Вера Копылова 0 342

Кирилл Серебренников показал особое отношение к женщине

Премьера на Винзаводе — для тех, кто не любит

Кирилл Серебренников. Фото: www.russianlook.com

Кирилл Серебренников всегда был скандальной фигурой в нашем театре: разрушителем классики его звали и до того, как он стал режиссером МХТ под руководством Олега Табакова, и после того. Но с этого лета его скандальность получила политический характер. В августе Департамент культуры снял с должности худрука театра им. Гоголя и назначил туда Серебренникова. Поднявшийся шум не утих до сих пор; скандал дал повод говорить о ментальности («все у нас так»), о политике («это наверху решили и руками Капкова назначили...»), о неуважительном отношении к актерам и, конечно, об общем разрушении великого русского театра и в целом культуры.

Чтобы понять, как и в какую сторону изменится театр Гоголя с новым художественным руководителем, надо посмотреть новый спектакль Кирилла Серебренникова — его первая самостоятельная премьера сезона на экспериментальной площадке «Платформа» на Винзаводе.

«Сон в летнюю ночь» — это, как известно, милая шутка Шекспира на любовную тему. Существует особенный цветок, чей сок, коснувшись чьих-то глаз, заставляет человека влюбиться в первого, кого тот увидит. Лесные духи нашалили и заставили людей влюбляться напропалую. Вот и Серебренников поставил спектакль о любви.

Осовременил ли Серебренников Шекспира? Конечно! Поглумился ли Серебренников над Шекспиром?

Фото пресс-службы проекта «Платформа»

А мы только этого и ждали, верно? Пошуметь, пальцем показать: опять он оскорбил классику... Однозначно и твердо: нет. В этом, возможно, отличие раннего Серебренникова от позднего, молодого режиссера-провокатора из Ростова от состоявшегося и округлившегося постановщика со стажем, «анфан терибль» на постоянной основе. Он больше не ставит своей задачей постмодернистский смех над литературными и театральными мощами. В спектакле нет ничего такого, что оскорбило бы Шекспира или зрителей. Серебренников смеется не над Шекспиром, а вместе с Шекспиром. И все же «Сон в летнюю ночь» в постановке Кирилла Серебренникова — это не театр.

Итак, что он такого налопатил — в спектакле, который идет 3,5 часа?

В последнее время модно закрывать сцену от зрителя: пленкой, стеклом, преградами в виде растений... Серебренников пошел дальше: действие происходит внутри большой стеклянной теплицы, а зрители сидят по бокам. Задумка понятная, любопытная, но физически смотреть сквозь эти бесконечные рамы (примерно как веранды на советских дачах) просто невыносимо трудно и скучно. Контакт с актером нарушен — и этим нарушается первый и основной закон театра.

И вот в этой теплицы царь эльфов Оберон и царица Титания обсуждают свой развод. Причем Оберон иногда переходит на пародийный английский, а у Титании превосходный оперный голос, но ужасная дикция. Эта часть поставлена с декадентской манерностью; плохо слышно, плохо видно и вообще ничего не понятно. Оживится публика, только когда увидит тот самый волшебный цветок. Интересно, что сказал бы Роман Виктюк? Цветок сыграл артист и перформер Евгений Даль.

Издали кажется, что он — голая женщина. Оказалось, нет — голый длинноволосый мужчина на огромных каблуках с перебинтованными чреслами, а на причинном месте — не фиговый листок, а огромный черный бутон. Ведет он себя как капризная девочка-модель. Словом, все гомофобы могли бы выйти из зала уже на этом моменте — но все, как ни странно, сидят.

Основной прием спектакля — скрещивание веков. Текст-то классический, но одежда, поведение, даже междометия для связки слов современные. И что? Классика действительно начинает жить и играть. Это выходит комично, а если актер хороший, то и трагично, и остро, и свежо. К примеру, историю четверки, которая под действием цветка перевлюблялась друг в друга, Серебренников рассказал так, что расшевелил весь зал — хохотали все.

