00:06 06/08/2014 Марина Набатникова 0 829

«Атомные дети». Несколько сцен из жизни юных артистов мюзикла

Любой проект существует, если у него есть двигатель - команда энтузиастов.

Дети с удовольствием и репетируют, и шьют костюмы, и выступают на сцене.
Дети с удовольствием и репетируют, и шьют костюмы, и выступают на сцене. © / Фото автора

Проект Nuclear Kids сформировал крепкий костяк энтузиастов-профессионалов, которые из «сырого материала» — детей с разным уровнем танцевальной, вокальной, актёрской подготовки — лепят профессиональную историю.

«Лабиринты детства»

В 2009 г. родилась эта идея — собирать талантливых ребят из «атомных городов», в которых хоть и есть возможности для творческого развития, но жизнь всё равно обособлена от в­нешнего мира. И теперь каждое лето «атомные дети» (Nuclear Kids) съезжаются в одно место и начинают готовить спектакль.

На сей раз они собрались под Санкт-Петербургом, в посёлке Репино. Там и жили, и работали по 9 часов в день все 23 дня — вплоть до премьеры в питерском Мюзик-холле.

Сцена первая.

Репетиционный зал. Несколько девочек сидят на шпагатах. Один парень перекинул корпус тела через голову справа налево. Другой помогает ему устоять в такой позе подольше. Группа ребят отрабатывает танец под ритм, который наговаривает Максим Недолечко, бессменный хореограф проекта.

Максим: «Стоп! Друзья, а теперь посмотрите — это у вас линиями называется?»

Танцоры выравниваются и повторяют танец. Из дверей появляется человек с гладильной доской. Доходит с ней до середины зала. Медленно делает круговое движение. Ещё минуту стоит в раздумьях и уходит.

Второй год спектакль ставится не по готовому, купленному сценарию, а по написанному специально для этих детей режиссёром Владимиром Карабановым. Причём сценарий обсуждался с детьми, адаптировался под их жизненный опыт, которым они взахлёб делились с авторами. И получились «Лабиринты детства» — о том, как нелегко детям принять ту жизнь, что называется взрослой. Музыка тоже оригинальная — композитора Григория Немировского.

«Говорят, сегодня нет детской музыки, — примерно так писало одно из чешских изданий в прошлом году во время гастролей "NuKids" в Чехии. — Но, оказывается, она есть!»

Когда находятся энтузиасты — рождаются и стихи, и музыка.

Дети разных народов

«Не проблема, если ты
Храбрый сердцем — будь героем.
Но на самом деле по-другому
Взрослый мир у­строен», — поют «нюкидсы».

В атомных российских городах этот проект, который организует и финансирует госкорпорация «Росатом», уже не нуждается в рекламе. В него стремятся попасть сами дети, а родители поддерживают их — приводят на кастинги, которые проходят по несколько месяцев.

Впрочем, попасть в мюзикл хотят не только в России — проект уже стал международным. В этом году среди 80 его участников есть ребята из Болгарии, Чехии, Венгрии, Турции, Вьетнама, Белоруссии, Украины. Не приехали на сей раз корейцы — из-за того, что после их трагедии с паромом, где было много детей, государство ограничило поездки ребятишек. Но там надеются, что в следующем году их дети снова будут петь и танцевать вместе с другими.

Сцена вторая.

Холл гостиницы. Из зала ресторана, где обедают участники проекта, выскакивает стайка ребятишек, разбивается на группы. В каждой идёт о­живлённое общение. Энергичные жесты, красноречивая мимика, смешные позы — научили педагоги!

Из дальнего коридора появляется человек с гладильной доской. Не спеша проходит через холл и уходит на лестницу. Ребятишки вновь превращаются в стайку и дружно тянутся за ним.

В свободное от занятий и репетиций время ребята помогают Ольге Загорской, художнику по костюмам. Вместе с ней кроят, шьют, отглаживают. Несмотря на то что декорации и костюмы для спектаклей проекта стараются делать по принципу минимализма, поскольку гастрольный тур у юных артистов растягивается на пол-России и пол-Европы, — работы в швейном цехе хватает. Ещё бы — спектакль на сей раз состоит из 12 самостоятельных новелл. И все, кто владеет иголкой, хватают её, когда выдаётся минутка.

NuKids — навсегда

Однажды став «атомными детьми», они остаются ими надолго. Создали своё сообщество в соцсетях, в котором постоянно общаются друг с другом. Вновь и вновь приходят на кастинги. До прошлого года у проекта уже был некий костяк постоянных участников — они задавали ритм работе, тон общению. Но дети вырастают. И в этом году большинство ребят — новички.

Сцена третья.

Зал Мюзик-холла Санкт-Петербурга. На сцене идёт прогон спектакля. Максим Недолечко с танцевальной группой проверяет, соответствует ли минусовка рисунку танца. Плечо вперёд, оборот корпуса, голова вправо, голова влево, наклон...

Максим — звукорежиссёру: «Здесь надо больше стекла. И крик в конце: "А-а-а-а-а-а!" Длинный».

Человек с гладильной доской проходит через сцену. Спокойно и размеренно.

Девять «старичков» тоже здесь — приехали уже в качестве вожатых-волонтёров. Мюзикл дал им путёвки в жизнь. Все — студенты столичных театральных вузов. Двое — в ГИТИСе, уже на третьем курсе, пятеро поступили на бюджетные отделения ВГИКа, Школы-студии МХАТ и ГИТИСа. И теперь один из них, Виктор Закаляпин, студент ВГИКа, для новых «нюкидсов» — авторитет непререкаемый. Он может не только споры рассудить, но и помочь отрепетировать сцены.

Экзамен — премьера

Премьера — это всегда главное событие проекта. 20 с лишним дней занятий вокалом, сценической речью, хореографией, заучивания песен и ролей, репетиций без устали — всё это позади. Впереди — первый спектакль. Экзамен. Доказательство самим себе, что могут показать спектакль профессионального уровня.
В зале взрослые и дети из ближайшего атомного города — Соснового Бора, а также воспитанники питерских детских домов. На сцене — лабиринты, в которых ищут нужные двери во взрослую жизнь юные актёры. Зачем? «Мы попробуем спасти то, что нам досталось даром», — отвечают они.

Сцена четвёртая.

Закулисье. Счастливый дет­ский ор, шум, гвалт, объятия, поцелуи. Вместе с толпой детей в майках нынешнего года песню, которая уже стала гимном проекта, поёт мальчик из Соснового Бора в прошлогодней майке (цвет и дизайн отличаются). Бывших «нюкидсов» не бывает...

Человек с гладильной доской спокойно лавирует между беснующимися артистами и проходит к выходу.
«Вроде бы после стольких дней работы они должны быть уставшими, а взяли и собрались — и выступили прекрасно!» — от души радуется успеху подопечных хореограф.

«Они всегда так — на премьере выступают лучше, чем на генеральной репетиции», — удовлетворённо добавляет Сергей Новиков, автор идеи проекта, директор департамента коммуникаций «Росатома».

Проект, по его словам, помогает решить сразу несколько задач. Ребятишки вырастают творчески, чувствуют это и начинают верить в свои силы. Кроме того, формируется общность детей, связанных мирным атомом. И они вырываются за стены размеренной жизни закрытых городов, получают опыт общения с детьми из разных стран. «Мы помогаем им открыть для себя не только нашу необъятную страну, но и весь огромный мир», — подытоживает он.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Будет ли Россия присоединять Южную Осетию?
  2. Что представляют собой истребители F-18, разбившиеся у берегов США?
  3. Почему Россия больше не участвует в саммитах G8?