aif.ru counter
Марина Мурзина 2 22854

«Экипаж»-миллионник. Наш первый фильм-катастрофу делали буквально «вручную»

Все материалы сюжета Наше старое кино

«Запас прочности» - таким было название сценария Валерия Фрида и Юлия Дунского. Но миллионы зрителей знают его как «Экипаж» - один из лучших фильмов режиссёра Александра Митты.

«Экипаж». 1979 год.
«Экипаж». 1979 год. © / Кадр из фильма

Название «Запас прочности» не устроило кинопрокатчиков: это про выплавку стали, что ли? Митта посулил «стольник» тому, кто придумает фильму новое имя. В итоге сам и переименовал его - в «Экипаж».

В истории советского кино «Экипаж» занял 6-е место по количеству зрителей - в первый же год его посмотрели 71,1 млн человек. Иные ходили на него раз по 10: ведь помимо масштабного зрелища со взрывами, землетрясением, огненной лавой и аварией самолёта прямо в полёте там была и первая постельная сцена Леонида Филатова и Александры Яковлевой, по тем временам архисмелая!

Прошло 35 лет, но эта картина отлично смотрится и сегодня - сделанная буквально «вручную», дедовскими способами, как шутит сам Митта, «в духе техники фильмов Александра Птушко 30-х годов». Рассказывают, что в один из визитов в СССР кинематографисты из Голливуда, впечатлённые «Экипажем», поинтересовались, сколько же миллионов долларов стоили столь высококвалифицированные съёмки и специалисты. А узнав сумму - 1 млн 250 тыс. руб. - попросили: нельзя ли наших мастеров комбинированных съёмок попросить поработать на их всемирно известной киностудии?

«Тушки» и хвост

Митта со свойственной ему буйной фантазией хотел в одном фильме сплавить и бытовую драму, и мелодраму, и лирическую комедию, и… сказку! Но фантазии 45-летнего экспериментатора в Госкино быстро «заземлили»: фильм стал историей о героизме, коллективном подвиге советских лётчиков. Какие уж тут сказки! В Министерстве гражданской авиации СССР, правда, забеспокоились: «герой» фильма - самолёт Ту-154 новейшей модели, и вдруг - авария, катастрофа. Да ещё недавно во Франции разбился наш Ту… Идеологический запашок какой-то не такой! Тогда матёрые сценаристы-классики Фрид и Дунский быстренько перенесли катастрофу в выдуманный город Бидри, предположительно где-то в Африке. Это там «у них» всё горит, трясётся и взрывается. А у нас советские лётчики и людей спасают, и героически взлетают в опаснейших условиях, и подвиг совершают прямо в полёте.

С идеологией уладили, но на первом показе Госкино фильм зарубило. Категорически не устроил финал: герой Георгия Жжёнова лётчик Андрей Васильевич Тимченко попадает после того «огненного» рейса в больницу. И вдруг являются к нему лётчики с просьбой помочь перегнать самолёт. Он сбегает в валенках и пижаме на аэродром, а там в самолёте, в кабине, - его фронтовые друзья-пилоты, молодые, весёлые… Они кладут ему руки на плечи, и он вместе с ними взмывает ввысь…

А в следующей сцене его дочка говорит: «Папа умер». Эта чуждая советскому кино мистика вместо ожидаемого хеппи-энда начальство не устроила. Дело в том, что накануне Брежнев посмотрел новый фильм одного известного режиссёра, где в конце пожилой герой умирает, и возмутился: «На что это они мне тут намекают? Что старики умирают?» Поэтому герой Жжёнова в «Экипаже» в итоге выжил. А Митта, несмотря на успех фильма, всю жизнь жалел о загубленном финале - от тех заключительных кадров у него самого, по его словам, мороз по коже шёл…

Следующей проблемой стал самолёт. Тогда ещё ни один Ту-154 не был списан с полётов: модель новая. Но вот «удача» - в Новосибирске в аэропорту «Толмачёво» по технической оплошности сильно обгорел самолёт! Его обугленный «хвост» три недели везли по железной дороге в Москву. В этой хорошо сохранившейся хвостовой части снимали и тушение пожара, и другие сцены. А где было взять остальную часть «тела» самолёта, вернее, его «тушки»? И снова «удача»: на рейсе «Киев - Москва» в салоне ­Ту-154 разлилась ртуть, самолёт списали. Он до сих пор стоит в учебном аэропорту в Кривом Роге, где его демонст­рируют как единственного главного «героя» фильма. 

Итак, объект под названием «самолёт» состоял из «тушки» (с украинского аэродрома Борисполя), новосибирского «хвоста» и нескольких макетов. Митта узнал, что в фильме «Челюсти» Спилберг использовал 6 «кукол»-акул для съёмок. А почему бы не сделать «куклы»-самолёты? Сделали! Самую крупную модель - 5 м 40 см стоимостью в 40 тыс. руб. (цена четырёх «Волг»!) изготовили за несколько месяцев в Казани. А маленькая, в 50 см, хранится в музее «Мосфильма». Вместо нефте­перерабатывающего завода тоже снимали макет - нашли его в Омске на аналогичном предприятии, сделанный ещё немцами, после войны. По­обещали вернуть - но взорвали. 