Постановка Сон в летнюю ночь Постановка «Сон в летнюю ночь». Фото пресс-службы проекта «Платформа»

Лизанд, Гермия, Елена и Деметрий изъясняются шекспировскими строчками, но через плечо у каждого надета гордая лента «выпускник». Самая красивая девочка в классе Гермия, ее возлюбленный ботаник Лизандр, очкастая уродина Елена и брутальный гопник в костюме и кроссовках Деметрий. Они играют свою историю, а потом — как озвучка — на нее накладывается текст пьесы.

Серебренников горазд на детали, он фонтанирует идеями: Лизанд по мере принятия сока волшебного цветка превращается в персонажа из компьютерной игры. Елена всюду носится с типичной папкой выпускника, где на одной странице — фотографии класса, а на другой — ее собственная, крупно и смешно. Дух жует попкорн из типичной бадьи, которую мы увидим в каждом кинотеатре...

Из новеллы с амазонкой Ипполитой у Кирилла Серебренникова родился эпизод с цитатами из «Укрощения строптивой», в котором мы узнаем, что женщин нельзя любить. Двое брутальных мужчин рассказывают о своих женах.

— У нее ПМС каждый месяц, с утра плохое настроение, и она даже не может объяснить, почему. Я не поздравил ее с днем рождения собачки! Она обожает Дисней, после просмотра Диснея у нее романтическое настроение, и она ждет принца на белом Бентли. Моя женщина в моем доме за мои деньги ждет принца — нормально?!

Постановка Сон в летнюю ночь Постановка «Сон в летнюю ночь». Фото пресс-службы проекта «Платформа»

Две женщины тоже рассказывают о своих отношениях с мужчинами. Тотальная дисгармония и отсутствие любви между полами до того ярко и глубоко сыграны, что уже не удивляешься, когда актеры привязывают актрис к стене. Одна получит тортом по морде и бутылку молока, вылитую на голову. Вторая — оголенную грудь, шляпку из взбитых сливок, выдавленных прямо на волосы, а потом баллончик сливок будет выдавлен ей в рот.

Словом, Кирилл Серебренников открыто признался в своем особом отношении к женщине. Все точки над i мы получим в финале — спектакль закончится той линией шекспировской пьесы, где ремесленники вынуждены играть перед герцогом и герцогиней пьесу о Пирраме и Фисбе. В версии Серебренникова ремесленники — типичные русские работяги, которых заставили участвовать в самодеятельности.

Масштабная оратория, которая получилась из этой пьесы, закончится так. В центре сцены рабочий, исполнивший роль Фисбы, в прозрачном белом платье, Его (или ее?) окружают персонажи спектакля в черных костюмах, передавая Фисбу из одних объятий в другие.

Что получилось у Кирилла Серебренникова? Он всюду твердит, что задача театра — возродиться, сбросить старые оковы и снова стать нужным сегодняшнему молодому зрителю. «Сон в летнюю ночь» — великолепное шоу-перфоманс, который с большим увлечением наблюдали те самые молодые зрители. Но они не театр любят, а любое зрелище, где можно поржать, увидеть что-то вызывающее или протестное, где можно быть свободным от всех догм и правил, куда можно уйти с головой и не думать ни о чем... Словом — шоу, представление, перфоманс, экшн. Митинг или спектакль, выставка или флеш-моб, ночной клуб или андеграундный концерт — все равно. Именно для них Кирилл Серебренников работает в сфере актуального искусства, работает очень успешно, и зрители очень довольны.

Но театр, в основе которое лежит катарсис, обновление через глубокое переживание, — это все-таки другое.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Елена Темникова, ставшая новой ведущей «Дома-2»?
  2. Когда в 2018 году пройдут выборы президента России?
  3. Как изменит жизнь водителей новый регламент ГИБДД?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru