Андрей Сидорчик 48 85304

Другой взгляд на войну. Почему фильм «Собибор» снят не для нас

Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, неудобства и дефицит продуктов. Для нас — это борьба за право жить на белом свете.

«Собибор».
«Собибор». © / Кадр из фильма

Московская журналистка, говоря о фильме Константина Хабенского «Собибор», бросила короткую реплику: «Не цепляет».

Такое высказывание показалось кощунственным — как может не цеплять история восстания обреченных людей в нацистском «лагере смерти»?

Запах парфюма в «лагере смерти»

Но после просмотра картины складывается странное впечатление. И вроде бы все сделано правильно, и снято на совесть, но... картинка на экране не совпадает с внутренними ощущениями.

Ножом по венам били и до сих пор бьют такие картины, как «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Помни имя свое» Сергея Колосова, «Иди и смотри» Элема Климова.

В «Собиборе» на экране 1943 год, когда нацистская машина уничтожения работала на полную катушку. А в «лагерь смерти» приезжают утонченные и приятно пахнущие парфюмом женщины и мужчины, которые, кажется, до сего момента не испытывали никаких тягот и лишений. Словно не было ни еврейских гетто, ничего иного.

Жуткая сцена в газовой камере оттеняется лицом Кристофера Ламберта в роли начальника лагеря смерти. Из реплик его подчиненных мы узнаем, что нацист испытывает проблемы с потенцией и укрепляет ее, глядя в окошко на то, как умирают от газа обнаженные женщины.

Еще один нацист получает удовольствие от порки ремнем еврея мужского пола. И так далее...

«Превращение советского человека в человека нормального»

Автор фильма погружает в мир сексуальных патологий нацистов и фобий их жертв, которые надеются на то, что абсолютная покорность поможет им выжить. И на этом фоне исчезает самое страшное — хорошо отлаженная машина массового уничтожения людей, которой на самом деле был Собибор. А ведь за полтора года существования лагеря в нем были уничтожены, по самым скромным подсчетам, 250 тысяч человек.

Главный герой, советский офицер Александр Печерский, погружен в сомнения — стоит ли бежать или нужно проявлять покорность? А реальный Печерский знал, что никакая покорность его не спасет. Из 600 советских военнопленных, доставленных в Собибор вместе с Печерским, 520 сразу были отправлены в газовую камеру. Остальных, которых оставили в качестве обслуживающего персонала, неизбежно ждала та же участь.

Реальный Печерский готовил восстание потому, что иных вариантов не существовало, и за ним пошли потому, что других шансов вырваться из лап «машины смерти» просто не было.

В поисках ответа, откуда взялся диссонанс, находится интервью Константина Хабенского, которое он дал изданию «Комсомольская правда»:

«Корр.: — В одном из интервью вы сказали, что не пытались копировать реального советского офицера Александра Печерского, у вас другие цели. Какие?

Хабенский: — Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключенными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже приперло и отступать некуда. И когда он признается в любви женщине, что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это дает какую-то легкость в тяжелом решении о побеге».

Два восприятия войны

Пазл, как говорится сложился. Реальная история восстания в Собиборе — это история подвига советского человека Александра Печерского. Но Константина Хабенского такой человек не интересует. И он создает иного Печерского, ему более понятного.

В нашем восприятии войны и том восприятии, которое есть у современных европейцев и американцев, существует огромная разница.

Разница эта измеряется более чем 26 миллионами человек, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, коммунальные неудобства и дефицит продуктов.

Для нас — это борьба за право жить на белом свете.

Хорошо образованные дамы, когда заходит речь о советских героях, с ужасом говорят: «Этой девочке было 18 лет, а она стала снайпером, чтобы убивать людей? Какой ужас! Этому мальчику было 17, а он бросился с гранатами под танк?! Но это же самоубийство! Эта юная санитарка, окруженная немцами, подорвала себя гранатой? Она же могла сдаться и жить дальше!»

По Красной площади в 2018 году мог маршировать другой «полк»

Как объяснить, почему советские люди поступали иначе?

Как объяснить это им, если даже замечательный актер Константин Хабенский провозглашает ненормальными тех, общественное ставит выше личного?

