Примерное время чтения: 5 минут
1074

Как появилась жена Штирлица. 41 год назад вышел сериал «17 мгновений весны»

Сюжет Наше старое кино
Ростислав Плятт (справа) и Вячеслав Тихонов во время съёмок фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссёр Татьяна Лиознова. Киностудия имени М. Горького.
Ростислав Плятт (справа) и Вячеслав Тихонов во время съёмок фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссёр Татьяна Лиознова. Киностудия имени М. Горького. / Галина Кмит / РИА Новости

Как только режиссёр Татьяна Лиознова («Три тополя на Плющихе», «Им покоряется небо») узнала, что готовится такой проект, она тут же связалась с Семёновым и заявила, что снимать фильм по его сценарию будет именно она. Но Семёнов её расстроил: «Я уже продал сценарий «Ленфильму», так что — увы!» Лиознова сдаваться не собиралась, она так упорно настаивала на своём, что в итоге Семёнов не выдержал — отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Лиозновой.

Поскольку Татьяна Лиознова всегда славилась своей дотошностью, актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100 %. Например, Юлиан Семёнов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили (Остап Бендер из «12 стульев» Леонида Гайдая). Ассистенты режиссёра настаивали на Олеге Стриженове. Но Лиознова, не соглашаясь ни с кем из них, продолжала поиски. Когда на пробах появился загримированный Вячеслав Тихонов в немецком кителе, с приклеенными усами, как у Будённого, Лиознова рассердилась и потребовала исправить полковника Исаева. В следующий раз гримёры поработали на славу — и Тихонов, по мнению режиссёра, наконец-то стал вылитым Штирлицем.

По сценарию Юлиана Семёнова, у Штирлица жены не было. Как рассказывали, её образ и знаменитую сцену их свидания придумал сам Вячеслав Тихонов. Исполнительниц на эту роль также перебрали массу. В итоге остановились на актрисе театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, чем очень сильно расстроили Светлану Светличную. Она, по её словам, мечтала сыграть именно эту роль.

По задумке Тихонова, на свидание супруга Штирлица приезжала с маленьким ребёнком, чтобы муж и отец хоть на секунду увидел своего сына. Съёмки уже шли, но неожиданно Лиознова, пересмотрев уже отснятый материал, потребовала убрать ребёнка из кадра. Она поняла, что в таком случае отец будет постоянно смотреть на своего новорождённого сына, а не на жену, и тогда не получится той проникновенной и романтичной сцены без слов, которую она задумала.

Основная загвоздка оказалась с ролью Мюллера. Именитые актёры, которым предлагалось сыграть этого малоприятного человека, категорически отказывались от роли, объясняя, что не хотят прослыть фашистами на экране. Всеволод Санаев, к которому в первую очередь обратились со сценарием, вообще заявил: «Да вы с ума сошли! Я же секретарь парторганизации!»

Леонид Броневой тоже долго раздумывал, перечитывал сценарий, сомневался. Но в конце концов сказал «да», решив, что эта роль будет всё-таки знаковая. И она действительно стала таковой и для зрителей, и для самого Броневого. Ведь он не только получил зрительское признание, но и женился во время съёмок.

Актёра на роль Гитлера в советское время подыскать было так же трудно, как и исполнителя роли Ленина. Лиознова пробовала на роль главаря фашистов даже Леонида Куравлёва, но в итоге остановилась на немецком актёре Фрице Дице, а Куравлёва сделала офицером Куртом Айсманом. Что касается Фрица Дица, то он в то время вообще был палочкой-выручалочкой для режиссёров — постоянно играл Гитлера в советских картинах, когда другие актёры от подобных ролей отказывались.

Когда съёмки подходили к концу, начались поиски исполнителя главной песни «Не думай о секундах свысока» на музыку Микаэла Таривердиева. Пробы здесь тоже были грандиозными. В студию приезжали и Валентина Толкунова, и Валерий Ободзинский, и Муслим Магомаев. Но Лиозновой всё не нравилось. Она решила поговорить с Иосифом Кобзоном. Пригласила его на звуковые пробы и попросила исполнить эту песню как-нибудь неожиданно. Кобзону пришлось записать не одну версию исполнения, но в итоге именно он получил эту закадровую «роль».

Премьера картины состоялась 11 августа 1973 года, хотя до этого все были уверены, что «17 мгновений весны» зрители увидят уже в мае 1973-го года. Но время первого показа было отложено, поскольку в мае главный советский сериал не мог посмотреть Леонид Ильич Брежнев. В это время он, что называется, был в отлучке — уехал с официальным визитом в ФРГ.

Когда генсек вернулся на Родину, дали отмашку запускать сериал. Рассказывают, что после просмотра «17 мгновений весны» Леонид Ильич был так впечатлён, что потребовал от своих подчинённых… разыскать настоящего Штирлица. Никакие уговоры, намёки на то, что Штирлица на самом деле не существует, что это выдуманный персонаж, на него не действовали. Он непременно желал кого-то поощрить и вручить орден. Тогда предложили для этой «роли» Вячеслава Тихонова. Брежнев был рад: ладно, что Штирлица не нашли, зато с актёром можно было обняться и расцеловаться. А в 1981 году была награждена орденами и медалями вся киногруппа, Тихонову присвоили звание Героя Социалистического Труда, а Броневому за роль врага и фашиста дали орден Трудового Красного Знамени.

Читайте также:

17 цитат из фильма «Семнадцать мгновений весны» >>

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах