aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 6921

«Любой ценой». На съемках «Цирка» Орлова получила ожоги 3-й степени

Все материалы сюжета Наше старое кино

25 мая 1936 г. на премьеру картины «Цирк» в Парке имени Горького собрались 20 тыс. человек.

Любовь Орлова на съёмках эпизода в цирке получила ожоги, но номер исполнила.
Любовь Орлова на съёмках эпизода в цирке получила ожоги, но номер исполнила. © / Кадр из фильма

Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам, где в Москве побывала американская циркачка Мэри с сыном-негритёнком.  

Орлов спасли 

Работа над картиной «Цирк» велась на «Мосфильме» (ул. Мосфильмовская, д. 1) (1). Авторами сценария были Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев, написавшие пьесу «Под куполом цирка». Диалоги правил Исаак Бабель. Бабеля репрессировали и факт его участия в «Цирке» не афишировали. А Ильф и Петров, по­смотрев готовую картину, пришли в ярость - насколько переиначили их сценарий и сняли картину в духе идеологической борьбы с американским расизмом. Писатели по­требовали, чтобы их имён не было в титрах. 

Тем не менее своей картиной Григорий Александров смог угодить и нашим и вашим - «Цирк» получил и Сталинскую премию I степени, и Гран-при на Между­народной выставке в Париже. Знаменитый режиссёр Сергей Эйзенштейн сказал об Александрове: «Гриша всегда умело балансирует на проволоке». У этого замечания была реальная подоплёка. В молодости Александров выступал в цирке с акробатическими трюками, потом стал актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном. В одном из его спектаклей Григорий Александров ходил над зрительным залом по проволоке, исполняя опасный номер. 

«Цирк», снятый в 1936 г., сегодня воспринимается как своеобразный кинодокумент. Например, в самом начале фильма Григория Александрова американская циркачка Мэри Диксон (Любовь Орлова) и советский атлет Иван Петрович Мартынов (Сергей Столяров) музицируют в гостиничном номере «Моск­вы» и поют: «Широка страна моя родная...» (ул. Охотный Ряд, д. 2) (2). Одна из крупнейших гостиниц столицы была построена в 1933-1935 гг. В 2004 г. её разобрали, а в 2013-м снова воспроизвели. 

Герои фильма музицируют в гостиничном номере «Моск­вы».
Герои фильма музицируют в гостиничном номере «Моск­вы». 

В «Цирке» нам показывают вид сверху на Красную площадь. В кадре... двуглавые орлы на Спасской башне и И­сторическом музее. В первые годы после революции почти все орлы были уничтожены. Но вопрос о замене царских символов на красные звёзды на башнях Кремля и здании Исторического музея некоторое время откладывался, т. к. это было связано с большими финансовыми р­асходами. 

Мы видим недавно отстроенные каменный Мавзолей, трибуны справа и слева (3). Уже в 1917-1918 гг. у Кремлёвской стены хоронили героев революции. Поэтому вопрос о том, где должен быть захоронен Ленин, не стоял. Велось лишь обсуждение - могила это будет либо склеп.

Родственники, особенно вдова Надежда Константиновна Крупская, были против того, чтобы из предводителя революции сделать божество. Но слушать их никто не стал, и тело Ленина решили бальзамировать... 

В 1929 г. проходил архитектурный конкурс мавзолеев, в котором участвовали все желающие. Были абсолютно сумасшедшие проекты - с глобусами, башнями... Спасибо, что в итоге выбрали гранитную усыпальницу архитектора Щусева, который к ансамблю Красной площади отнёсся максимально корректно. 

В «Цирке» мы видим старую застройку за храмом Василия Блаженного - квартал двух-, трёхэтажных зданий, это были небольшие гостинички и жилые дома, которые вскоре после премьеры картины снесли.

В кадре... двуглавые орлы на Спасской башне и И­сторическом музее.
В кадре... двуглавые орлы на Спасской башне и И­сторическом музее. 

Вместо церкви туалет

Сразу понятно, что съёмки проходят накануне Первомая: на крыше ГУМа лежат буквы «май», едут машины для декорирования Красной площади. Вдоль стен Исторического музея на Никольскую и назад через Кремлёвский проезд на Манежную следуют трамваи.  