Зоя Космодемьянская могла бы не записываться в партизаны. Александр Матросов мог бы не бросаться на амбразуру. Советские бойцы могли бы сдаться в Брестской крепости, не вести бои в керченских каменоломнях. Жители Ленинграда могли бы вывесить белые флаги, надеясь на милость немцев.

А безногий летчик Маресьев мог бы в тылу получать пенсию, а не лезть снова в кабину истребителя.

Могли бы смирить гордыню в немецком плену генерал Карбышев и Муса Джалиль.

Вот только итог бы у этой войны был бы иной. И сегодня по Красной площади шел был не «Бессмертный полк», а парад потомков героических бойцов фюрера, расширивших нацистский Рейх до Урала.

Подмена героев, или История с «Топором»

Войну выиграли именно советские люди, ставившие общественное выше личного. Это самое общественное, которое выше личного, заставляло Александра Печерского уводить за собой из лагеря десятки людей, хотя это понижало его собственные шансы на выживание.

Те, кто пошел за Печерским, в основном выжили. Остальные, надеявшиеся после побега выжить индивидуально, были убиты немцами и местными антисемитами.

«Собибор» Константина Хабенского — отличный фильм об ужасах войны, сделанный для европейцев. Степень горя и ужаса, пережитая советскими людьми, исключает смакование сексуальных сдвигов нацистов. Советские солдаты находили в карманах убитых немцев такие фотографии расправ, по сравнению с которыми меркнут всем самые страшные фильмы ужасов, вместе взятые. Советские бойцы, освобождая родную землю, шли через оставленные немцами пепелища, на которых на трупах матерей лежали тельца малышей.

Это горе не пахло парфюмом, не блистало роскошным макияжем и не поддавалось психоанализу.

В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».

9 мая 2018 года по каналу НТВ был показан фильм «Топор». В основу его была положена история советского бойца Дмитрия Овчаренко, который летом 1941 года вступил в схватку с 50 гитлеровцами, уничтожив гранатами и топором (!!!) 23 человека.

Реальный солдат Овчаренко был сыном сельского плотника и родился в 1919 году. А какую историю нам предлагает режиссер Владимир Семеновых?

Читаем описание фильма: «1941 г. Весть о начале Великой Отечественной войны доносится в далекую от боевых действий сибирскую тайгу, где живет старый отшельник. Некогда он был блестящим офицером, воевавшим на стороне “белых” после революции, а после Гражданской войны попал за решетку. Сбежав из лагеря, он нашел приют в тайге, которая надежно укрывала его от глаз НКВД. В уникальных природных пейзажах казак провел целых 17 лет, однако новость о нападении фашистов изменила планы бывшего военного: отшельник принимает решение уйти на фронт защищать свою родину».

Вот так реальный молодой колхозник Дмитрий Овчаренко, воспитанный Советской властью, заменяется авторами на белого офицера, пострадавшего от НКВД.

Советским людям здесь не место?

Вне всяких сомнений, автор имеет право на творческий вымысел. Но он у наших творцов имеет очень определенный вектор — советские люди героями быть не могут, ими должны быть «нормальные», или «антисоветские».

Фраза из «Повести о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!», — кажется сегодня чуть ли не крамольной.

Герои «Утомленных солнцем» молятся богу и, уповая на него, идут на крепость с черенками. Герои «Сталинграда» сражаются не за родину, а за девушку Катю. Вся советская составляющая выкинута из «28 панфиловцев», где ее подменяют абстрактные рассуждения о родине вообще и о героях-самураях. А есть еще и такие занимательные образчики жанра, как «Сволочи», авторы которых вообще идут на прямой подлог, рассказывая о никогда не существовавшей школе НКВД для детей-диверсантов.

Пока не в кино, а в публицистике, договорились уже до того, что главным творцом победы в Великой Отечественной войне стал ... император Николай II. Недалек тот день, когда подобную версию истории мы увидим на экране.

Историческая правда же состоит в том, что Великую Отечественную войну прошел не абстрактный, а именно советский народ, не отказавшийся от своей идеологии, столпами которой были коллективизм и интернационализм. И именно на этом, а не на некой личной влюбленности базировался великий подвиг Александра Печерского в Собиборе. Так же, как и подвиги других героев войны.

