чаще всего они нарушают, переходя дорогу в неположенном месте. Если это случается на какой-нибудь тихой улочке, где и машин немного, и дорога по 1–2 полосы в каждую сторону, то последствия могут быть нефатальные. Но ведь есть граждане, которые отчаянно бегут сломя голову через многополосную магистраль… Даже на регулируе­мых пешеходных переходах периодически находятся торопыги, которые не могут дождаться своего зелёного сигнала и норовят проскочить на красный. Например, потому, что на противоположной стороне дороги вот-вот от остановки уедет автобус. Чтобы остановить таких шустрых, в мире давно отделяют проезжую часть от тротуара высокими ограждениями. Иными словами, в городах продуманная, современная и технологичная инфраструктура пешеходам просто необходима.

«Светофор под ногами» не только светит нужным светом, но и предписывает, что делать.
«Светофор под ногами» не только светит нужным светом, но и предписывает, что делать. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

«Подсветить» пешехода

В Швеции нашли способ сократить смертность на дорогах в 2 раза, запустив проект Vision Zero. «В 1990-х годах у нас на улицах городов было много светофоров, обычных переходов с «зеброй», а также разрешена скорость 50 км/ч. Сейчас ситуация изменилась: у нас много круговых перекрёст­ков и искусственных преград для снижения скорости (они построены по принципу «лежачего полицейского»). При этом во многих местах ограничение скорости сегодня составляет 30 км/ч. Если вы, например, пешеход или велосипедист и вас сбивает машина на скорости 50 км/ч, то риск погибнуть у вас около 80%. Но если скорость автомобиля составляет всего 30 км/ч, шансы погибнуть у вас менее 10%», – объясняет секрет шведского феномена специалист по безопасности из Транспортной администрации Швеции Маттс-Оке Белин. В рамках проекта Vision Zero построили 12,6 тыс. безопасных пешеходных переходов, в том числе мостов и «зебр», обозначенных не только разметкой, но и световой сигнализацией. 

Есть в Европе и другие умные приспособления на дорогах. Например, там давно используют световозвращатели и солнечные панели для подсветки переходов и обочин. Сейчас уже стали внедрять датчики движения для освещения светофоров. Так, на одной из улиц испанского городка Камбрильс в провинции Таррагона оборудовали пешеходный переход со светодиодной подсветкой, вмонтированной прямо в дорожное покрытие. Стоит приблизиться к нему на определённое расстояние, как датчики давления тут же включают обрамляющие «зебру» LED-огни, сигнализирующие водителям о необходимости остановиться. Стоимость такой умной «зебры» 9–10 тыс. евро, что, конечно, дорогое удовольствие для казны. Но это не значит, что и на российские улицы не придут новые технологии.

Ограждения для спешащих

Важной частью национального проекта «Безопасные и качест­венные автомобильные дороги» станут инфраструктурные изменения. В частности, вдоль дорог решено установить ограждения. Барьеры, ограничивающие доступ пешеходам на проезжую часть, существенно снижают количество ДТП с их участием, поскольку ограничивают выход на проезжую часть вне зоны пешеходных переходов. Также высокие бордюры предотвращают выезд машин на тротуары. Минтранс России направил в регионы методические рекомендации, в которых одним из самых недорогих мероприятий значится установка ограждений. «Массово устанавливать пешеходные ограждения вдоль дороги вблизи переходов – правильная идея, – уверен глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Люди перебегают дорогу в 30–40 м от «зебры». Такое поведение может спровоцировать аварийную ситуацию даже со смертельным исходом, особенно в тёмное время суток».

