Валерий Спиридонов 2 1163

Поддержка модернизации. РСА и эксперты — за изменение тарифов ОСАГО

Анонсированные ЦБ изменения тарифных ставок ОСАГО интересуют всех — и общественников, и страховщиков, и потребителей их услуг. При этом РСА и ряд экспертов уверены, что необходимость модернизации тарифов автострахования назрела давно.

Алексей Мальгавко / РИА Новости

Согласно планам ЦБ, первый этап модернизации начнётся летом этого года. Полностью свободный тариф ОСАГО введут в 2020 году. 

На первом этапе изменения будут минимальными. Тарифный коридор будет расширен на 20% вверх и 20% вниз. Будет существенно увеличено количество сегментов по коэффициенту возраст-стаж — с 5 до 50. Для того, чтобы этот коэффициент слишком сильно не повлиял на стоимость полиса ОСАГО, на этом этапе планируется минимальное отклонение по величине на 5%. В дальнейшем значимость этого коэффициента увеличится. 

Важные шаги в сторону индивидуализации тарифов предполагается осуществить осенью — будут внесены необходимые изменения в законодательство. В силу они вступят летом следующего года.

Третий этап, полная либерализация, наступит в 2020 году. «Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Мы выступаем за полное освобождение тарифа, в несколько приёмов надо расширить тарифный коридор. Первый шаг, который будет сделан в этом направлении — страховщикам дадут возможность устанавливать некоторые коэффициенты. Опыт Германии показывает, что при одномоментном освобождении тарифов произошло их падение и на прежнюю величину ставки тарифов не вернулись, даже несмотря на инфляцию» — говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

РСА и эксперты поддерживают реформу тарифов, направленную на их постепенную либерализацию и переход к индивидуальному варианту. Основная идея индивидуализации тарифов заключается в том, чтобы простое равномерное повышение тарифной нагрузки на всех водителей заменить алгоритмом, согласно которому нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф, больший, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем — меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих.

«Тарифы на ОСАГО не пересматривали с 2015 года. За это время многое изменилось, пора менять и тарифы. Было бы неправильно просто повысить их. Этот путь нас никуда бы не привел. В таком случае рано или поздно пришлось бы повышать их снова, кризис отрасли никуда в результате не делся бы, а доля недовольных выросла бы. Поэтому мы двигаемся к тому, чтобы тариф становился более индивидуализированным, справедливым. Настало время менять сложившуюся порочную систему, при которой основная масса автовладельцев оплачивает за счет стоимости своих страховок „фокусы“ лихачей на российских дорогах» — отмечает депутат Госдумы РФ, первый заместитель руководителя фракции партии Справедливая Россия Михаил Емельянов.

«Хотим мы этого или нет, но либерализация тарифов ОСАГО — это данность, которая ждет нас в любом случае. По этому пути уже прошли многие страны, в которых система заработала раньше, чем у нас. Как показывает опыт той же Германии, это привело в целом к снижению тарифов на полисы, особенно для законопослушных водителей. По этому пути предстоит пойти нам, и правильно, что эта процедура пройдет поэтапно и цивилизованно — под контролем государства, чтобы избежать тех или иных перекосов» — добавляет автоэксперт Игорь Моржаретто.

Эксперты утверждают, что надо ориентироваться в данном вопросе и на такие два показателя, как ценовой рост и рост курса. Они посчитали, что среднегодовой курс рубля снизился с момента последнего изменения тарифов в 2015 году больше, чем на 10%. Также накопленная инфляция за 3 года превысила 20%. «Пора не просто повышать тарифы, а делать шаги в сторону европейской модели, предусматривающей свободу страховщиков в его выборе.

Отрасль и технически, и профессионально готова к постепенному переходу на индивидуальный тариф. Попросту речь идет о том, что тот, кто ездит „плохо“, должен платить больше, чем сейчас. А дисциплинированный водитель — меньше.

Для этого страховщики получат больше свободы в установлении страхового тарифа. А со временем понятие тарифа исчезнет вовсе» — отмечает завкафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ.

Также стоит вспомнить, что за 15 лет работы ОСАГО на российском авторынке тарифы менялись лишь несколько раз. И при этом расходы на выплаты со стороны страховщиков выросли в разы. Например, был увеличен лимит выплат по имущественному ущербу и вреду здоровья. Также страховая отрасль подвергается влиянию деятельности криминальных автоюристов и стразовых мошенников. Переход на натуральное возмещение, который по плану должен был скорректировать ситуацию, никак не помог. «Помимо оплаты ремонта (без износа, новые машины на станциях официальных дилеров), страховые компании во многих регионах продолжают выплачивать значительные суммы не страховых выплат, связанных с деятельностью „криминальных автоюристов“. Поэтому логично, что страховые компании должны иметь возможность корректировать свои тарифы. Пока речь идёт о расширении границы тарифного коридора и изменении коэффициента возраст-стаж. А в дальнейшем нас ждет полная либерализации тарифов. При этом тем водителям, которые не нарушают ПДД и не попадают в аварии, бояться повышения стоимости полиса не стоит. Как показывает европейский опыт, для такой категории автовладельцев стоимость страховки только уменьшится» — юрист, автоэксперт Сергей Смирнов.

