Сергей Грачёв 22 20661

И Остапа несло... Как фильм «12 стульев» провалился при первом показе по ТВ

Все материалы сюжета Наше старое кино

«Несмотря на то что работали мы весело, с задором, Первый показ фильма на ТВ оказался, по сути, провальным», - рассказывает режиссёр фильма Марк Захаров.

У Миронова - Бендера и Папанова - Воробьянинова получился идеальный дуэт.
У Миронова - Бендера и Папанова - Воробьянинова получился идеальный дуэт. © / Кадр из фильма

- Роман Ильфа и Петрова «12 стульев», как известно, долгое время не издавался. И в этом ничего удивительного, если учесть, что даже Сталин однажды сказал, что это произведение о похождении авантюриста в стране дураков. Но времена меняются, и, когда мне в телевизионном ведомстве предложили экранизировать этот роман в четырёхсерийном ТВ-формате, я с радостью согласился! И 2 января 1977 г. состоялась его премьера.

Читайте также: Петров без Ильфа. Автор «12 стульев» служил в уголовном розыске

Пороху не нюхал

Мне сразу было понятно, что главные роли могут и должны исполнить два моих любимых артиста - Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Однако поначалу отношения у них не заладились. Папанов высказывал мне что-то в духе: «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности - это чёрствое пирожное и остывший кофе!» Но Папанов быстро сменил гнев на милость и проникся к Андрею уважением как к очень талантливому, многогранному артисту.  

Пишут, что у меня из-за этой экранизации возник конфликт с Леонидом Гайдаем, который свои «12 стульев» снял за 5 лет до меня. Это неправда. Во-первых, к сожалению, мы не были с ним знакомы. А во-вторых, я считаю его выдающимся режиссёром и испытываю к нему безграничное уважение. Но, если говорить честно, режиссёром он был неровным. Скажу прямо: мне не нравится, например, как в гайдаевской версии играет Остапа Бендера Арчил Гомиашвили. Мне его исполнение этой роли показалось поверхностным, немножко фанерным. Он работал у нас в театре «Ленком», но мы вынуждены были расстаться. И дело было не в том, что он плохо играл. Просто в какой-то момент я узнал, что служение театру отошло для него на второй план. Он параллельно стал заниматься каким-то бизнесом. Гонял фуры по стране. Как мне потом рассказывали, Арчил очень переживал, обижался по поводу нашего расставания. Он считал себя единственным исполнителем роли Остапа. Кроме того, он подозревал меня в том, что я прин­ципиально не стал писать пьесу по мотивам романа, поскольку роль Остапа должна была быть за ним и только за ним! Но он ошибался… В общем, осадок от нашего расставания остался. (По слухам, после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. А Арчил Гомиашвили вспоминал: «Гайдай мне позвонил и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». - «Что такое?» - «12 стульев», снятые Марком Захаровым!». - ред.)

Лидию Федосееву-Шукшину ещё долго называли «знойная женщина».
Лидию Федосееву-Шукшину ещё долго называли «знойная женщина». Фото: Кадр из фильма

Вторая жизнь

Несмотря на то что работали мы весело, с задором, первый показ картины на телевидении оказался, по сути, провальным. Но я не особенно переживал по этому поводу. Понимал, что какие-то вещи в фильме получились, а какие-то не очень. Удивился и задумался я, когда успех к картине пришёл после её второго, третьего показа. Что случилось?! Фильм-то остался прежним! Покойный Михаил Козаков объяснил мне тогда: «Пойми, ты немного опередил время с этой экспериментальной, музыкальной версией экранизации романа, который целое поколение считало практически неприкасаемым. И, очевидно, каждый представлял себе Остапа по-своему. Ну а сейчас к картине по такому роману стали относиться со спокойной радостью и пониманием». В общем, картина зажила какой-то своей второй жизнью. Допускаю, что этого могло бы и не случиться, если бы не музыкальная составляющая фильма.

«Щас спою!»

