Владимир Полупанов 0 1745

Очаги культуры. Как народная песня помогает «бабушкам» жить - не тужить

Обозреватель «АиФ» отправился в этнографическую экспедицию в Мордовию, где прильнул к источнику народной песни, которая жива, несмотря ни на что.

Владимир Полупанов / АиФ

Руководитель нашего экспедиционного квартета Ежевика Спиркина (лидер фолк-­ансамбля «Ойме») предупредила, что жить и питаться мы будем «у бабушек». «С какой радости бабушки должны кормить и давать ночлег нам, незнакомым людям?» - удивился я. Но беспокоился зря - нас ждали горячий приём, накрытые столы и бесплатные койко-места.  

Целительница 

Первая точка нашего маршрута - с. Урусово (Ардатовский район, 150 км от Саранска) с населением 700 человек. С царских времён тут был развит валяльный промысел. При мест­ной школе и в детсаду (там мы обнаружили всего трёх малышей) есть даже музей валенок. На полу музея - гора писем: благодарности от тех, кто уже получил свои валенки по почте. Такие услуги урусовцы оказывают и по сей день и берут за свой тяжёлый ручной труд немного - 2000-2500 руб. за пару вместе с пересылкой. Но мы приехали не за валенками, а за песнями. 

У клуба нас встречает широкой улыбкой Надежда, зав­клубом и художественный руководитель ансамбля «Паро ялгат» («Хорошие друзья»), состоящего из пенсионерок, бухгалтера, двух учителей, зам­главы сельской администрации и целительницы. Профессионалок среди них нет. Поют, как могут, без аккомпанемента и гонораров в клубе, который больше напоминает коровник без окон, чем очаг культуры. Но главное - от души. И знают массу народных эрзянских песен: даже свадебные причитания и заупокойные. Самая бойкая из самодеятельности, местная знаменитость - целительница Татьяна Сергеевна Юртаева. Наше знакомство она начинает с рассказа о том, как их ансамбль ездил на телесъёмки в Москву на программу с жизнеутверждающим названием «Смерти нет». 

«Мы ведь и на похоронах часто выступаем. И на телевидении нас попросили показать, как мы покойников оплакиваем, - весело начинает баба Таня. - Ну, представили, что перед нами покойник, и давай плакать и причитать. Режиссёр покачал головой и говорит: «Ну и артистки!» Мы с собой в Москву всё взяли: еду, тапочки. А там - шведский стол! В жизни такого не видали! Ешь и пей, сколько хочешь, чего хочешь. И всё бесплатно. 62 года живу - такое чудо ни разу не видела. В гостинице - белые халаты, белые шлёпанцы. «Ну, девочки, - говорю, - можно и помирать - всё готово (смеётся)». У бабы Тани, пока она поёт на сцене, в сумке разрывается мобильный телефон. Похоже, у целительницы пациентов хоть отбавляй. Чтобы продемонстрировать нам своё искусство врачевания, она достаёт из сумки нехитрые аксессуары - камушки, морские ракушки и маленькую иконку. Наливает в миску воды, читает молитвы, затем трёт камни о ракушки, окунает их в воду и прикладывает к рукам и голове Ежевики Спиркиной, согласившейся оздоровиться.     

Целительница баба Таня (Юртаева)
Целительница баба Таня (Юртаева) Фото: АиФ/ Владимир Полупанов

«Меня все уважают и любят, поэтому люди и едут ко мне, - продолжает рассказ про себя баба Таня, у которой всего 8 классов образования. - У нас семья была большая, 9 детей. Жили в недостатке. Учиться нигде не могла, потому что отец заболел и 3 года в больнице лежал. В деревне замуж вышла. Как-то ноги заболели, и полетела в Кисловодск. В аэропорту меня милиция задержала. Раз прошла рамку - звенит, верхнюю одежду сняла - опять звенит. Сама дрожу. Ну, думаю, посадят меня в тюрьму. Милиционер обыскал меня, а потом и говорит: «Сильные биотоки у вас». Так и стала лечить людей сама. Никто меня не учил. Батюшка мне привёз камушки, иконку дал. Сделаю водичку святую, молитвы почитаю - глядишь, человек поправляется. Ага, думаю, хорошо. Значит, польза есть. Это не медицина, это божественные дела». На вопрос о стоимости услуг целительница всплёскивает руками: мол, нет устойчивых тарифов, да и платы как таковой нет. «Дадут - беру, нет - так и на том спасибо», - говорит баба Таня. После выступления артистки предлагают закусить чем бог послал, - пирогами, салом, яйцами, овощами и экзотическим (для меня) блюдом кулагой (густой сладкий суп из сухофруктов). После чего женщины прощаются и спешат домой. Песни песнями, а скотина не кормлена. 

Ансамбль «Золотое колечко», с. Луньга
Ансамбль « Золотое колечко », с. Луньга. Фото: АиФ/ Владимир Полупанов

Дом досуга 

Следующий пункт нашего маршрута - с. Чукалы (700 жителей). У местного магазина трутся два алкаша со страждущими лицами. «Чего не на работе в такое время суток?» - удивляюсь я. «Похмеляемся, - буднично отвечает один из них. - Запой у нас. Купи нам пива, а?» Пока местные пьянчуги похмеляются, фолк-коллектив «Эрзянь ават» («Эрзянские женщины»), существующий с 1982 года, распевается. При входе в клуб Чукальского сельского поселения читаю надпись на табличке: «МБУК «Дом досуга и творчества»». Раньше «Дом досуга» был холлом трёхэтажного торгового центра (отнюдь не столичного размаха, как вы понимаете), на крыше которого сохранилась вывеска, возвещающая об этом. «Эрзянские женщины» - тоже непрофессиональные певицы (среди них учительницы, сотрудница птицефермы, заведующая клубом, пенсионерки). Пение для них такая же отдушина, как и для артисток самодеятельного ансамбля из села Луньга, где жителей и того меньше - около 200. В этом селе нет ни церкви, ни школы, но есть клуб (он же библиотека), в котором собирается и поёт коллектив «Сырнень суркске» («Золотое колечко»). После двух часов записи сил не остаётся даже у меня, а самая возрастная артистка Елизавета Селивёрстова (ей 81 год) энергична и улыбчива. Она подмигивает мне и шутливо изрекает: «Эрзя - трогать нЕльзя». 

P. S. За время поездки мы записали более 40 песен. Часть из них - довольно свежий «новодел», попадались даже песни, сочинённые участницами этих самодеятельных коллективов. Но большая часть - это те, которым столько лет, что их авторство является поистине народным. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Из-за чего сбитого в Балашихе мальчика признали «пьяным»?
  2. Из-за чего митингуют люди в центре Киева?
  3. Кто такой Джордж Сондерс, получивший «Букера»?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru