Деньги на ветер. Почему российские фильмы не приносят дохода
Зрители в кинотеатре. / Владимир Вяткин / РИА Новости
2016 год был объявлен Годом российского кино, в связи с чем по всей стране проводятся различные мероприятия, привлекающие зрителей смотреть отечественные фильмы; открываются новые кинотеатры; принимаются законопроекты, помогающие нашим кинематографистам не только выживать в условиях кризиса, но и приносить доход. Однако ответ на вопрос «Сколько российских фильмов окупилось в прокате в 2016 году?» оказался довольно грустным. Всего один отечественный проект, выпущенный с начала года, принёс прибыль. Им стал фильм-катастрофа «Экипаж» Николая Лебедева, который вышел на широкие экраны 21 апреля.
Каждый год на финансирование российского кино государство выделяет сумму, сопоставимую с бюджетом одного голливудского блокбастера, — 6 млрд рублей. Министерство культуры на безвозмездной основе спонсирует некоммерческие проекты (авторские, дебютные, неигровые фильмы и анимацию), а Фонд кино поддерживает потенциально окупаемое кино, выделяя деньги как на безвозмездных, так и на возмездных условиях. Кстати, с возвратом денег государству у кинематографистов частенько возникают проблемы, и в нескольких случаях Фонд кино уже был вынужден судиться с безответственными продюсерами.
В 2016-м в честь Года российского кино на безвозвратной основе Фонд кино решил «подарить» 2,8 млрд рублей самым достойным проектам (1,8 млрд рублей разделят кинокомпании-лидеры, остальное — другие продюсеры в рамках общего конкурса). 15 фильмов от лидеров кинопроизводства, на которые делает ставку государство, уже известны. Это фантастическая драма «Притяжение» Фёдора Бондарчука, чёрная комедия «Шашлыки» Жоры Крыжовникова, исторический триллер о маньяке в царском Петербурге «Девятая», спортивный экшн о победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года «Движение вверх», история о декабристах «Союз Спасения» и другие.
Однако финансовая помощь от государства далеко не всегда гарантия успеха. К примеру, в прошлом году Министерство культуры обнародовало данные о самых провальных российских фильмах 2015-го, получивших поддержку. И потраченные на них суммы в сравнении с кассовыми сборами могут впечатлить любого.
В тройке самых неудачных вложений оказалась подростковая комедия режиссёра Рената Давлетьярова «Однажды». На её съёмки государство выделило 100 млн рублей, а в кассе картина собрала всего 12 млн. Другим неудачным вложением денег оказалась фантастическая комедия «Невидимки» Сергея Комарова о герое, который вдруг стал невидимым (из бюджета на картину дали 107 млн, а сборы составили всего 20 млн). Но главным «провалом» 2015-го можно назвать «Душу шпиона» Владимира Бортко. Драма заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Самые успешные и провальные российские фильмы 2015 года
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Лучший результат этого года показал анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем», который занимает седьмое место в списке лидеров кинопроката этого года - как российских, так и зарубежных. Мультфильму удалось собрать в прокате 962 млн рублей.
Военная драма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» заработала в прокате 481 млн рублей.
Ещё одна военная картина достойно показала себя в прокате. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого собрала 435 млн рублей.
419 млн рублей – результат комедии «8 новых свиданий» Марюса Вайсберга.
Семейной комедии Александра Войтинского «Призрак» удалось собрать 383 млн. рублей.
272 млн. рублей заработала экранизация военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», созданная Ренатом Давлетьяровым.
Среди картин, которые создавались без участия государства, одним из лидеров по кассовым сборам стала комедия «Что творят мужчины-2» Сарика Андреасяна. Фильм собрал в прокате 181 млн рублей.
Другим успешным фильмом, на создание которого государство не выделяло денег, стал фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Картине удалось заработать 140 млн рублей.
«Настоящим провалом» в Министерстве культуры назвали фильм Рената Давлетьярова «Однажды». На создание этой ленты государство выделило 100 млн рублей, а кассовые сборы составили всего 12 млн рублей.
Ещё одним «провалом» этого года названа комедия Сергея Комарова «Невидимки». На её создание государство выделило 107 млн рублей, а сборы составили всего 20 млн.
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Лучший результат этого года показал анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем», который занимает седьмое место в списке лидеров кинопроката этого года - как российских, так и зарубежных. Мультфильму удалось собрать в прокате 962 млн рублей.
Военная драма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» заработала в прокате 481 млн рублей.
Ещё одна военная картина достойно показала себя в прокате. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого собрала 435 млн рублей.
419 млн рублей – результат комедии «8 новых свиданий» Марюса Вайсберга.
Семейной комедии Александра Войтинского «Призрак» удалось собрать 383 млн. рублей.
272 млн. рублей заработала экранизация военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», созданная Ренатом Давлетьяровым.
Среди картин, которые создавались без участия государства, одним из лидеров по кассовым сборам стала комедия «Что творят мужчины-2» Сарика Андреасяна. Фильм собрал в прокате 181 млн рублей.
Другим успешным фильмом, на создание которого государство не выделяло денег, стал фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Картине удалось заработать 140 млн рублей.