Сегодня, как заверили «АиФ» в пресс-службе Рос­автодора, в прио­ритете у дорожников строительство надземных и подземных пешеходных переходов. Кроме того, в покрытие проезжей части монтируют светодиодные маячки, которые обозначают границы перехода в темноте, а начертание разметки выполняют термопластиком, который хорошо заметен ночью. Перед нерегулируемыми «зебрами» наносят шумовые полосы, устанавливают датчики измерения скорости и камеры. Новые светофоры, работающие на солнечных батареях, уже были установлены в Краснодаре на трёх улицах, сообщили в Росавтодоре. Светодиодное устройство разработано для обеспечения работы при любых погодных условиях и не подразумевает подключения к сетям электроснабжения. А на пешеходных переходах на региональной трассе Астрахань – Евпраксино установлены автономные комплексы искусственного освещения. Они работают за счёт энергии солнца, которая накапливается в аккумуляторах. Благодаря таким светильникам ночью водители видят приближение пешехода и снижают скорость.

Несколько лет назад в России изменили ГОСТ и требования к пешеходным переходам. «Теперь переход должен выделяться не только белыми полосами, но и жёлтыми или оранжевыми. Должна быть обеспечена подсветка переходов. Свою эффективность показала так называемая воздушная подсветка – когда над переходом натянут провод, на котором висят диод­ные фонари. Они буквально создают стену света над переходом. Примечательно, что такие технологии в Европе не используются нигде. Так что эффективность предстоит проверять нам самим», – говорит замначальника НЦ БДД МВД России Евгений Мухин. – Есть ещё и такой вариант, как 3D-переход. На дороге с виду обычная разметка. Но водителю кажется, что переход поднят над дорогой на 15 см. Волей-неволей скорость скинешь». В качестве эксперимента такие переходы организовали в нескольких регионах страны. В Самаре количество аварий на них сократилось с 6 до 3%, в Кемерове – на 81%, в Новокузнецке – на 44%.

Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов рассказал, что приподнятые пешеходные переходы, которые устанавливают в столице, впервые появились в Санкт-Петербурге 5 лет назад. Они показали свою эффективность: видя неровность, водители снижали скорость, чтобы не повредить авто. «Чтобы это получило массовое применение, нужны годы и средства. Также нужно изменить нормативы, в частности, разрешить эти приподнятые пешеходные переходы на магистральных дорогах – там, где нет подземных и надземных пешеходных переходов. Ну и на дорогах региональных, которые, по сути, являются скоростными», – считает он.

Светофоры с подсказкой

Много внимания за границей уделяют пропаганде без­опасности дорожного движения. Предуп­реждающие надписи прямо на тротуарах, специальные знаки для пешеходов и социальная реклама в Европе –  давно привычная и обыденная вещь.

Примеров подобной пропаганды много и в России. Например, этой весной ещё на 46 пешеходных переходах в Москве появятся предупреждающие знаки – надписи, напоминающие взрослым и детям о том, как нужно правильно переходить дорогу. «Говорящие переходы» – совместный проект УГИБДД Москвы и ЦОДД, направленный на привлечение внимания пешеходов к их собст­венной безопасности: около 49 «зебр» без светофора такие надписи уже есть. Пешеходов предуп­реждают: «Возьмите ребёнка за руку», «Посмотрите по сторонам», «Снимите наушники». В октябре 2018 г. УГИБДД и ЦОДД провели в соцсетях конкурс на лучшую идею надписи. Победителями стали: «Не перебегайте дорогу», «Играть на дороге опасно», «Не спеши – успеешь». Теперь они будут нанесены перед переходами. На Кубани тоже появились подсказки пешеходам.

Есть и более масштабные проекты. Например, «Культура на дорогах». «Этот широкомасштабный информационно-просветительский проект, организаторами которого стали Госавтоинспекция МВД России, Минтранс России, Минпросвещение России при поддержке экспертного центра «Движение без опасности» и Российского союза автостраховщиков реализовывался в российских регионах в течение прошлого года, – рассказал заместитель главы российской Гос­автоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин. – Он был направлен на все категории участников дорожного движения и призван создать тот самый культурный пласт поведенческих норм, который будет включать в себя не только следование букве правил, но и появление канонов культурного поведения на дороге. Чтобы возникающие в ходе взаимодействия между участ­никами дорожного движения вопросы решались, прежде всего исходя из взаимного уважения и понимания».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие лампы лучше для глаз?
  2. Сколько стоят услуги адвоката?
  3. Обязательна ли шапочка для посещения бассейна?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