Зажигательная, остроумная музыка Геннадия Гладкова, мелодии, которые запоминались раз и навсегда, и элегантные, ироничные стихи Юлия Кима - это отдельная составляющая зрительской любви к картине. Ким сочинял сначала на гитаре «тангообразности», связанные с Остапом Бендером.

Гладков это внимательно слушал и тут же делал свой вариант. Юлий, как ни странно, очень радовался этой редактуре! Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю...» 

Когда решил снимать этот фильм, сознательно хотел ­уйти от штампов советского кинематографа, от его традиций. Поэтому сделал некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блоками, исполненными Зиновием Гердтом. Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганст­вом (смеётся). Вообще, любое значительное произведение в искусстве на конечном этапе переливается в музыку. Кто сегодня читает или перечитывает «Фауста» Гёте? Единицы! А куплеты из одноимённой оперы, выражаясь современным языком, стали настоящими шлягерами.

Песни из фильма в исполнении Андрея Миронова скоро стали шлягерами.
Песни из фильма в исполнении Андрея Миронова скоро стали шлягерами. Фото: Кадр из фильма

Крылатые фразы

  • Я думаю, торг здесь неуместен!
  • Может, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
  • Почём опиум для народа? 
  • Скоро только кошки родятся.
  • Говорю вам как человек, измученный нарзаном.
Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. vlchr
    |
    08:25
    02.01.2017
    9
    +
    -
    А для меня эталоном осталася фильм Гайдая, который я пересматриваю неоднократно! В фильме Захарова играют звезды - Папанов и Миронов. Хорошо играют, Миронов, порой, даже переигрывает, но в общем фильм Захарова не сравнить с фильмом Гайдая- мне он не интересен. После премьеры я фильм больше не смотрел.
  2. Heavy_Villain
    |
    14:17
    02.01.2017
    6
    +
    -
    Кстати, странно читать байки про отношение Папанова к Миронову, будто они там встретились впервые. А ведь за 5 лет до 12 стульев они снимались в Бриллиантовой руке. Да и в одном театре вместе работали с 1962 года.
Комментарии (22)
  1. vlchr
    |
    08:25
    02.01.2017
    9
    +
    -
    А для меня эталоном осталася фильм Гайдая, который я пересматриваю неоднократно! В фильме Захарова играют звезды - Папанов и Миронов. Хорошо играют, Миронов, порой, даже переигрывает, но в общем фильм Захарова не сравнить с фильмом Гайдая- мне он не интересен. После премьеры я фильм больше не смотрел.
  2. Heavy_Villain
    |
    10:24
    02.01.2017
    1
    +
    -
    vlchr: Подбор актёров Захаровым вообще вызывает много вопросов. Папанов,говорю абсолютно серьёзно, блестящий актёр, но... Безенчук прямо описывает Воробьянинова: "...Вы высокий представительный мужчина, хотя и худой". Это описание Папанова? И как бы человек комплекции Миронова побил бы такого Кису? Да Папанов его одним хлопком вогнал бы в землю по самые уши.
  3. Heavy_Villain
    |
    10:14
    02.01.2017
    4
    +
    -
    Всё таки телевизионный фильм "12 сульев" к Ильфу и Петрову имеет довольно отдалённое отношение. Тонкий юмор, сатиру превратили в оперетту. Не имею ничего против этого жанра, с удовольствием смотрю многие из них. Но попытки повысить интерес к своему творению за счёт классиков никогда ещё не были успешными. Например, сколько было экранизаций Конан-Дойля, в которых Шерлок Холмс скакал по крышам как Джеймс Бонд? И где они? Промелькнули и забылись. Подобных примеров множество. И обсуждаемое творение не стало исключением.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с экс-солистом «Иванушек» Олегом Яковлевым?
  2. Как сейчас работает Чернобыльская АЭС?
  3. Что из себя представляет самолет Airbus A350?

Вы согласны, что запрет продажи алкоголя после 21 часа сделает нас трезвее?

Новое на AIF.ru