Фильм же талантливого мастера Константина Хабенского действительно не о реальном Печерском. Он об истории в том виде, в каком она может именно сегодня понравиться западной публике, способной вручить за «Собибор» различные призы и награды.

Ничего зазорного в этом нет. Но не цепляет.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Elena1977Kozyreva
    |
    22:34
    11.05.2018
    7
    +
    -
    А чему здесь удивляться? Весь рос кинематограф сегодня проникнут ненавистью и очернением всего советского, всех достижений СССР, на фоне которых сегодняшние "достижения" РФ - просто ничто. Соответственно курс сверху по упрятыванию имени Ленина на Мавзолее и приглашении израильского премьера прогуляться 9 мая по Красной площади в то время, кака израильтяне бомбят сирийцев и иранцев (якобы российских союзников) - вся та же песня и в кино, которое делается прежде всего на потребу Западу и его идеалам, и уж никак не советским людям и всем тем, кто, мягко говоря, этот трусливый курс откровенно не поддерживает.
  2. Валерий Волков[mailru]
    |
    12:53
    12.05.2018
    5
    +
    -
    Филин:кинопроизводство в руках тех,кто преуспел в разрушении СССР. Автору спасиба за обьективную оценку Фильма.Но добавлю высказывние диссидента,участника ВОВ А.Зиновьева.В войне победил не советский народ,а та часть народа,которая усвила наиболее передовые идеи цивилизации и смогла организовать народ.Сюда иотносится и партия и комсомол.Что начисто игнорируется нынешними "просветителями".Особенно мне не понравился упрек президента в адрес руководителя КПРФ.Это коммунисты сдали СССр,их лидеры. К числу лидеров относится и ЕБН,приемником которого является нынешняя власть.Да и не стоит забывать,кто из какой сферы происходит.КГБ возглавлял Крючков,отказавшийся от своего долга разрабатывать ЯковлеваЗавербованного в Канаде.-подручного Горбачева,организаторов пустых полок в СССР. Так что нынешний вектор изображения истории вполне в духе нынешних хозяев.
Комментарии (46)
  1. jonny64
    |
    18:25
    11.05.2018
    3
    +
    -
    Да-а уж, а то ли еще будут снимать наши режиссеры про Великую Войну лет через 20! Лично я современные "кинушки про войнушку" не смотрю после фильма "В августе 44-го", за 35 лет до этого прочитав книгу.
  2. Филин
    |
    04:39
    12.05.2018
    -4
    +
    -
    jonny64: Чего так уж прямо и не понравилось?) Для бабы с малышом и малышкой неужели такой "весёлый и интересный" кинофильм?) Может быть "черновик" Лукьяненко хотя бы изначально прочитали, а через 10 лет сняли фантастическую киноленту, которая понравится малышам.. В своё время я сам лично в детстве ходил на киноленту в 10 по моему лет, на кинокартину "Иди и Смотри" 2 серии, ничего не понял, сам ходил, билет в кинотеатр стоил тогда по-моему 30 копеек!) С улыбкой.)
    • Валерий Волков[mailru]
      |
      12:53
      12.05.2018
      5
      +
      -
      Филин:кинопроизводство в руках тех,кто преуспел в разрушении СССР. Автору спасиба за обьективную оценку Фильма.Но добавлю высказывние диссидента,участника ВОВ А.Зиновьева.В войне победил не советский народ,а та часть народа,которая усвила наиболее передовые идеи цивилизации и смогла организовать народ.Сюда иотносится и партия и комсомол.Что начисто игнорируется нынешними "просветителями".Особенно мне не понравился упрек президента в адрес руководителя КПРФ.Это коммунисты сдали СССр,их лидеры. К числу лидеров относится и ЕБН,приемником которого является нынешняя власть.Да и не стоит забывать,кто из какой сферы происходит.КГБ возглавлял Крючков,отказавшийся от своего долга разрабатывать ЯковлеваЗавербованного в Канаде.-подручного Горбачева,организаторов пустых полок в СССР. Так что нынешний вектор изображения истории вполне в духе нынешних хозяев.
      • Филин
        |
        14:15
        12.05.2018
        1
        +
        -
