aif.ru counter
Валентина Оберемко 0 2448

О чём скрипит музей. Зачем Марина Лошак пускает всех в свой кабинет?

Как попасть в кабинет директора, почему Тимати получил возможность отметить в музее день рождения дочери и какую сверхзадачу решала очередь на выставку Серова — об этом «АиФ» рассказала директор музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Инсталляция в виде гнезда японского художника Тадаcи Каваматы в Итальянском дворике музея.
Инсталляция в виде гнезда японского художника Тадаcи Каваматы в Итальянском дворике музея. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

От Щукина до Фрейда

Валентина Оберемко, «АиФ»: — Марина Девовна, порой создаётся впечатление, что между музеями идёт негласное соревнование: чья программа выставок богаче. ГМИИ им. Пушкина в 2019 г. чем порадует?

Марина Лошак: — Планов много, выделю самые главные. В феврале мы представим выставку, посвящённую важнейшему движению в искусстве XX в. — Лондонской школе и её художникам: Бэкону, Фрейду, Ауэрбаху, Китаю, Нэшу. В июне откроется выставка собрания выдающегося коллекционера XX в. Сергея Щукина. В 2016 г. в Париже она имела ошеломляющий успех. Теперь мы делаем свою расширенную версию. Это наш кармический долг перед Щукиным, благодаря которому наш музей известен во всём мире. А завершит год выставка британского живописца, портретиста Гейнсборо.

Обе английские выставки мы делаем совместно с музеями Великобритании. Мы решили: будущий год, несмотря на контекст недопонимания и сложные дипломатические моменты в отношениях между нашими странами, мы сделаем британским. Нам важно продемонстрировать, что в области культуры всё обстоит благополучно. Директора английских музеев с ещё бо`льшим энтузиазмом стремятся к сотрудничеству, ведь очевидно, что мир человеческих отношений значительно стабильнее мира политического.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Кабинет директора снова будет преобразован и будет открыт для наших посетителей. Просто постучать и зайти, конечно, нельзя, но можно записаться и прийти в определённое время. За один визит в мой кабинет помещается около 15 человек. Сейчас я живу с Тадаси Каваматой (мастер пространственных инсталляций. — Ред.): в моём кабинете под потолком висят гнёзда, созданные этим франко-японским художником. Они помогают мне отвлекаться от повседневной суеты и в одиночестве предаваться созерцанию мира.

— Вы упомянули Щукина. Но сегодня подобных меценатов не существует.

— Вы неправы! Все наши выставки (а они всегда требуют больших финансовых затрат) создаются на деньги спонсоров. У нас нет иных средств. И я счастлива, что, несмотря ни на что, меценатов очень много. Пополнение наших коллекций тоже происходит на средства меценатов. Например, благодаря Алишеру Усманову, который сделал нам замечательный дар, в нашем собрании появилось полотно Франса Хальса «Евангелист Марк». Сейчас мы очень надеемся на помощь в приобретении выдающейся картины Тициана «Венера и Адонис», которую атрибутировали сотрудники нашего музея.

Посетительница у картины художника Франса Халса «Евангелист Марк» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Посетительница у картины художника Франса Халса «Евангелист Марк» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Счастливая очередь

— Часто звучит вопрос: повторится ли когда-нибудь «феномен очереди на Серова», когда люди целый день стояли на морозе, чтобы увидеть «Девочку с персиками»?

— Сейчас у нас работает выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Так вот оказалось, что в России огромное количество поклонников японской культуры. В выходные на выставке у нас было около 7 тысяч человек, столько же, сколько наши коллеги из Третьяковской галереи принимали на ретроспективе Серова. Это очень много для нашего главного здания, ведь оно уже вполне преклонного возраста, у него нет физических возможностей «переварить» такое количество людей. Мы скрипим изо всех сил, но пытаемся справляться. Конечно, мне не нравится, когда люди должны часами стоять на улице. Но у этих отважных людей есть сверхзадача, ради которой они готовы идти на такие жертвы.

Мой 10-летний внук Матвей уже трижды был на японской выставке. Все дети, которые обучаются в Пушкинском (а их более 3500 человек), стали фанатами Японии. Двумя годами ранее у нас проходила первая японская выставка, она была посвящена чашам Раку и вызывала у детей такой же энтузиазм! Они только про это и говорили. К нам приходят родители с младенцами. Ясно, что такие малыши ничего не понимают. Но я верю во влияние энергии, особой музейной атмосферы на ребёнка. Если искусство гармонизирует родителей, это влияет и на ребёнка.

Посетители на выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Посетители на выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

— Современные дети неотделимы от новых технологий, в Пушкинском музее они представлены?

— У нас всё ломится от новых технологий! Есть wi-fi, разные приложения для телефона, например, мультимедийный гид с дополненной реальностью, бесплатные аудиогиды. Для незрячих и слабовидящих посетителей в музее есть тактильные макеты экспонатов. А ещё можно надеть очки виртуальной реальности и пройтись по музею, находясь при этом в любой точке мира. Но мне по-прежнему кажется, что человеческий контакт, обмен энергиями не заменяем ничем. Мы всё время думаем о том, как заинтересовать каждого. Важно, чтобы человек, придя музей, чувствовал себя комфортно.

— Недавно большой резонанс получила вечеринка со звёздами, которую устроили в Ленинской библиотеке. У вас Тимати тоже как-то праздновал день рождения дочери, и люди плохо к этому отнеслись.

— Меня удивляет такая реакция. Это была закрытая экскурсия для детей, организованная в понедельник, когда музей закрыт для посетителей. В этот день мы обычно проводим специальные мероприятия для коллег из других музеев, наших меценатов и патронов. Организовать закрытую экскурсию с индивидуальной программой может любой желающий, и к нам часто обращаются с таким запросом. Цена, конечно, отличается от обычного посещения, но это не какие-то огромные деньги. Тимати для своего ребёнка подготовил серьёзную культурную программу с лекциями по всем залам и музыкой. Он заплатил за это деньги, которые пошли на развитие. Мне кажется, этому нужно радоваться, и я не понимаю, почему это вызывает такое возмущение.

— Возможно, критика связана ещё и с тем, что вас в начале вашей работы постоянно сравнивали с Ириной Антоновой?

— Да, конечно, меня сравнивали. Меня и сейчас сравнивают, и всегда будут сравнивать. Это давило, хотя нет людей более разных, чем я и Ирина Александровна. У каждой из нас есть свои сильные и слабые стороны. Мне кажется, что моя задача — использовать свои сильные стороны, сохраняя всё лучшее, что было в музее при Ирине Александровне. Конечно, я не могу быть такой, как она, но я и не должна. Я должна быть самой собой.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли пенсионеру сообщать в ПФР о трудоустройстве?
  2. Кто сможет получить 50% скидку на железнодорожные билеты?
  3. Почему нельзя крепить иконки, гаджеты и другие предметы на руль и торпеду?


Самое интересное в регионах