Изменения назрели давно, считает партнер Akteon Strategy Consulting Андрей Кинякин. «Несмотря на то, что, по моему мнению, повышение тарифов могло бы быть шагом в правильном направлении, в конечном счете, он стал бы тупиковым. Само по себе повышение означает, что всех опять „стригут под одну гребёнку“. Между тем, необходимо стремиться к тому, чтобы делать тарифы и в целом рынок автострахования более справедливым. Речь в данном случае идёт о том, чтобы вводить индивидуальные тарифы. Это позволит выровнять средний тариф (который по сути не изменится). А самое главное — это позволит не только решить проблемы отрасли, но и гармонизировать отношения между страхователями и страховщиками» — говорит он.

«Уже этим летом будут сделаны первые шаги на пути к либерализации рынка ОСАГО — шаги не к неконтролируемому росту стоимости полиса, а к индивидуализации тарифа, когда страховщик сможет им более гибко управлять, устанавливая его на более высоком уровне для нарушителей и нерадивых автовладельцев, и на более низком — для аккуратных и законопослушных. Отрасль уже „выросла из коротких штанишек“ и готова к этому» — уверен руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Elfktyysq
    |
    09:53
    17.05.2018
    1
    +
    -
    Придумали коррупционную составляющую, вымогательство денег с помощью государства у водителей, а сейчас грезят над её улучшением. На мой взгляд, не надо ничего улучшать, а надо навести просто порядок в действующем страховании. Например, если человек за десять лет не был участником дорожного происшествия, КБМ у него должен быть 50%. Соблюдается это требование Закона? Нет. Я знаю людей, которые пользуются этой услугой страхования, но эти люди относятся или к правоохранительным органам или каким-то чиновникам, короче к той прослойке нашего общества, страховщики которых побаиваются. С другой стороны, я знаю много вполне приличных, аккуратных водителей, которые не были участниками дорожных не только за десять, а за сорок, тем не менее, у них этот коэффициент 10-15-20 процентов. И не пробиваемо. Страховщики все запутали. Так надо навести порядок в этом вопросе. Вторая проблема, говорят ОСАГО - это страхование гражданской ответственности. В прошлом году я при страховании застраховал свою ответственность? Нет, хотя я деньги кому-то уплатил, получил электронный полис. Плюс ещё за что-то с меня содрали 1000 рублей. А в случае ДДП никто и никогда за меня платить деньги не будет. Это точно. Получается так, что этот полис мне нужен только для того, чтобы меня не оштрафовала полиция. Это же дурдом.
Комментарии (2)
  1. Elfktyysq
    |
    09:53
    17.05.2018
    1
    +
    -
    Придумали коррупционную составляющую, вымогательство денег с помощью государства у водителей, а сейчас грезят над её улучшением. На мой взгляд, не надо ничего улучшать, а надо навести просто порядок в действующем страховании. Например, если человек за десять лет не был участником дорожного происшествия, КБМ у него должен быть 50%. Соблюдается это требование Закона? Нет. Я знаю людей, которые пользуются этой услугой страхования, но эти люди относятся или к правоохранительным органам или каким-то чиновникам, короче к той прослойке нашего общества, страховщики которых побаиваются. С другой стороны, я знаю много вполне приличных, аккуратных водителей, которые не были участниками дорожных не только за десять, а за сорок, тем не менее, у них этот коэффициент 10-15-20 процентов. И не пробиваемо. Страховщики все запутали. Так надо навести порядок в этом вопросе. Вторая проблема, говорят ОСАГО - это страхование гражданской ответственности. В прошлом году я при страховании застраховал свою ответственность? Нет, хотя я деньги кому-то уплатил, получил электронный полис. Плюс ещё за что-то с меня содрали 1000 рублей. А в случае ДДП никто и никогда за меня платить деньги не будет. Это точно. Получается так, что этот полис мне нужен только для того, чтобы меня не оштрафовала полиция. Это же дурдом.
  2. Григорий Кудинов
    |
    05:21
    18.05.2018
    0
    +
    -
    aleks.vasilich-r, надо учиться народу отстаивать свои права через суд, чтобы не быть козлом отпущения судьбы.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли оформить загранпаспорт без военного билета?
  2. Что за скандал с утечкой данных о гиперзвуковом оружии?
  3. Как россияне будут отдыхать в 2019 году?




Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