Взрыв же самолёта в кадре чуть не обернулся для Митты инфарктом. Ему разрешили снимать на «кладбище самолётов», вокруг одного из них выстроили декорацию аэродрома, достали 4 т керосина. И вот режиссёр приехал на ответственнейшую съёмку, а его встречает начальник охраны, обиженный: «Такие съёмки проглядел, хоть бы предупредили, я б жену позвал!» Как «проглядел»?

Оказалось, при контакте с воздухом сами по себе в салоне обречённого самолёта взорвались пары бензина, и он загорелся. Митта с Филатовым кинулись к пожарищу, у режиссёра обгорели волосы, ресницы, актёр пытался ещё что-то импровизировать, метался на фоне огня. Слава богу, никто не погиб…

Любовник в штанах

Леонид Филатов, сыгравший героя-сердцееда, красавца и завзятого холостяка Игоря, после выхода «Экипажа» стал секс-символом нашего кино. Но образ этот был ему абсолютно чужд. Он был любящим супругом, а прилюдно обнажаться стеснялся даже на пляже. В интимных сценах с Александрой Яковлевой он снимался в джинсах. Зато юная и прелестная Саша, студентка Ленинградского театрального, ничуть не смущалась наготы и разгуливала по павильону-«квартире» Игоря так свободно, что осветитель, засмотревшись, упал со своей «точки» во время съёмки.

После «Экипажа» Леонида Филатова называли главным героем-любовником нашего кино.

«Фривольные» сцены снимали ночью. Наснимали много смелых кадров. Отдали в лабораторию проявлять плёнку. Но бабульки-лаборантки возмутились и отнесли отснятое начальству - вот, мол, какой разврат, Митта по ночам оргии на главной студии СССР снимает! И пошла волна: вырезать, отрезать, убрать! Или, как выразился директор студии Сизов, «привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами». После планомерных «отрезаний», по словам режиссёра, в кадре осталась лишь «тень задницы Яковлевой сквозь стекло аквариума». Добавим: осталась ещё её же промелькнувшая грудь, на которую и бегали иные ребята глядеть по нескольку сеансов. Так что легенда о том, что «Экипаж» - ещё и первое наше эротическое кино, - это всего лишь легенда. А вот из списка кандидатов на Госпремию фильм убрали - из-за писем-протестов ревнителей тех самых «этических норм».

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Любовь Яковлева
    |
    14:36
    17.08.2014
    2
    +
    -
    Статья архиглупая. Неужели о таком замечательном фильме кроме этой белиберды нечего было написать? Современные борзописцы привыкли думать через гениталии и спекулировать на мифических репрессиях советской цензуры. Фильм-шедевр! И бегали по нескольку раз его смотреть, конечно, не из-за груди актрисы, а потому что это было Событие в советском кинематографе. Когда у фильма отличная режиссура, интересный сценарий и прекрасные актёрские работы, то он в спецэффектах а ля Голливуд не нуждается и голые задницы ему не нужны.
  2. alsur48
    |
    09:42
    12.05.2015
    1
    +
    -
    Поддерживаю lubovusm полностью!! Потратить миллионы, свалить в одну кучу своё и чужое - это у наших кинщиков получается запросто, однако, после первых просмотров обманутые в ожиданиях зрители больше на такое зрелище не идут!! Где тот "Сталинград", "Брестская крепость", "Левиафан" и прочая белиберда, включая новейшие "А зори здесь тихие"? А на "Экипаж" пойдут смотреть старые и молодые и не из-за "постельных" сцен, а из-за отличного сюжета, прекрасных артистов, гордости за нашу советскую авиацию и еще много за что.
Комментарии (2)
  1. Любовь Яковлева
    |
    14:36
    17.08.2014
    2
    +
    -
    Статья архиглупая. Неужели о таком замечательном фильме кроме этой белиберды нечего было написать? Современные борзописцы привыкли думать через гениталии и спекулировать на мифических репрессиях советской цензуры. Фильм-шедевр! И бегали по нескольку раз его смотреть, конечно, не из-за груди актрисы, а потому что это было Событие в советском кинематографе. Когда у фильма отличная режиссура, интересный сценарий и прекрасные актёрские работы, то он в спецэффектах а ля Голливуд не нуждается и голые задницы ему не нужны.
  2. alsur48
    |
    09:42
    12.05.2015
    1
    +
    -
    Поддерживаю lubovusm полностью!! Потратить миллионы, свалить в одну кучу своё и чужое - это у наших кинщиков получается запросто, однако, после первых просмотров обманутые в ожиданиях зрители больше на такое зрелище не идут!! Где тот "Сталинград", "Брестская крепость", "Левиафан" и прочая белиберда, включая новейшие "А зори здесь тихие"? А на "Экипаж" пойдут смотреть старые и молодые и не из-за "постельных" сцен, а из-за отличного сюжета, прекрасных артистов, гордости за нашу советскую авиацию и еще много за что.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем опасен фиктивный брак?
  2. Чем рискует покупатель, оплачивая счет напрямую на карту продавца?
  3. Кто такой Сантьяго Солари, ставший главным тренером «Реала»?


Самое интересное в регионах