Екатерина Кудасова 0 348

Метаморфозы фарфоровой пластики. В Эрмитаже открывается необычная выставка

29 сентября в Главном штабе Эрмитажа откроется персональная выставка работ ведущего художника и скульптора Императорского фарфорового завода Инны Олевской.

Инна Олевская — один из самых востребованных современных художников. Список ее титулов поражает воображение. Она заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ. И ее работы смогут увидеть все желающие в рамках выставки «Метаморфозы фарфоровой пластики».

Мастер художественной школы

Творчество Инны Олевской — мастера росписи по фарфору, скульптора, автора оригинальных сервизных форм, талантливого живописца и художника театра — виртуозно и многогранно. Оно не только обогащает петербургскую художественную школу фарфора, но и остается значительным явлением современного декоративно-прикладного искусства. Ее мир — вечное странствие в пространстве образов и эпох. Итальянское Cредневековье, ампир, Серебряный век, классика или современность, традиции и новые веяния — с одинаковой глубиной автору удается осмыслить время и найти проникновенно точное художественное выражение. Необычное жизненное и творческое пространство мастера наполнено реальными и вымышленными персонажами, поиском новых смыслов в искусстве, постоянным состоянием эксперимента и переосмысления фарфора как материала. Самобытный талант, яркая индивидуальность и великолепное мастерство позволяют ей создавать неповторимые произведения, которые завоевывают искреннюю любовь ценителей и профессионалов искусства фарфора.

Фото: Предоставлено пресс-службой Императорского фарфорового завода

Олевскую всегда увлекали литература и философия. По ее словам, бессмертные произведения мировой культуры неизменно вызывали в ее душе восторг и благоговение. Современные тенденции искусства нового времени волнуют художника ничуть не меньше. Она меняется согласно движению жизни и готова открыть зрителю свой внутренний мир. «Я, как актеры, могу сказать, что все работы — любимые. В каждую вложена душа, все эмоции, энергетику, темперамент я отдаю процессу».

Работа с фарфором

Инна Олевская работает на Императорском фарфоровом заводе без малого пятьдесят лет. С 1969 года ее творческая жизнь неразрывно связана с легендарным предприятием. Своими учителями она называет прославленных мастеров: Николая Суетина, Анну Лепорскую, Владимира Городецкого, Ксану Ливчак. С уважением и восхищением автор относится к Александре Щекотихиной-Потоцкой, знакомство с работами которой буквально перевернуло ее мировоззрение и придало мощный импульс дальнейшему творчеству. На заводе Инна Соломоновна прошла путь от выпускницы Художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной до заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ, удостоенного почетных отечественных и зарубежных наград. Ее произведения находятся в собраниях крупнейших российских музеев, хранятся в частных коллекциях по всему миру. Олевская — неоднократный участник выставок и симпозиумов в России, Америке, Германии, Японии, Канаде, Англии, Италии. Проектная деятельность художника направлена и на создание образцов для массового производства, которые долгие годы являются неотъемлемой частью ассортимента АО «ИФЗ».

Олевская — уникальный художник, который, с одной стороны, адаптируется к условиям, продиктованным заводскими ограничениями, с другой, сохраняет эстетику последовательного раскрытия сложной временной многогранности прошлого и настоящего. В ее произведениях присутствует традиционное отношение к мастерству, ее работы пластически осмысленны и идеально выполнены в материале. Она превращает фарфор в металл, стекло и драгоценности, насыщает пластические объекты символами, сплавляя в фигурах и росписях элементы различных культур. По словам Инны Соломоновны, фарфор — материал избранный! «Избранный дать миру особую, исключительную, истинную гармонию! Будущее его прекрасно. Архитектура, скульптура, живопись — его родители. Душа его — свет! Истинный, завораживающий, неповторимый свет. Свет, который сделал нас, художников, вечными пленниками его Гения!»

Программными работами Инны Олевской являются архитектурно-пространственные фарфоровые композиции, темы которых строятся на поэтических текстах-размышлениях над вечными вопросами добра и зла, любви и гармонии. Сформировавшись в семидесятые годы, когда декоративное искусство, будучи наиболее свободным в своих художественных поисках, практически отошло от прикладных форм, Олевская создала в фарфоре образы, не уступающие по глубине содержания образам станковых искусств. Для художника они складывались из понимания времени, сложной внутренней связи неоклассических символов с традициями мирискуснического Серебряного века. В пространственных «картинах», воспроизведенных в изысканнейшей фарфоровой массе, Ренессанс и барокко, русский ампир и историзм Нового времени, вступая в симбиоз, создают другую реальность.

Одна из важнейших работ автора — одиннадцатифигурная композиция «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (1990–1996), в которой ангелы, Пушкин, Дантес, Моцарт и Сальери обступают лежащую музу. Итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра, увидев этот арт-объект, находясь в гостях у Инны Соломоновны, заметил: «Впервые вижу, чтобы памятник Пушкину стоял в доме».

Однажды, увлеченно рассказывая о своей поездке в Америку, где они вместе с Эльвирой Еропкиной, также художником ЛФЗ, участвовали в работе съезда Международной ассоциации художников фарфора (International Porcelain Artists), которая объединяет в своих рядах представителей 38 стран мира, Инна Олевская отметила: «Побывав на этом съезде, я поняла, что наш завод просто уникальный: мы находимся на Олимпе искусства фарфора. У нас чувствуется огромная культура, огромная традиция за спиной. И если раньше, когда к нам в мастерские приходили иностранцы и говорили о нашем фарфоре, что подобного в мире нет, мы это воспринимали как дежурный комплимент, то сейчас я понимаю, что это действительно так. Мы живы сегодня настоящей, подлинной любовью к искусству фарфора, и у нас есть почва, наши традиции».

В залах Главного штаба представят более четырехсот изделий Инны Олевской, собранных в оригинальные композиции, из коллекции ИФЗ и частных собраний.

Необычная выставка

По замыслу автора выставка будет проходить в темноте. Эффектное экспозиционное решение с направленной подсветкой создаст уникальное по насыщенности и эмоциональности пространство, ауру сакральной недоступности, магической таинственности и выразительности.

Цикл персональных выставок художников Императорского фарфорового завода в Государственном Эрмитаже — совместный проект ведущего музея страны и старейшего в России художественно-промышленного предприятия, запущенный в преддверии двухсотсемидесятипятилетнего юбилея Императорского фарфорового завода. Его цель — познакомить почитателей искусства фарфора с творчеством современных мастеров. В настоящее время на ИФЗ трудится более двадцати талантливых художников и скульпторов: тех, кто призван не только сохранить без малого трехвековые традиции старейшего производства, но и составить славу современного русского фарфора.

Выставка будет открыта до 14 января 2018 года. Куратор — Екатерина Сергеевна Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков.

На правах рекламы

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда водители будут обязаны надевать светоотражающие жилеты?
  2. Как будет выглядеть форма олимпийской сборной РФ по хоккею?
  3. Зачем сторонники Саакашвили штурмовали Октябрьский дворец в Киеве?




Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах


Новое на AIF.ru