В кадр попадает Казан­ская церковь на углу Красной площади и Никольской улицы (4). В 1936 г. храм уже без креста, без маковки купола, но ещё не снесён. Тогда эти площади принадлежали Историческому музею. Вскоре после съёмок Казанскую церковь снесли, на её месте построили павильон в честь III Интернационала, а потом общественный туалет. В 1990-е гг. собор Казанской иконы Божией Матери отстроили заново. 

Из ресторана на крыше гостиницы «Москва» мы любуемся прекрасным видом на Театральную площадь (5). Ещё один кинодокумент в «Цирке» - Метрополитен им. Кагановича (московское метро изначально носило имя сподвижника Сталина Лазаря Кагановича). 

Из ресторана на крыше гостиницы «Москва» мы любуемся прекрасным видом на Театральную площадь.
Из ресторана на крыше гостиницы «Москва» мы любуемся прекрасным видом на Театральную площадь. 

В фильме есть смешная сцена: конструктор-любитель Шурик Скамейкин (Александр Комиссаров) с негритёнком (Джеймс Паттерсон) на руках пытается взбежать по идущему вниз эскалатору. Снимался эпизод на станции «Охотный Ряд» - впервые в истории советского кино съёмки велись в подземке. 

Впервые в истории советского кино съёмки велись в подземке.
Впервые в истории советского кино съёмки велись в подземке. 

В сцене, где дочь директора цирка Раечка (Евгения Мельникова) по глупости пробалтывается цирковому западному предпринимателю-злодею Францу фон Кнейшицу (Павел Массальский) о планах советского цирка по созданию уникального номера «Полёт в стратосферу», перед нами открывается вид из кафетерия гостиницы «Метрополь» на Лубянку - Народный комиссариат внутренних дел СССР (пл. Дзержинского, ныне Лубянская, д. 2) (6). Совсем скоро в застенках НКВД будут допрашивать автора идеи «советского Голливуда» зампредседателя Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР Бориса Шумяцкого - идейного вдохновителя картин «Весёлые ребята», «Тринадцать», «Цирк» и др. В 1938 г. его расстреляют, реабилитируют посмертно. 

Трюк выполняла дублёрша Вера Буслаева.
Трюк выполняла дублёрша Вера Буслаева. 

Безусловно, яркий момент картины - головокружительный номер «Из пушки на Луну» циркачки Мэри Диксон. Специальная пушка, из которой вылетала артистка, была доставлена в Цирк на Цветном бульваре (Цветной бул., д. 13) (7). Трюк выполняла дублёрша Вера Буслаева. Но Любови Орловой тоже досталось. Для съёмок эпизода была изготовлена стеклянная площадка на жерле пушки, внутри которой был прожектор. Каждый дубль снимали по многу раз. От света площадка накалилась, как сковородка на огне. Но актриса исполнила свои танец и песню. Когда прозвучала команда «Снято!», Орловой сразу вызвали «скорую» - она получила ожоги 3-й степени. К премьере картины готовились всерьёз - закупили отличную аппаратуру в Америке, специально к 25 мая 1936 г. открыли Зелёный театр Центрального парка культуры им. Горького. На первый показ собрались 20 тыс. человек. Зрители были в восторге. И никто не знал, что вскоре начнётся Большой террор 1937 г. и реальность жизни в Советском Союзе станет совсем не похожа на сказку из фильма «Цирк». 

Сегодня картина «Цирк» - своеобразный кинодокумент. Празднуется Первомай, по Красной площади ходят трамваи, на башнях Кремля - двуглавые царские орлы вместо красных звёзд, ещё цел собор Казанской иконы Божией Матери на углу Красной площади и Никольской улицы. А метрополитен в фильме - имени соратника Сталина Кагановича.
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

 

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какую новую услугу предпенсионеры получат в МФЦ?
  2. В каких регионах России уже проснулись клещи?
  3. Когда россиян ждут морозы до -30 градусов?


Самое интересное в регионах