Валентина Оберемко 3 41676

«Чародеи» под цензурой. Фильм по Стругацким выдали за новогоднюю сказку

Статья из газеты: АиФ №52 25/12/2013
Все материалы сюжета Наше старое кино

У «Чародеев» планировалось продолжение, но оно так и не вышло. Пострадал от цензуры и первый фильм, из которого вырезали множество смешных моментов.

«Чародеи». 1982 год.
«Чародеи». 1982 год. © / Кадр из фильма

«У фильма "Чародеи" должно было быть фанта­стическое продолжение, но, к сожалению, пока этот проект положили на полку», — рассказал «АиФ» режиссёр Константин Бромберг.

Вицин плакал

Знаменитая сказка «Чародеи» уже более 30 лет каждый год идёт на голубых экранах 31 декабря. И каждый год рейтинг зашкаливает. Мы решили узнать у создателя фильма режиссёра Константина Бромберга, в чём же секрет этой киносказки.

«Всё, что связано с «Чародеями», фантастика, — говорит Константин Леонидович. — На высоком уровне идею приняли в штыки. Ещё бы, кино по запрещённым Стругацким. Тогда и я применил запрещённый приём — мол, снимем новогоднюю сказку. Такую идею не поддержать было сложно, поэтому мы запустились моментально.

Препятствий на нашем пути было море. Дело в Стругацких. Меня как-то в летнее время вызвали на сборы в военкомат. Я пришёл. Там сидит майор и, не поднимая глаз от бумаг, говорит: «Почему не откликаетесь на телефонные звонки? Вам на сборы пора». Я отвечаю: «Не могу, я кино снимаю». — «А что за кино?» — «Фильм по Стругацким». Он на меня уставился: «Что, правда? Как удалось?» Тут же проникся ко мне и попросил: «Я всё сделаю, чтобы вам помочь, но скажите, у вас случайно книжки Стругацких не найдётся?» Через несколько дней я принёс ему книжку с автографом авторов, а он устроил так, что меня больше не вызывали в военкомат. Вот как в народе почитали Стругацких! Это не могло не раздражать чиновников. Причём самое смешное, что большинство этих чиновников обожало их книги.

Александра Абдулова тоже все обожали и тоже... долго не утверждали на роль Ивана. Съёмки нельзя было задерживать — времени до Нового года было мало — и два съёмочных дня у нас Ивана играл Александр Проханов.

Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме «Чародеи». 1982 год.

Про Семёна Фараду рассказывают, что он сам придумал себе роль. Это не совсем так, но эпизоды он додумывал. Как-то предложил: «Я в кадре должен пройти босиком. Давайте я ноги намочу, чтобы следы оставались». Я говорю: «Замечательно». Он намочил ноги и, перед тем как пройти, воскликнул: «Боже, как я вспотел!» Эту фразу ­вырезали — разве мог в советском кино упоминаться Бог!

Валентин Гафт и Семен Фарада. Кадр из фильма.

Но больше всех от цензуры досталось коту Василию. Хотя кот у меня был замечательный: стеснительный, крайне вежливый. Для того чтобы он будто бы произносил слова в кадре, я мазал ему рот сметаной. Вроде вкусный для кота продукт, но он такой фамильярности был не рад. Мазал я самолично, и, когда подходил к нему, он, конечно, на меня смотрел жалобно, как бы умоляя: «Не надо!» Кот начинал облизываться, мы его снимали, а потом накладывали речь.

С этим котом были отсняты потрясающие эпизоды. Допустим, он увидел на улице кошку, пришёл к Шамаханской, запрыгнул на стол и говорит: «У меня к вам просьба, у меня обычно отпуск в марте, как у всех котов. Нельзя ли мне взять в этот раз отпуск в январе в счёт марта?» После съёмок этого эпизода меня тут же вызвали к начальству: «Вы что, с ума сошли? У нас секса нет. Какой январь в счёт марта?» Был ещё момент: кот подходит к Ивану, когда тот разговаривает с заколдованной Алёной, трётся о его ноги и подначивает: «Ну подойди, ну поцелуй». Иван отказывается: «Не могу, боюсь». На что кот заявляет: «Совершенно утратили естественные инстинкты». Всё это ­вырезали, осталось только два выкрика: «Хам!» и «Ура!» А озвучивал кота Георгий Вицин. Он его называл «коташа». Когда узнал, что «коташу» вырезали, заплакал.

Кота Ваську в фильме озвучивал Георгий Вицин. Кадр из филма.

С декорациями тоже возникла проблема. Построить огромный павильон сложно. А где снимать? Я, блуждая по телецентру «Останкино», открыл какую-то деревянную дверь и чуть не упал: передо мной оказалась лестница, идущая в никуда (вернее, на крышу). Об этой лестнице, как оказалось, все давно забыли. Это место было таким необычным, таким загадочным, что я решил: именно там и будет НУИНУ.

