aif.ru counter
Вероника Гудкова 25 10949

Фильм «Орда»: татары возмущены «искажением истории»

Новая картина Андрея Прошкина выходит на российские экраны 20

В основе фильма – эпизод из Жития русского святого, митрополита Алексия (крестника князя Ивана Калиты и воспитателя Дмитрия Донского), выдающегося религиозного деятеля и политика. Из Жития известно, что в 1357 году митрополит молитвами и снадобьями исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, мать хана Джанибека и вдову хана Узбека. Впрочем, режиссёр Андрей Прошкин («Спартак и Калашников») и сценарист фильмаЮрий Арабов («Господин оформитель», «Юрьев день», фильмы Сокурова «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст») предпочли превратить историю о том, как святой-целитель вылечил ордынскую ханшу, в некое подобие триллера с элементами мистики.

Скажем, поездка митрополита в столицу Золотой Орды Сарай-Бату к её правителю хану Джанибеку сопряжена со множеством опасных приключений, тогда как на самом деле подобные поездки для главы русской церкви были делом если не рутинным, то, по крайней мере, вполне обыкновенным. Он и его предшественники, а позже – преемники ездили в Орду регулярно для переговоров по множеству вопросов церковного управления в русских княжествах, подвластных Орде. В Сарае всегда существовала особая церковная резиденция, Митрополичье подворье, где митрополит и другие иерархи останавливались во время пребывания в Сарае; имелась и церковь, а в некоторые периоды – не одна.

Фото из архива пресс-службы кинокомпании VOЛЬGA

Сценарист представил решение святого митрополита Алексия отправиться в Сарай и попытаться излечить ханшу, как результат сурового выбора – якобы отказ означал для него смерть и разрушительный набег татар на Русь. На самом деле так вопрос не стоял, митрополита просто попросили о помощи. Джанибек, в отличие от своего отца, Узбека, хана, сделавшего ислам фактически обязательной для ордынцев религией, был к русским расположен – летописи прозвали его «Добрым», он был личным другом московского правителя, князя Симеона Гордого, сына Ивана Калиты и дяди будущего князя Дмитрия Донского. При Джанибеке набегов на московское княжество не было – дружба Симеона с ханом, как и политический талант Алексия, позволили Руси за это время фактически превратиться в Московскую. Процесс централизации, запущенный Иваном Калитой, в течение тридцати лет правления Джанибека шёл очень быстро. Собственно, мягкость Джанибека привела его к гибели: его убил собственный сын, чтобы занять ханский трон.

Фото из архива пресс-службы кинокомпании VOЛЬGA

Нельзя, впрочем, отказать фильму Прошкина в живописности. Декорации Сарая-Бату, выстроенные под Астраханью, в непосредственной близости от исторического местонахождения этого древнего города, почти на обнаруженных археологами развалинах, выполнены с максимальной достоверностью. Как и костюмы, оружие и грим главных героев. Алексия сыграл брутальный секс-символ российского кино Максим Суханов (роль святителя раскрыла новые грани таланта этого актёра), хана Тинибека, брата Джанибека, – Андрей Панин, ханшу Тайдуллу – театральная актриса Роза Хайруллина, которая получила за эту роль «Серебряного Георгия» ММКФ-2012. Второй «Георгий» за фильм достался режиссёру.

Фильм «Орда», снятый по заказу студии «Православная энциклопедия», идеально влился в русло государственной политики России, направленной на возрождение национальной идеи. Часть финансирования дорогостоящего проекта взяло на себя государство, поддержку, в частности консультационную, оказала и Русская православная церковь. «Я не сам выбрал эту тему. Мне предложили – я не отказался», – рассказал Прошкин в интервью татарстанским журналистам, которые всерьёз озаботились искажениями истории, якобы оскорбляющими историческую память татар – на самом деле, предки нынешних жителей Татарстана не были такими жестокими и дикими, как может (и небезосновательно) показаться зрителям «Орды». В татарских СМИ возникла целая дискуссия. Интернет-газета eTатар цитирует режиссёра Рамиса Наджмиева, который заявил, что «описывая исторические события, нужно остерегаться однобокости. Я с нетерпением жду этот фильм. Хочется посмотреть, каким образом русские исковеркали историю». «Период правления Джанибека – это период расцвета демократии. Джанибек – третий сын хана Узбека. В отличие от своего отца, он был более мягок и человечен», – прокомментировал сюжет фильма татарский историк Айрат Тухфатуллин.

Прошкин, в свою очередь, постарался убедить журналистов и зрителей из Татарстана, что он никоим образом не стремился оскорбить память их предков. «Поверьте, я никак не хотел снять фильм о конфликте с представителями другой религии, другого народа. Я хотел рассказать о месте человека в обществе, о его отношениях с Всевышним. Мы не стремились показать жизнь угнетённого русского народа, вынужденного существовать под игом диких татар», –сказал режиссёр и прибавил: «Я в курсе, что в Татарстане возвеличивают Золотую Орду, стараются показать её, как великое прошлое народа. На всех не угодишь. Татарам фильм может и не понравиться». Андрей Прошкин совершенно прав – на всех не угодишь, и любители истории, конечно, найдут, к чему придраться в фильме – ведь это же не документальная научно-просветительская лента. Зато поклонники триллеров с элементами мистики наверняка останутся довольны.