        Валерий Волков[mailru]: Согласен, но и ты пойми меня правильно, в чистом объёмном ярком вечном огне меня интересует только один вопрос насчёт повышения пенсионного возраста для коллектива, нашего русского, коллектива рабочих и крестьян, которые соткали из ниоткудова весь окружающий тебя мир, из набора болванок любых химических элементов ой как не просто соткать ракету, самолёт, локомотив, стул и стол... С улыбкой.) "По острым иглам яркого огня..."
  3. Elena1977Kozyreva
    |
    22:34
    11.05.2018
    7
    +
    -
    А чему здесь удивляться? Весь рос кинематограф сегодня проникнут ненавистью и очернением всего советского, всех достижений СССР, на фоне которых сегодняшние "достижения" РФ - просто ничто. Соответственно курс сверху по упрятыванию имени Ленина на Мавзолее и приглашении израильского премьера прогуляться 9 мая по Красной площади в то время, кака израильтяне бомбят сирийцев и иранцев (якобы российских союзников) - вся та же песня и в кино, которое делается прежде всего на потребу Западу и его идеалам, и уж никак не советским людям и всем тем, кто, мягко говоря, этот трусливый курс откровенно не поддерживает.
  4. Проводов
    |
    16:37
    12.05.2018
    0
    +
    -
    Elena1977Kozyreva: Историческая правда же состоит в том, что Великую Отечественную войну прошел не абстрактный, а именно советский народ, не отказавшийся от своей идеологии, столпами которой были коллективизм и интернационализм. И именно на этом, а не на некой личной влюбленности базировался великий подвиг Александра Печерского в Собиборе. Так же, как и подвиги других героев войны..Да нет конечно.Автор не прав.Печерский просто выбрал путь борьбы, против пути покорной гибели.И то, что был Печерский советским евреем , абсолютно не причём.Ведь именно советские сограждане выдали,немцам ,что он еврей..откуда бы немцы это узнали?.Как и миллионы других,которых сдавали соседи..вполне себе советские. Кстати, так делали и соседи в других странах(это не являлось "особенностью именно советской).Хотя есть пример Болгарии, где церковные православные иерархи Болгарии вышли на улицы..и не дали тронуть своих болгарских евреев..ТАКОГО СОВЕТСКИЕ ГРАЖДАНЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ НЕ ДЕЛАЛИ...УВЫ.Не было к сожалению такого отчаянного массового спасения.Поэтому 99% попавших в окупацию...ушло в печи(болгар у нас не оказалось), 99% Норвежских евреев были спасены. Люди бывают хорошие и плохие.Подонки и герои.А идеология(марксизма-ленинизма), ничего тут не меняет.Печерский совершил подвиг.Но в СССР, его замалчивали.Как мы знаем орден Мужества он получил..через много лет после смерти.Когда США выпустило фильм, а Европа стала строить мемориал в Собиборе Деникин был царским офицером , и отказался служить нацистам..А Власов был вполне советским генералом..и стал предателем.Карбышев был царским офицером.Но слово честь офицера для него были важны.Хватит нам вливать,что без негодяя Абакумова и Берии ,которые не гнушались ЛИЧНО ПЫТАТЬ ЛЮДЕЙ...не было бы ПОБЕДЫ.Она была бы.И может быть не был бы напрасных жертв.Потому что по приказу Берии, где-то во рву расстреляли в 1941 дважды Героя Советского Союза Смушкевича, героя Советского Союза лётчика Рычагова Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа» и ещё 25 человек.ВСЕ ОНИ БЫЛИ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ...И УБИЛИ ИХ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ
  5. Галина Каширина[facebook]
    |
    01:00
    12.05.2018
    -6
    +
    -
    Elena1977Kozyreva: К вашим годам, девушка, надо бы немножко набраться ума и различать белое и черное. Я бы не писала этот комментарий сейчас, если бы моя Армия Обороны Израиля (я, кстати, русская) вчера не защитила меня от 20 иранских ракет, которые были запущены на север Израиля с территории Сирии. Заметьте, не Израиль их запустил, а ваш разлюбезный Иран, которому Россия так усиленно помогает создать ядерную бомбу. Понимаю, что за последние годы ваши мозги российским ТВ промыты до стерильности, но все-таки иногда надо сопоставлять события и анализировать. Если бы мыслящий человек, а не робот...
