Елена Яковлева 0 253

Оксана Карас: «У меня полно лайфхаков, как снять кино на голом энтузиазме»

Режиссёр Оксана Карас рассказала АиФ.ru о проекте «Счастье — это...», проблемах семейного кино и привычках современных зрителей.

Оксана Карас.
Оксана Карас. © / Фото: Нина Зотина / РИА Новости

В 2015 году на большие экраны вышел семейный киноальманах «Счастье — это...», снятый молодыми кинематографистами при участии именитых профессионалов. Социокультурный проект оказался удачным во всех отношениях, поэтому в июне 2017 года его создатели — компания Disney в России — объявили о продолжении.

Шанс принять участие в съёмках нового киноальманаха, посвящённого теме счастья, есть у всех — для этого предусмотрены конкурсы идей, сценаристов, режиссёров, актёров. Выбирают лучших Владимир Грамматиков, Фёдор Бондарчук, Анна Михалкова, Оксана Карас и другие известные мастера киноиндустрии.

Члены жюри проекта «Счастье — это ...»: Владимир Хотиненко, Марина Жигалова-Озкан, Владимир Грамматиков, Оксана Карас.
Члены жюри проекта «Счастье — это ...»: Владимир Хотиненко, Марина Жигалова-Озкан, Владимир Грамматиков, Оксана Карас. Фото: Пресс-служба компании Disney в России

АиФ.ru встретился с режиссёром фильма «Хороший мальчик» и сериала «Отличница» Оксаной Карас, чтобы узнать подробности проекта.

Елена Яковлева, АиФ.ru: Вы новичок в жюри проекта «Счастье — это...». Сразу согласились принять в нём участие?

Оксана Карас: Предложение поучаствовать в таком проекте мне очень польстило, и я ему, конечно, удивилась, ведь ещё буквально вчера сама ходила с протянутой рукой, не зная, где найти камеру, деньги на съёмку, как договориться с артистами, как убедить больших продюсеров, что ты можешь, хочешь и знаешь как. Но Владимир Грамматиков (председатель жюри проекта, креативный продюсер компании Disney в России — Ред.) сказал, что им как раз нужен человек, который будет на связи с молодыми кинематографистами, мечтающими высказаться, но пока не имеющими такой возможности.

Для меня это счастье — поработать в одной команде с такими выдающимися режиссёрами и актёрами. А, во-вторых, это очень большое дело. «Счастье — это...» — демократичный конкурс, ориентированный на всё население России. Не секрет, что после развала советской системы кинообучения, у нас нет лифта, в который, поступив во ВГИК, ты садишься и едешь дальше, попадая в какие-то кинообъединения. Сегодня ты сам пробиваешь себе дорогу, и даже человеку с красным дипломом непросто себя реализовать, непонятно, в какую дверь стучаться... А компания Disney предлагает прозрачную, понятную схему, как молодому кинематографисту получить всё для того, чтобы высказаться.

— Каждый член жюри в рамках проекта проведёт мастер-класс. А о чём с молодой аудиторией будете говорить вы?

— Я об этом ещё не думала... Наверное, я бы могла прокачать аудиторию на тему «Ребята, оно вам надо? А если надо, то я скажу, как не отчаяться и не остановиться на этом тернистом пути».

Свой дебют в полном метре — «Репетиции» — я снимала на голом энтузиазме. Чтобы убедить продюсеров дать деньги, я построила декорации в своей квартире на собственные средства и уговорила артистов сниматься бесплатно. Это была проверка вселенной на мой нездоровый фанатизм и преданность идее. Так что лайфхаков, как сделать так, чтобы твоё кино случилось, если ты очень хочешь, у меня полно (смеётся).

Кино для всей семьи

— Альманах Disney «Счастье — это...» будет семейным кино. Этот жанр считается одним из самых сложных и, к сожалению, не всегда удаётся российским кинематографистам. Как думаете, почему?

— Мне кажется, у нас просто прервана традиция семейного кино. В советские годы было очень много фильмов, которые можно отнести к категории «семейные», а в 90-е годы и начале нулевых всё внимание кинематографистов было сосредоточено на остросоциальных темах. Казалось, о какой семье можно говорить, когда вокруг разруха, война, наркомания и тысячи других проблем... Сейчас семейное кино только начинает возрождаться и непонятно, каким оно будет. Конечно, уже есть какие-то отдельные фильмы, которые могут претендовать на то, чтобы считаться семейными, но это случайные удачи.