 

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Азат
    |
    22:26
    25.11.2012
    1
    +
    -
    Религия у половины монгол было язычество, а другая кирииты–православные, верили в Христа. В фильме монголы показаны мусульманами, что не соответствует исторической действительности.Интересно почему режиссер снимает себе подобных православных монголов в образе дикарей кушающих верблюжьи какашки и пьющих ослиную мочу? Монголы напаловину были православными, что ж этот реальный исторический факт не учла РПЦ ? Все монголы говорят на современном татарском языке, хотя у монгол есть свой монгольский язык и отличается он от татарского, как японский от русcкого, то есть не имеет ничего общего. Когда европейцы приезжали в Орду, то они на своих рисунках изображали татар 12–14 веков по внешности как русоволосых европейцев, одетых в богатые меховые одежды, кожанные сапоги, серебрянные доспехи, и уж явно не выглядят на фресках и картинах они не как варвары–монголы, посмотрите сами и убедитесь в правде, таких картин много, а внизу напись Tatars, то есть татары. Дело в том, что всех воинов Золотой Орды было принято называть татарами, это не этнос или нация, но так как основной гвардией Орды были булгары ( казанские татары), примкнувшие к Батый хану в 1236 году, то за ними и осталось название татары и европейцы на своих картинах изображая татар как цивилизованных людей одетых в богатые одежды писали, что это татары, но вернее были писать, что это Волжские Болгары, но они не знали всех тонкостей происхождения тех или иных этносов России.
  2. ----Я-----
    |
    11:26
    22.09.2012
    1
    +
    -
    Большое спасибо автору за статью! Очень объективно описано, что фильм не имеет к исторической действительности большого отношения. Золотая Орда - это одна из империй Средневековья, мировая евразийская держава того времени, которая влияла на геополитику всего континента, вела дипломатические отношения с Римом, Египтом и держала Китай в страхе. Примерно такое же государство что и сейчас Российская Федерация. Татаро-монголы были не варвары-язычники, а народ с имперским сознанием и большой веротерпимостью. Русские княжества были одним из административных регионов с большой долей автономности. Налоги "ига" были 10%, а сейчас - 13%. По большому счету русские были под защитой этой империи от амбиций католиков, крестоносцев, поляков и Великой Литвы. Так что знайте историю, а не ведитесь на выдуманные фильмы, друзья. Иначе будете шизофрениками, и не европейцами и не азиатами, как в известном выражении "русский чувствует себя азиатом в Европе, и европейцем в Азии". А надо быть евразийцами и этим все сказано.
Комментарии (25)
  1. так вот
    |
    13:43
    16.09.2012
    0
    +
    -
    Я глубоко убеждена,что такие исторические фильмы,классику должны делать только на родине этих событий,т.е должен быть татарин режисер и на 80% все остальные тоже татары. Вот смотрела фильм американсий "Анна Каренина", "Евгений Онегин" - ну не могут они передать русский дух. Может по книге они сюжет передают, а духа нет. Получается полнейшее искажение.
  2. Владимир Дейкин
    |
    18:58
    16.09.2012
    1
    +
    -
    Ордынцы и казанские татары – это совершенно разные народы. Просто на Западе, где ничего не знают о делах наших скорбных и не понимают нашей истории, народы Орды когда-то, давным давно, наугад назвали татарами. И началась путаница.
  3. красное иго
    |
    15:42
    17.09.2012
    -1
    +
    -
    Не было никакой орды, все мои предки, жившие на Руси, об этом говорили. Кто только сочиняет исторические сказки про орду? Были башкирские кочевые банды, был другой кочевой сброд как и сейчас. Было только одно иго - коммунистическое. А коммунистическое иго это идеология, направленная на порабощение всех народов под пришествие жида.
  4. Фдуч
    |
    11:12
    18.09.2012
    1
    +
    -
    Современная российская история- набор плохо стыкующихся между собой исторических анекдотов, то вся Русь в 13 веке переселилась на северо-восток( как раз туда откуда пришли захватчики), то Голубая( впоследствии Золотая ) орда рассосавшаяся сама собой практически без следа, то православие которое пришлось делать опять православным(17в.), А про то как коммунисты "поработали" над русской-советской историей, вообще отдельный разговор. А фильм , судя по трейлеру- милая фентэзи в стиле "Властелина колец"
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что за история с избиением школьника в Хабаровском крае?
  2. Где и когда смотреть матчи сборной России с Германией и Швецией?
  3. Какие главные причины ДТП в России?


Самое интересное в регионах