«Настоящим провалом» в Министерстве культуры назвали фильм Рената Давлетьярова «Однажды». На создание этой ленты государство выделило 100 млн рублей, а кассовые сборы составили всего 12 млн рублей.
Ещё одним «провалом» этого года названа комедия Сергея Комарова «Невидимки». На её создание государство выделило 107 млн рублей, а сборы составили всего 20 млн.
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Лучший результат этого года показал анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем», который занимает седьмое место в списке лидеров кинопроката этого года - как российских, так и зарубежных. Мультфильму удалось собрать в прокате 962 млн рублей.
Самые успешные и провальные российские фильмы 2015 года
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Лучший результат этого года показал анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем», который занимает седьмое место в списке лидеров кинопроката этого года - как российских, так и зарубежных. Мультфильму удалось собрать в прокате 962 млн рублей.
Военная драма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» заработала в прокате 481 млн рублей.
Ещё одна военная картина достойно показала себя в прокате. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого собрала 435 млн рублей.
419 млн рублей – результат комедии «8 новых свиданий» Марюса Вайсберга.
Семейной комедии Александра Войтинского «Призрак» удалось собрать 383 млн. рублей.
272 млн. рублей заработала экранизация военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», созданная Ренатом Давлетьяровым.
Среди картин, которые создавались без участия государства, одним из лидеров по кассовым сборам стала комедия «Что творят мужчины-2» Сарика Андреасяна. Фильм собрал в прокате 181 млн рублей.
Другим успешным фильмом, на создание которого государство не выделяло денег, стал фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Картине удалось заработать 140 млн рублей.
«Настоящим провалом» в Министерстве культуры назвали фильм Рената Давлетьярова «Однажды». На создание этой ленты государство выделило 100 млн рублей, а кассовые сборы составили всего 12 млн рублей.
Ещё одним «провалом» этого года названа комедия Сергея Комарова «Невидимки». На её создание государство выделило 107 млн рублей, а сборы составили всего 20 млн.
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Лучший результат этого года показал анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем», который занимает седьмое место в списке лидеров кинопроката этого года - как российских, так и зарубежных. Мультфильму удалось собрать в прокате 962 млн рублей.
Военная драма Дмитрия Месхиева «Батальонъ» заработала в прокате 481 млн рублей.
Ещё одна военная картина достойно показала себя в прокате. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого собрала 435 млн рублей.
419 млн рублей – результат комедии «8 новых свиданий» Марюса Вайсберга.
Семейной комедии Александра Войтинского «Призрак» удалось собрать 383 млн. рублей.
272 млн. рублей заработала экранизация военной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», созданная Ренатом Давлетьяровым.
Среди картин, которые создавались без участия государства, одним из лидеров по кассовым сборам стала комедия «Что творят мужчины-2» Сарика Андреасяна. Фильм собрал в прокате 181 млн рублей.
Другим успешным фильмом, на создание которого государство не выделяло денег, стал фильм ужасов «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Картине удалось заработать 140 млн рублей.
«Настоящим провалом» в Министерстве культуры назвали фильм Рената Давлетьярова «Однажды». На создание этой ленты государство выделило 100 млн рублей, а кассовые сборы составили всего 12 млн рублей.
Ещё одним «провалом» этого года названа комедия Сергея Комарова «Невидимки». На её создание государство выделило 107 млн рублей, а сборы составили всего 20 млн.
Третьим неудачным вложением государственных денег оказалась работа Владимира Бортко «Душа шпиона». Картина заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Кто виноват?
Сколько угодно можно говорить о том, что отечественным продуктам не удаётся реализовать в прокате весь потенциал из-за непрекращающегося выхода голливудских блокбастеров, но кризис отечественного кинематографа налицо. И на вопрос, почему российские фильмы не окупаются, однозначного ответа нет.
Многие считают, что государству нужно внимательнее выбирать кинопроекты для вложения денег. Ведь как признаётся сама глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, понять, как расходуются и окупаются эти деньги, практически невозможно: «Этой аналитики нет. Понять, как именно среднестатистический россиянин вкладывается в российское кино и чего он в итоге ожидает, тоже невозможно».
Другие уверены, что неокупаемость российских фильмов связана с отсутствием качественного продукта. Зрители с большим удовольствием пойдут в кино на зарубежную ленту, чем расстанутся с деньгами ради «кота в мешке», пусть даже отечественного.
Ещё одна проблема заключается в отсутствии профессиональных продюсеров: профессия «продюсер кино и телевизионных фильмов» в России появилась совсем недавно, и его роль в нашей стране пока не соответствует международным стандартам. Отечественные продюсеры мало занимаются раскруткой фильма, в отличие от западных, не вмешиваются в творческий процесс и не рискуют личными средствами.
Сами же продюсеры по большей части в своих неудачах обвиняют существующую систему проката.
Со всеми этими проблемами как раз и должен разобраться Год российского кино, к которому мы подошли далеко не с самыми приятными показателями. Если в 2013 году 59 отечественных картин, выпущенных на большой экран, заработали $258 млн, в 2014-м 84 фильма принесли $219 млн прибыли, то в 2015 году кассовые сборы 126 лент составили всего $116 млн.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.