Вся сложность этого жанра в том, что нужно попасть в очень широкую аудиторию: надо поднимать проблемы, которые интересны всей семье. К тому же это очень сложный юмор, надо шутить так, чтобы и взрослые не чувствовали себя скучающими, и дети (простите за жаргон) врубались в то, что происходит на экране. Это непросто. Когда пытаешься погнаться за очень широкой аудиторией, здорово рискуешь.

— Приступая к съёмкам «Хорошего мальчика», вы были уверены, что получится семейное кино?

— Мы очень переживали, к какой категории отнести этот фильм. Для меня было понятно, что это такое же взрослое кино, как «Курьер» Шахназарова и «Плюмбум, или Опасная игра» Абдрашитова. Проблемы, которые там поднимаются, про взрослых (измены, двойная жизнь, взросление), но при этом человек, который проходит путь героя, — это юноша 14-15 лет, его глазами мы воспринимаем историю, поэтому всё, что с ним происходит, детям тоже понятно.

Мы не то чтобы пытались угнаться за двумя зайцами, а балансировали на стыке подросткового и взрослого кино. Мне кажется, в данном случае баланс был сохранен: и взрослые поймут какие-то шутки, и дети порадуются, потому что увидят узнаваемую ситуацию, смогут идентифицировать себя с главным героем. Но опять же, это не универсальный рецепт, как сделать успешное семейное кино. Здесь надо как раз искать, экспериментировать, читать сценарии...

Актуальный формат

— Фильм «Счастье — это...» будет состоять из семи новелл. Но не кажется ли вам, что формат киноальманахов со времён картин «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» утратил свою актуальность?

— Здесь я с вами не соглашусь. Мне кажется, современная аудитория в большей степени ориентирована именно на малые формы. Мы ведь все испорчены современными технологиями, всё реже читаем книги, а быстро просматриваем что-то в своих гаджетах (у пиарщиков даже есть чёткие представления о том, сколько знаков должен содержать текст, чтобы читатель прочел его до конца). Способность кратко высказываться на серьезные темы сейчас ценится во всех жанрах — в кино, в литературе, в информационных сферах.

Вы знаете, что некоторые зрители выбирают фильм в кинотеатре по хронометражу? Например, идут на 90 минут, потому что 105 для них слишком много, «нудятина» (хотя непонятно, что за эти 15 минут может такого случиться, в чём потеря времени?). Когда же идёшь в кино на историю, состоящую из набора новелл, значит, что твоё внимание будут переключать быстрее. Только ты устал от чего-то, тебя тут же увлекут другим, причём от этого не страдает сама история. По крайней мере, я надеюсь, что у нас получится собрать новеллы так, чтобы было ощущение единого цельного произведения, общего высказывания и какого-то одного художественного решения.

— Вы уже работали и в полном метре, и в короткометражном кино, и в формате сериала. А какая форма лично вам ближе, интереснее?

— Мне в принципе нравится снимать кино. И если сейчас позвонит Грамматиков, чтобы сказать: «Оксана, чего-то ты себя дискредитировала в жюри, давай-ка ты просто снимешь новеллу», — я отвечу: «Ура, ура!» (смеётся).

Сейчас у меня из стола вываливается 5 сценариев по короткому метру. В сентябре на Первом канале показали сериал «Отличница», который я снимала прошлым летом. Недавно в Питере закончила съёмки полнометражного фильма по книге Вадима Шефнера — видите, у меня нет какого-то предпочтения. Параллельно можно работать в самых разных форматах: одни истории — это полнометражные фильмы, другие тянут на сериалы, а третьи, как анекдот, укладываются в короткий метр.

Я к этому отношусь, как к большой песочнице, в которой ты ковыряешься, лепишь куличики — что-то у тебя получается, что-то нет. Поэтому и участникам конкурса, которые присылали свои сценарии, я бы посоветовала не отчаиваться. Если работа не пошла в коротком метре, возможно, это как раз не ваш формат, а надо сесть и расписать синопсис на полный метр.

— Давайте как раз вернёмся к конкурсу: 30 сентября закончился один из этапов всенародного кастинга, в котором все желающие могли поделиться своей историей из жизни. Если бы вы тоже принимали участие в конкурсе, какую бы «счастливую историю» рассказали?

— Интересный вопрос. Вы меня поймали... Сейчас же надо ответить не просто на вопрос, что такое счастье, а рассказать настоящую историю... Всё, ушла думать, я вам позвоню (смеётся).

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли сохранить пособие по уходу за ребенком, работая неполный день?
  2. При каких условиях аккумулятор в машине разряжается быстрее?
  3. Сколько времени человек может прожить без еды?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Новое на AIF.ru