aif.ru counter
Игорь Карев 2267

Кто спасет Донбасс. Нужен ли фильм о войне на востоке Украины?

В прокат выходит фильм Рената Давлетьярова «Донбасс: Окраина».

 «Донбасс: Окраина».
«Донбасс: Окраина». © / Кадр из фильма

Фильмы о недавних событиях появляются не так часто. Это не касается того, что воспринимается однозначно всем обществом – как, например, Великая Отечественная война, хотя и о военных драмах мнения высказывают разные. А вот уже о картине, посвященной войне на Балканах в 90-е («Балканский рубеж»), спорили много. Еще больше споров вызвали и два фильма о принуждении Грузии к миру в 2008-м, потому что в грузино-американском «Пяти днях в августе» и в ленте Джаника Файзиева «Август. Восьмого» акценты расставлены совершенно по-разному. Но если пятидневная война в Южной Осетии давно завершилась, то конфликт на востоке Украины всё еще продолжается.

В принципе, фильм о событиях 2014 года на Донбассе уже есть – это «Донбасс» Сергея Лозницы; его даже показали в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, но итоговый результат, кажется, устроил только ту сторону, для которой все жители ДНР поголовно преступники. И Ренат Давлетьяров («Стальная бабочка», «А зори здесь тихие…») снял свой «Донбасс» – с подзаголовком «Окраина».

Август 2014 года. Два солдата украинской армии по заданию командования едут на грузовике на окраину Макеевки, пригородного села Донецка. Во время обстрела один из них погибает, а второй, Андрей Соколов (Евгений Михеев) оказывается в подвале жилого дома в странной компании. Главным себя назначил ополченец непризнанной республики Анатолий (Гела Месхи), с которым Андрей заключил перемирие. В этом же подвале пережидают боевые действия несколько женщин – местная жительница Татьяна (Ульяна Похлебаева), у которой вся семья в ополчении, приехавшая из Киева активистка и волонтер Наталья (Евгения Малахова), в открытую называющая себя бандеровкой Оксана (Анна Пескова) и приехавший из Запорожья в поисках сына некто Колосовский (Сергей Холмогоров). Все вместе они пытаются выжить – без еды и воды и под угрозой неминуемого обстрела, ухаживают за потерявшим родных мальчиком Ваней и хотят понять, что им делать дальше.

Давлетьярову довольно долго удается выдерживать нейтралитет и даже некоторую отстраненность от того, что он показывает на экране. Режиссеру важнее было вызвать жалость к своим героям, и ему, надо признать, это удалось. В какой-то момент становится жалко всех. Ополченца и бывшего десантника Анатолия. Украинского солдата с типично русским именем, который до призыва возил воду в Харькове. Жалко и гражданского, которого играет Холмогоров – судя по всему, сына он уже не найдет, как минимум живым. И уж тем более жалко женщин и ребенка, которые явно оказались не в то время и не в том месте; даже бандеровку Оксану жалко, что тут говорить.

Прием, конечно, далеко не новый, его даже в фантастике применяли – к концу фильма «Враг мой» только совсем черствый душой человек не хотел, чтобы оба противника выбрались из передряги целыми и невредимыми. Так и тут, в «Окраине», близкое знакомство с героями и их биографиями дает эффект сопереживания – ну пусть они доберутся до далекой России, пусть никто не погибнет.

Похожий прием использовался и в недавнем «Балканском рубеже», в котором группа русских спецназовцев и примкнувших к ним местных сербов и албанцев противостоит этнической банде албанцев во время Косовской войны. Но та война уже далеко – двадцать лет прошло, да и была она в стороне от нашего населения. Украинский конфликт совсем другое дело – он продолжается, украинские власти (да и граждане тоже) обвиняют Россию во вмешательстве в свои внутренние дела и чуть ли не в военном вторжении, российские власти отбиваются от этих обвинений. Часть российского общества поддерживает позицию Украины, для другой части украинская армия – это натуральные фашисты. Точек соприкосновения нет, единой позиции выработать, видимо, не получится еще долго – как, кстати, и в отношении Грузии.

Представляя свой фильм, Давлетьяров просил не оценивать его с политических позиций, но проблема в том, что он и заявленная в «Окраине» детективная составляющая показана очень условно. До самого финала никакого детектива словно и нет, а картина выглядит обычным историей про поход по вражеской территории. Кроме того, Давлетьяров и сам не выдержал нейтральный тон до конца фильма. Он четко обозначил свою позицию, назвал плохих и хороших и пояснил, на чьей он стороне. Правда, если одно «но». Имя главного героя с украинской стороны – Андрей Соколов – очевидно, отсылает к знаменитому рассказу Михаила Шолохова, да и Ванька имеется. И как к этому совпадению относиться, не очень понятно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Для поступления на какие специальности нужны самые высокие баллы ЕГЭ?
  2. Можно ли дать ребенку двойную фамилию?
  3. Какое наказание грозит участникам драки в Пензенской области?


Самое интересное в регионах
Роскачество