aif.ru counter
Елена Яковлева 0 2904

«Ледокол»: антарктический триллер Николая Хомерики

20 октября в прокат выходит дорогостоящая российская драма «Ледокол» о советских полярниках. АиФ.ru рассказывает, удалось ли отечественным кинематографистам справиться с непростым жанром фильма-катастрофы.

«Ледокол».
«Ледокол». © / Кадр из фильма

Российский кинематограф нечасто радует зрителей фильмами-катастрофами, а картинами этого жанра, которые хочется пересматривать, ‒ тем более. И несмотря на то, что «Ледокол» Николая Хомерики ‒ далеко не идеальная работа, похвалить ленту есть за что.

Главная ошибка, которую могут допустить зрители этого фильма — отнестись к нему, как к документальной ленте, которая рассказывают реальную историю научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Действительно, картина основана на реальных событиях, произошедших в Антарктиде в 1985 году, но их в ней ничуть не больше, чем художественного вымысла. И чтобы у дотошного зрителя не было искушения упрекать творческую команду в неточности описания событий, создатели фильма даже переименовали корабль в «Михаил Громов».

Итак, на глазах у зрителей разворачивается сугубо мужская история: команда полярников на «Михаиле Громове» идёт через льды Южного полюса. Но вблизи Антарктиды возникает угроза столкновения ледокола с айсбергом, из-за чего судно оказывается в вынужденном дрейфе, а в попытке спасти оказавшегося за бортом члена экипажа ещё и лишается стратегически важных приборов. Корабль, со всех сторон окружённый льдом, оказывается в ловушке, но самое страшное, что команда до последнего не уверена, придут ли им на помощь. Полярная ночь приближается, топливо и припасы на исходе. Часть экипажа в экстремальных условиях не выдерживает эмоционального напряжения, другие же остаются людьми даже в самой тяжёлой ситуации.

В то время, когда нервы команды на исходе, недовольство людей подогревает новый капитан судна, солдафон (Сергей Пускепалис), который в отличие от «старого» (Пётр Фёдоров), отстранённого Москвой сразу после аварии, во что бы то ни стало хочет поставить всё и всех на свои места. А расшатывает и без того хрупкий мир старший помощник (Сергей Барабаш), не способный отвечать даже за собственную жизнь, но мечтающий взять руководство над экипажем в свои руки.

Читайте также: Пётр Фёдоров: бежать из России не хочу!

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

На фоне катастрофы зрителям показывают противостояние ярких героев, за которыми интересно наблюдать и которых вполне можно полюбить, остальных же (за исключением персонажей Александра Паля, Александра Яценко и Виталия Хаева) можно назвать однотипным бородатым мужичьём необходимым лишь в качестве фона. Все они часть режиссёрского плана: перенести зрителей в середину 80-х годов. Советская атмосфера, которая, в первую очередь, рассчитана на зрителей, рождённых в СССР ‒ главное украшение «Ледокола». За ностальгию отвечают песни группы «Кино», кинолента «Бриллиантовая рука», кассетный магнитофон «Заря», кубик Рубика, плакат-календарь с молодой Пугачёвой, автомат с «Морским боем», пёстрые советские свитера, яркие шапки, варежки, на которых то и дело оператор заостряет внимание, и многие другие ретро-мелочи.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Впрочем, тех, кто идёт на фильм не за ностальгией, а за современными реалистичными съёмками, ждёт разочарование: несмотря на бюджет в $10 млн и попытку сделать фильм-катастрофу без помарок, до голливудской натуральности картинка явно не дотягивает. Видно, что айсберг в фильме — это не удивительное явление природы, а всего лишь плод компьютерной графики. А неожиданно появившийся в кадре морской леопард и вовсе вызывает недоумение. Тем не менее, «Ледокол» оставляет далеко позади последние отечественные фильмы-катастрофы: «Экипаж» Николая Лебедева и «Метро» Антона Мегердичева, — реалистичность происходящего в которых вызывает ещё больше вопросов.

И если от происходящих в «Ледоколе» приключений «Михаила Громова» дух захватывает далеко не у всех, то мороз по коже гарантирован многим. Ощущение холодного и негостеприимного моря присутствует практически в каждом кадре, за что отдельное спасибо оператору Фёдору Ляссу (который уже набил руку на «советской» картинке в знаменитой «Оттепели» Валерия Тодоровского) и режиссёру Николаю Хомерики («Сердца бумеранг»), вышедшему из мира фестивального кино.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Конечно же, снимая «русский „Титаник“», создатели не смогли обойтись без истории любви, за которую в фильме отвечают хорошо всем знакомая Анна Михалкова и не слишком популярная Ольга Филимонова: одна из них готовится родить сына новому капитану «Михаила Громова», а другая, наоборот, развестись со «старым». Но их истории призваны не украсить фильм, добавив ему романтичности, а наоборот, продемонстрировать, что чиновникам не было дела ни до жён полярников, оставшихся на берегу, ни до самого ледокола. И пока советские полярники возвращались домой, их страна изменилась до неузнаваемости: к экватору «Михаил Громов» приплыл уже к перестройке, когда всё оттаяло во всех смыслах слова.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему Голанские высоты так называются?
  2. Что за доклад подготовил экс-директор ФБР Мюллер и о чем в нем говорится?
  3. Как индексируются пенсии работающим пенсионерам после увольнения?


Самое интересное в регионах
Роскачество