aif.ru counter
Шахматная федерация России 1692

К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков»

Книга, посвященная жизни и творчеству одного из ведущих представителей русской реалистической школы живописи XX века, вышла в свет в...

Фото предоставлено журналом InStyle

В этом году Виктору Ефимовичу Попкову исполнилось бы 80 лет. Книга доктора искусствоведения Петра Козорезенко, изданная при поддержке коллекционера Андрея Филатова, рассказывает о неизвестных фактах творческой и личной биографии мастера. Издание проиллюстрировано репродукциями картин из крупнейших музеев России и зарубежья, частных коллекций. 

Фото из архива автора книги

Виктор Ефимович Попков родился в Москве 9 марта 1932 года, учился в художественно-графическом педагогическом училище, окончил графическое отделение Суриковского института. Талант Виктора Попкова заметили быстро, и художник стал получать повышенную Суриковскую, а затем Сталинскую стипендию. Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика. Основой картин молодого художника стали материалы художественных экспедиций по стране, этюды. Дипломная работа Виктора Попкова в Суриковском включала десять больших акварелей на тему транспорта и тринадцать цветных линогравюр. Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея. Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки.

«Весна в депо» (1958 г.)

В 1958 году Попков с семьей переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас  висит мемориальная доска. Размер картины «Строители Братской ГЭС» соответствует размерам стены комнаты в Молочном. В том же 1958-м на выставке молодых художников Попков дебютировал картиной «Молодость». Картину отметили в числе лучших, вышли рецензии в журналах «Огонек» и «Смена».

«Строители Братской ГЭС» (1960—1961 гг.)

Графичность и плакатность ранних работ Виктора Попкова объясняется сознательным обращением к наследию Дейнеки и к стилистике ОСТа, девизом которого было изображение современности современными средствами, экспрессивная манера письма, динамичные композиционные решения, выразительные ракурсы и широкое использование графических приемов. Приближалось время «сурового стиля», много взявшего от художественных экспериментов искусства 1920-х годов.

В двадцать семь лет (очень рано по меркам того времени) Виктор Попков вступает в члены МОСХ. В 1959 году он впервые побывал за рубежом – в качестве участника выставки советской живописи в ГДР и выставок произведений молодых советских художников в Венгрии и Польше, где его работы пользовались успехом.

В творчестве Попкова отразились два периода первого постсталинского десятилетия: жизнерадостно-оптимистический настрой «Оттепели» (1953 – 1957 годы), поэтизация повседневности, радость простых будничных вещей, - и возникший около 1958 года в советском изобразительном искусстве стиль, которому искусствовед Каменский дал название «суровый». Последний противопоставлял себя как сталинскому триумфальному официозу, так и лирической беззаботности раннехрущевского времени. Виктор Попков считается классическим представителем «суровых» благодаря картине «Строители Братской ГЭС». О ней написали журналы «Московский художник», «Юность» и «Творчество», в тот же год ее приобрела Государственная Третьяковская галерея. 

В начале 1960-х Попков создает работы, ставшие предвестием характерного впоследствии для художника задумчивого символизма: «Белая лошадь» (1961), «Мост в Архангельске» (1961), «На севере» (1965). Ощущение тревоги, надвигающейся катастрофы достигает пика в картине «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», отразившей политическую ситуацию Карибского кризиса 1962 года. Фатум, смерть, смысл человеческого существования – понятия, ставшие ключевыми для зрелого творчества мастера. Позднее, в 1968 году, Попков пишет работу «Тетя Феня умерла. Горе». В начале 1960-х Попков создает работы на тему сталинских репрессий: «Портрет чекиста» (1963), «Звонок в дверь» и другие.  

В 1962 году живописец принял участие в фестивале молодежи и студентов в Финляндии и выставке советского искусства в Японии. На международной выставке в Югославии за гравюру «Пролетающие птицы» из серии «Белые ночи» он получил поощрительную премию. Произведения Виктора Ефимовича экспонировались на 31-й Международной Биеннале 1962 года в Венеции. 

«Двое» (1966 г.)

С начала 1960-х Попков работает на знаменитом в свое время Комбинате живописного искусства, где был написан его знаменитый «Сентябрь на Мезени» (1969 – 1970). Заказчику картину так и не отдали: она оказалась слишком хороша для нехудожественного учреждения.  В 1967 году Виктор Попков получил Почетный диплом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» (1966) и «Двое» (1966); последняя была куплена Третьяковкой за огромные по тем временам 10 тысяч рублей.

«Бригада отдыхает» (1965 г.)

Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» - русской иконой, «Двое» - Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» - графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко. Виктор Ефимович любил картины Филонова, Шагала, Сезанна, Ван Гога и Пикассо, а также русскими иконами, в особенности кисти Андрея Рублева. В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись. Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну…», 1968), «Старость» (1969). Другая важная тема - размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день»(1968).

В середине 1960-х картины Попкова перестали принимать на выставки из-за неприязни руководства Союза художников. Виктор Ефимович был одним из немногих поддержавших кандидатуру Солженицына на получение Ленинской премии. В 1968 году прошла выставка его работ Мезенского цикла, за две недели экспозицию увидели более тридцати тысяч зрителей. Интерес к выставке спровоцировал недовольство ортодоксально настроенных деятелей искусства, призвавших закрыть антисоветскую, по их мнению, выставку, а к Попкову пришла слава оппозиционера.

В 1968-1969 годах создаются «Натюрморты с лоскутным одеялом», в котором злободневное соседствует с вечным. 

«Натюрморты с лоскутным одеялом» (1968–1969 гг.)

В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников»: была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Виктор Ефимович познакомился с искусством американского абстрактного экспрессионизма и создал в начале 1970-х несколько цветовых вариаций в духе раннего Джексона Поллока и Аршила Горки. В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972),  «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка».

Фото из архива автора книги

В 1973 году  Виктор Ефимович написал картину «Хороший человек была бабка Анисья», ставшую итогом его творчества. Мастерскую Попкова посетил Ренато Гуттузо, оставив на стене восхищенный автограф: «Да здравствует Виктор!». В последние годы жизни Виктор Ефимович написал и картины, посвященные Пушкину  - «Пушкин и Керн», «Осенние дожди». В 1974 году художник погиб в результате несчастного случая - случайного выстрела инкассатора. 

Подлинного признания Виктор Попков удостоился только после смерти. В 1975 году ему была присуждена Государственная премия СССР. Много позже пришла мировая слава: в 2005-2006 годах в нью-йоркском музее Гуггенхайма прошла выставка RUSSIA!, приуроченная  к юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Экспозиция объединила самые выдающиеся работы русских художников девяти последних столетий - Андрея Рублева, Ильи Репина, Василия Сурикова, Казимира Малевича. Достойное место среди них заняла и картина Виктора Попкова.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Книги каких знаменитых библиотек можно читать онлайн?
  2. Стоит ли покупать квартиры в новостройках на нулевом этапе строительства?
  3. Кому из военных задним числом проиндексируют выплаты и пособия?


Самое интересное в регионах