Название института НУИНУ появилось, когда критики напустились на Стругацких. У них оно значилось как НИИЧАВО. И вот мы с Аркадием Стругацким пришли на худсовет. Они там спорят, говорят: «Ну придумайте другое название!» Я отвечаю: «Хорошо, раз вы настаиваете, пусть будет НУИНУ». И они уже не могли отказаться от этого, так как, получается, сами подтолкнули к этому слову. Так был создан институт универсальных услуг. Естественно, при этом ни о какой науке речи не могло быть. Критиковать, высмеивать в то время можно было только торговлю».

Эммануил Виторган и Михаил Светин. Кадр из фильма.

Светина забыли

«В «Останкино» снимали по ночам, потому что Абдулов одновременно работал в трёх фильмах, — продолжает Константин Бромберг. — Светин тоже был занят, поэтому приходилось подстраиваться под графики актёров. Хотя Светину ассистенты неожиданным образом отом­стили. В Одессе мы делали комбинированные съёмки: Михаил Светин должен был прыгать, летать. В один из дней его подвесили на ремнях под потолок, и все ушли обедать. Я совершенно случайно зашёл в павильон, смотрю — под потолком висит Светин и плачет.

А в Суздале на ночных съёмках мы буквально нос к носу столкнулись с НЛО. Работали над комбинированным кадром с оператором Костей Опрятиным, который ещё снял картину «Пиросмани». Абдулов должен был вылететь на снег и смотреть на необычные номера машин. На улице в этот момент было темно. Вдруг откуда ни возьмись полился яркий свет. Посмотрели наверх, и глаза на лоб полезли — над нами висит чётко очерченный неопознанный летающий объект. Пока Костя поднимал к нему камеру, он исчез. Зафиксировать на плёнке нашу встречу с НЛО мы не успели.

Мистики хватило даже во время первого просмотра. Стругацкие были не в восторге ото всех экранизаций своих книг. Я их могу понять, потому что они, по сути, создавали совершенно отличную от существовавшей тогда литературу. Вторжение в их мир было болезненно. Но после первого просмотра «Чародеев» Аркадий мне признался: «Ты знаешь, картина обладает специфическим эффектом. У меня страшно болела голова. Но теперь она прошла».

Когда Аркадия уже не стало, мы с Борисом Стругацким задумали сделать продолжение «Чародеев». Но люди, которые хотели дать деньги на фильм, передумали.

А сюжет «Чародеев»-2 был очень забавный. Действие происходило где-то в середине 1990-х. Институт НУИНУ стали атаковать ребята, желавшие срочно получить волшебную палочку, чтобы с ней войти в бизнес. Всем это так надоело, что в один прекрасный день НУИНУ исчез для внешнего мира. Но он полностью сохранился в себе, и в нём по-прежнему работали законы советской власти. Но у Алёны с Иваном уже была счастливая семья, росла дочка, сильнейшая волшебница, поэтому Алёне во что бы то ни стало нужно было во внешний мир, к любимым... К сожалению, новые приключения «Чародеев» пока заморожены, но я бы не отказался снова заняться этим проектом".

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. triage
    |
    06:57
    04.01.2014
    1
    +
    -
    То, что хочет снять режиссер в данном случае, является не ремейком (новой версией), а сиквелом, т.е продолжением. Ремейки - не такая уж второсортная вещь. Ужасно и глупо в действительности е отказываться от создания чего-то нового на основе старого. Из этого в принципе состоит вся жизнь.
Комментарии (3)
  1. Алексей Ка
    |
    19:29
    31.12.2013
    -2
    +
    -
    «У фильма "Чародеи" должно было быть фанта­стическое продолжение, но, к сожалению, пока этот проект положили на полку», — рассказал «АиФ» режиссёр Константин Бромберг. /// Вот и хорошо. Ужасно видеть эти современные ремейки старых фильмов. Видимо у кого-то креатива не хватает придумать что-то свое.
  2. triage
    |
    06:57
    04.01.2014
    1
    +
    -
    То, что хочет снять режиссер в данном случае, является не ремейком (новой версией), а сиквелом, т.е продолжением. Ремейки - не такая уж второсортная вещь. Ужасно и глупо в действительности е отказываться от создания чего-то нового на основе старого. Из этого в принципе состоит вся жизнь.
  3. stdzp
    |
    15:14
    05.01.2015
    -2
    +
    -
    Соглласен с Алекчеем Ка: не надо разрушать чудесную сказку, не надо НИКАКИХ продолжений :)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с экс-солистом «Иванушек» Олегом Яковлевым?
  2. Как сейчас работает Чернобыльская АЭС?
  3. Что из себя представляет самолет Airbus A350?

Вы согласны, что запрет продажи алкоголя после 21 часа сделает нас трезвее?

Новое на AIF.ru