    • nikolai alf
      |
      09:52
      12.05.2018
      0
      +
      -
      Галина Каширина[facebook]: А,что на ракетах так и было написано;"Мы из Ирана"?И Россия никогда не помогала в создании ядерной программы Ирана.Об этом вы лучше у французов спросите.Мозги то у вас загажены вашим ТВ!
    • Andrei Yakowlew[facebook]
      |
      00:20
      14.05.2018
      0
      +
      -
      Проводов: как узнали? Волосы чёрные, кожа смуглая, имеет своеобразный акцент, - подозрительно на еврея смахивает... И окончательно чтоб убедится что перед тобой еврей: сними трусы.. дальше объяснять?
    • Galla*
      |
      10:56
      13.05.2018
      0
      +
      -
      Галина Каширина[facebook]: Вам бы надо понимать, что когда ваши ракеты привентивно(!)летят в сторону какой либо страны, надо ждать ответку. Никто не стрелял по вашим высотам, но Биби решил пострелять первым.
      • Проводов
        |
        16:05
        12.05.2018
        -1
        +
        -
        Галина Каширина[facebook]: А,что на ракетах так и было написано;"Мы из Ирана"?И Россия никогда не помогала в создании ядерной программы Ирана.Об этом вы лучше у французов спросите.Мозги то у вас загажены вашим ТВ!
        nikolai alf: А что были варианты?.Вариантов было всего три: Российские ВКС , Сирийская Армия..и Иран.Коля , ну Российская Армия, вряд ли стреляла по израильским голландским высотам(это был бы непристойно в свете визита Нетаньяху в Москву).Сирийцы ..тоже на себя это не взяли..Так что вариантов не остаётся.А на ракетах вряд ли было написано, мы из Ирана..Ведь, тот же Панцирь 1 производит не Иран(тут вы правы).А ядерную программу Ирану конечно Россия помогала делать, И НИКТО ДРУГОЙ.Если вы в курсе, начинку для ядерного оружия получают из плутония, который является побочным продуктом АЭС. Плутоний образуется в любом ядерном реакторе, работающем на природном или низкообогащённом уране, содержащем в основном изотоп 238U, при захвате им избыточных нейтронов. Но по мере работы реактора оружейный изотоп плутония быстро выгорает, Но ...В принципе, все эти затруднения преодолимы, и были успешно испытаны ядерные взрывные устройства из «реакторного» плутония, После санкций наложенных на Иран Франция и Сименс перестали строить АЭС.Они её делали при вполне себе светском падишахе Пехлеви .И не смотря на протесты Запада, АЭС Бушер строился по Российским чертежам.И если бы мы не строили этого объекта никакой ядерной программы у Ирана бы не было..Как то так Коля
  6. Игорь Кудряшов[facebook]
    |
    23:39
    11.05.2018
    2
    +
    -
    Хабенский извращенец и фильм снял об извращенцах, ему дорогих и понятных. И тему извратил.
  7. Sara Goldenberg[facebook]
    |
    00:44
    12.05.2018
    4
    +
    -
    Хабенский как актёр в любой роли-Хабенский.Актёр средней ноги,как и большинство его коллег-лицидеев по цеху.Раскручивают их бездарные режиссёры и халтурщики сценаристы.Смотрели все перечисленные опусы.Мысль после просмотра одна;"Фантазии шизофренников.Нет шедевров.В Советское время они были и не один десяток.А сейчас всё кино и те кто его создаёт-*унылое гавно".
  8. Филин
    |
    05:02
    12.05.2018
    1
    +
    -
    Sara Goldenberg[facebook]: Да где уже нам тама?) А как же гениальный актер, Федорцов Андрей из убойной силы!?) МАСТЕР РОЛИ КОТА БЕГЕМОТА, Вася Рогов?)) Захаров из Ленкома, кстати полное фуфло и бездарность по сравнению с евреем Гайдаем и с евреем Рязановым!) Собственный дочери режиссеров никогда не снимаются голыми в кинолентах отца... Марк Захаров - ну чего сказать, обычное реальное еврейское быдло!) С улыбкой!)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как арендовать земельный участок с правом выкупа?
  2. Что делать, если телефон не видит сим-карту?
  3. Что делать, если соседи захватили часть вашего участка?




Самое интересное в регионах