Притча о двух грешниках — мытаре и фарисее, которые молились в одном храме, — хорошо знакома всем христианам. Гравюры на библейский сюжет создавали и европейские средневековые мастера, и российские живописцы. АиФ.ru собрал произведения искусства, в которых звучит евангельская притча.
Гравюра Гюстава Доре
На гравюре французского художника Иисус и апостолы, проходящие мимо храма, стали случайными свидетелями сцены мольбы фарисея и мытаря.
Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865) Источник: Public Domain /
Стихотворение Евгения Миллера «Фарисей и мытарь»
«Мытарь стоял главой поникнув
И в грудь с тоскою ударял:
«Помилуй грешника, О Боже» –
Так он смиренно повторял.
И был он Господом оправдан
И за смиренье вознесен…
Господь смиренных возвышает,
А гордых всех смиряет Он…».
Отрывок из стихотворения Евгения Миллера «Фарисей и мытарь»
Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»
«В небе ли меркнет звезда,
Пытка ль земная всё длится;
Я не молюсь никогда,
Я не умею молиться.
Время погасит звезду,
Пытку ж и так одолеем...
Если я в церковь иду,
Там становлюсь с фарисеем.
С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя...
Только во мне-то зачем
Мытарь мятется, тоскуя?..».
Стихотворение Льва Анненского «В небе ли меркнет звезда»
Картина Джеймса Тиссо «Мытарь и фарисей»
Француз изобразил стоящего перед алтарем фарисея, а позади него — скромного мытаря, который боится поднять глаза.
«Мытарь и фарисей», Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей. Источник: Public Domain /
Неделя о мытаре и фарисее: евангельская притча в живописи | Фотогалерея
Previous
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
© Public Domain / Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865)
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
© Public Domain / Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
© Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
© Public Domain / Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858 г.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
© Public Domain / Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865)
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
© Public Domain / Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
© Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
© Public Domain / Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858 г.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Next
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
© Public Domain / Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865)
Неделя о мытаре и фарисее: евангельская притча в живописи | Фотогалерея
Previous
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
© Public Domain / Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865)
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
© Public Domain / Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
© Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
© Public Domain / Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858 г.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
© Public Domain / Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии (1865)
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
© Public Domain / Джеймс Тиссо, 1886-94, Бруклинский музей
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
© Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
© Public Domain / Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858 г.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
© Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Next