aif.ru counter
Сергей Юрьев 5151

Авдотья Смирнова: «От госденег я отказалась!»

Все материалы сюжета «Кинотавр»-2018

В интервью АиФ.ru Авдотья Смирнова рассказала о том, что ее вдохновляло, как участвовал в создании картины ее муж Анатолий Чубайс и зачем она соединила Толстого и рэпера Басту.

Авдотья Смирнова.
Авдотья Смирнова. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В предпоследний день 29-го кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи состоялась премьера самой масштабной и серьезной на сегодняшний день работы режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Фильм основан на реальных событиях, а одним из главных героев картины является Лев Толстой. Хотя в основе фильма события полуторавековой давности, рассказывает он о вещах сегодняшних, причем современным языком.

«Я снимала жесткое мужское кино»

Сергей Юрьев, АиФ.ru: Авдотья, ваша картина, несмотря на то, что основана на историческом материале, смотрится очень злободневно, остро, ну просто про сегодняшний день. Когда вы работали над фильмом, история развития дела «Седьмой студии» как-то влияла на сценарий, на расстановку акцентов?

Авдотья Смирнова: Дело «Седьмой студии» ни на сценарий, ни на какие другие вещи, связанные с фильмом, никак не влияло, поскольку сценарий был задуман летом 2015 года, когда дела Серебренникова и в помине не было. Можно ли сегодня вообще говорить на злободневные темы исключительно через призму исторических событий и никак иначе? Все зависит от автора. Например, в девяностые годы кино долгое время никак не могло найти, нащупать свой язык. А потом Алексей Балабанов снял фильм «Брат». И новый, актуальный киноязык вдруг появился. Хотя казалось, что тот отрезок истории в принципе не поддается романтизации. Но пришел Балабанов, и оказалось, что все возможно.

Что касается меня лично, то у меня не было задачи рассказать о сегодняшнем дне метафорически, потому что, мне кажется, поток времени в России нелинейный. И ответ на вопрос о том, почему в картине какие-то вещи показаны именно так, а не иначе, очень прост: потому что действие происходит в России. В 2015 году я прочла книгу Павла Басинского «Святой против Льва», меня невероятно зацепила в ней одна маленькая глава: «Спасти рядового Шабунина». Это буквально три страницы текста, описывающие историю дела Василия Шабунина, которого военный трибунал приговорил к расстрелу. Толстой тогда вызвался защищать этого солдата. И позже он писал, что этот эпизод повлиял на него больше, чем какие-либо другие события его жизни. На меня тоже эта история оказала невероятное впечатление. Было ощущение, что она происходит сегодня, а может быть, она происходит всегда. История не выходила у меня из головы, и я сразу поняла, что хочу снять на этом материале кино.

— Многие критики склонны делить кино на «мужское», то есть снятое режиссерами-мужчинами, и «женское», снятое женщинами. У вас картина довольно жесткая, пронзительная. Не было ли у вас соблазна какие-то вещи по-женски смягчить, пожалеть кого-то из героев, оправдать?

— Наверное, внутри западного феминистского дискурса мой ответ прозвучал бы некорректно. Но, честно говоря, мне изначально хотелось снять сугубо мужскую картину. Я сознательно изгоняла вещи, которые больше присущи моему гендеру, нежели противоположному. Приведу небольшой пример: мы со сценаристом Аней Парнас, когда писали сценарий, постоянно фоном слушали одну и ту же песню Бориса Гребенщикова. И эту же песню включили в финал. А потом я ее вырезала, поскольку она показалась мне излишне нежной. Мне хотелось жёсткой концовки. Чтобы зрители не плакали в конце, о чем мечтают многие режиссеры, а чтобы зрителю было тяжело. Мне хотелось сделать картину про мужской мир, про мужской взгляд.

— Ваш фильм получил господдержку, но вы от нее отказались. Почему?

— В какой-то момент я обнаружила, что у нас собрался очень солидный продюсерский пул и минимальный бюджет на картину у меня уже точно есть. Поэтому сочла целесообразным отказаться от государственных денег.

— Помог ваш супруг Анатолий Борисович Чубайс?

— Фактически в большей степени он является основным инвестором фильма. Друзья, знакомые. Но Чубайс не просто мой муж, но и лучший друг. Он оказывал не только финансовую поддержку, но и поддержку психологическую, что не менее важно.

Толстой и селфи

— Планируется, что картина выйдет в прокат в сентябре. Как планируете доносить кино до зрителя?

— Достаточно сказать, что прокатом будет заниматься российское представительство компании Disney. Это очень сильная и профессиональная команда. Я понятия не имею, как они донесут фильм до зрителя, но в том, что они это сделают, практически не сомневаюсь. Показывают они мне вариант трейлера картины. Спрашивают: ну как? А у меня в жизни не было трейлеров подобного уровня! Показывают вариант постера, а я смотрю и немею от восторга. Так что я сказала: «Делайте что хотите! Я буду слушаться беспрекословно». Я бы на месте этой компании никогда не взялась за прокат своего фильма. Но они невероятно смелые и талантливее ребята, умеющие принимать нетривиальные решения.

— Насколько долго вы искали актера на роль Льва Толстого?

— Тут всё было просто и сложно одновременно. Я ни одного артиста, кроме Жени Харитонова, даже не пробовала. Просто не знала, кого пробовать. Когда продюсер Сергей Сельянов посмотрел последний вариант сценария, он задал один вопрос: «А кто будет играть Толстого?» Я пожала плечами. А потом попала на спектакль «Откровенные истории» Кирилла Серебренникова и там в трех маленьких эпизодах увидела Женю. После этого сразу позвонила Анне Парнас и сказала, что, похоже, нашла актера на роль Льва Николаевича. Мало того что Харитонов пластически похож на Толстого, так он еще и фантастически внешне с ним схож. Когда на него наклеили бороду, у нашего гримера практически случился обморок! Она прибежала ко мне с криками: «Ну так же не бывает!» Есть известная фотография Толстого, ее легко найти в поисковиках, достаточно набрать запрос «Толстой сам себя снимаю». Это фактически его селфи. И вот на этом фото Толстой и Харитонов просто одно лицо. Но внешнее сходство волновало меньше всего, поскольку современный грим позволяет сделать что угодно.

Лев Толстой и Евгений Харитонов.
Лев Толстой и Евгений Харитонов. Коллаж АиФ

— Саундтрек к картине вы пригласили написать Василия Вакуленко, он же Баста. С чем связан этот выбор?

— Мы сознательно боролись с эстетством. Коллеги поначалу пальцем у виска крутили, когда слышали, что я хочу в музыке биты, электронику. Принято считать, что в историческом кино должна звучать струнная музыка, фортепиано. Но, как мне кажется, я не ошиблась в своем выборе. Василий удивительно умный, тонкий музыкант. И его саундтрек не просто украшает фильм, а делает его живым, а героев — современными.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Куда можно купить дешёвые невозвратные билеты на поезд?
  2. Почему переброска французских военных в Эстонию — это нормально?
  3. Когда в 2019 году пройдет авиасалон МАКС и что там будет?


Самое интересное в регионах