Примерное время чтения: 5 минут
7620

Юрий Башмет: роль музыки в «Солнечном ударе» — одна из главных

Юрий Башмет.
Юрий Башмет. www.russianlook.com

Своими впечатлениями о «Солнечном ударе» Михалкова с нами поделился один из первых зрителей, дирижёр, народный артист СССР Юрий Башмет.

— Чем удивил вас фильм Никиты Сергеевича?

— Мне даже трудно выделить какую-то отдельную тему, потому что я считаю, что эта картина — новое слово в жанре кино. И не только для самого Никиты Сергеевича, моего многолетнего друга. В этом фильме он, как режиссёр, достиг такой гармонии, когда важные для него вещи соединены воедино. Это, конечно, темы и мундира, и любви. Если бы не было крыльев любви, то фильм не получился бы таким гениальным. И ещё: этот фильм — прекрасная возможность порассуждать.

— Могли бы вы с точки зрения музыканта оценить звуковое сопровождения фильма?

— Это у нас называется — лейтмотив. И лейтмотивом картины является красивейшая ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса. Это опера о том, как иудеи, возглавляемые Самсоном, изгоняют филистимлян из Газы. Далилу подсылают, чтобы она познакомилась с Самсоном, потом он влюбляется в неё, а она обрезает его кудри, тем самым лишив его силы. После этого её соотечественники захватывают обессилевшего врага. И вот эта ария Далилы, ария красавицы, исполняется, когда Самсон спит у неё на коленях, а она осознаёт, что любит его. И это при том, что она его предала. И вот эта ария — она важна и в опере, и в этом фильме. Эта музыка — словно отдельный действующий герой. Вообще, «Солнечный удар» — это тот редкий случай, когда в фильме можно использовать шедевр классики. Ведь обычно такая музыка самодостаточна, и ей не нужен визуальный ряд. Но в некоторых фильмах, например «Смерть в Венеции» Висконти, тоже используется классическая музыка, там Густав Малер. Также и в «Семейном портрете в интерьере» — там звучит вторая часть концертной симфонии Моцарта. Обычно же музыку пишут специальные композиторы, понимающие режиссёра, пишут специально для кино, состояние передают. Роль музыки в «Солнечном ударе» — одна из главных. Не вторая и не третья.

— Если говорить о сюжете картины, то трудно не заметить некой политической актуальности. Возможно, ария Далилы была использована Михалковым неслучайно. Быть может, это намёк на то, что если мы не будем действовать, то также станем неспособными противостоять злу в глобальном смысле?

— Возможно, и так. Было бы идеально, если бы мы могли учитывать ошибки прошлого. Мне кажется, что то, что сейчас происходит, это проблема общечеловеческая. Ошибок в истории совершалось очень много, и не только нами. Больше всего в фильме «Солнечный удар» мне нравится та манера, в которой режиссёр ведёт рассказ, как описывает «болевые точки». Мне понравилось, что в фильме нет назидательности и навязчивости, которая может раздражать противников. Я имею в виду моральный и идеологический, политический смысл. В фильме отражены идеи, которые тревожат Михалкова. Темы мундира, чести, доблести, любви, как к женщине, так и к своей стране. Я считаю, этот фильм очень полезен молодёжи, и он ей понравится, так как режиссёр не навязывает свою точку зрения.

— То есть вы поведёте на фильм свою семью?

— Безусловно. Я всем рассказываю про этот фильм и советую посетить. Это обязательно нужно смотреть. Вот сын уже готовится. В фильме есть огромная польза для молодёжи. Это темы любви и патриотизма.

— Как вы думаете, широкий зритель примет новую картину Михалкова?

— Полагаю, речь не идёт о цели собрать большую кассу. Тут стоит вопрос именно личной оценки. Я думаю, зритель этот фильм примет, потому что он в высшей степени качественный, гениальный. Ведь можно создать прекрасный продукт, но, если в картине нет крыльев любви, тогда такой гениальный фильм не получится. В «Солнечном ударе» чувствуется полёт души Михалкова. Автор достиг совершенства в своём языке и в своей профессии. Я его искренне поздравляю.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах