aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 492

Маяковский в осколках. Что не понравилось зрителям в фильме о поэте?

​На фестивале «Окно в Европу» представлен фильм «ВМаяковский» Александра Шейна, посвящённый отцу режиссера, «заразившего» создателя картины любовью к поэзии Владимира Маяковского и его личности.

Фильм «ВМаяковский».
Фильм «ВМаяковский». © / Кадр из фильма

Состав актеров блистателен. Чулпан Хаматова и Людмила Максакова играют любовь поэта Лилю Брик в молодости и старости соответственно. Юрий Колокольников, знакомый всем «магнар теннов Стир» в «Игре престолов», исполнил самого Маяковского. Кстати, похож актёр на поэта в картине невероятно. Другие имена в титрах не менее звучные — Евгений Миронов, Михаил Ефремов. В общем, что ни роль, то звезда. Но на подборе актерского состава несомненные удачи режиссера, к сожалению, и заканчиваются.

Определённый интерес к картине подогрел ещё и финансовый скандал, в котором фигурировал режиссёр Александр Шейн (по совместительству — гражданский муж Чулпан Хаматовой). Выяснилось, что в 2015 году Фонд кино выделил на производство картины на условиях возврата для финансового обеспечения и покрытия расходов производства солидную сумму. В итоге, по одним источникам, против создателей ленты было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По другим — о хищении средств на картине «ВМаяковский». На сегодняшний день инцидент исчерпан: Шейн вернул Фонду кино предоставленные бюджетные средства на съёмки картины, погасив долг в 20 млн рублей.

Но вернёмся к премьере. Если перед фильмом в зрительном зале яблоку негде было упасть — люди сидели на ступеньках и стояли вдоль стен зала, то уже к середине картины зрителей осталось меньше половины. Грустно — ведь, по признанию режиссера, на фильм он потратил 6 лет работы и 10 лет провёл в архивах...

Вроде бы, в основу сюжета положен интригующий ход: актеры в театре читают пьесу от лица своих героев — Маяковского, Лили и Осипа Брик, друзей поэта и его врагов, и постепенно на глазах у зрителя перевоплощаются в этих персонажей. Так, по замыслу авторов, публику увлекают «в» Маяковского, погружая ее в любовные, творческие, человеческие трагедии поэта.

На деле же публика оказалась погружена в какой-то хаос. Кадры из 1990-х, песня Пугачевой, облитые синей краской газеты, яичные желтки крупным планом. Большое недоумение вызывают длинные сцены никому не известных танцующих актеров, моющихся рук во весь экран и т.п. Все эти образы, яркими цветовыми пятнами возникающие на экране, может быть, и выглядят эффектно сами по себе, но абсолютно непонятны в фильме и никак не ложатся в его канву. Хотя, впрочем, ее и нет как таковой.

Признаюсь: если бы меня не заставляла смотреть картину профессия журналиста, я бы ушла через 15 минут, как и большинство в зале. И пожалела бы, потому что во второй половине фильма появляются по-настоящему прекрасные сцены споров Маяковского и его друга из «органов» в исполнении Евгения Миронова. Не менее интересны и фрагменты телеинтервью настоящей Лили Брик в эмиграции. В итоге от картины остаётся странное ощущение — вроде, что-то новое о поэте узнала, но никогда не посоветовала бы пойти на это друзьям.

«Неудача ли это? — рассуждает известный киновед, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Леонид Павлючик. — Я бы сказал так: это результат многолетней работы огромного коллектива. Одни финальные титры идут несколько минут: в них перечисляются музеи, фонды, консультанты. Это грандиозный, в общем-то, проект. Именно проект — фильмом это назвать трудно. На мой взгляд, это коллаж, в котором сочетаются элементы кино, театра, телевизионного репортажа, видеоинсталляции, видео-арт, радиопьесы, литературного чтения, площадного театра. У Феллини когда-то был фильм „Восемь с половиной“. Когда он не знал, о чем снять фильм, Феллини снял картину о том, что он не знает, о чем снять фильм. У меня такое ощущение, что авторы „ВМаяковский“ не очень понимали, как втиснуть такую глыбу, как Маяковский, в рамки то ли биографического фильма, то ли любого иного кино. И решили пойти по тому же пути, что Феллини. Показать сам процесс творчества, процесс поиска Маяковского. Неслучайно актёр Юрий Колокольников, который представительствует от лица Маяковского, возникает на экране в полутора десятках разных вариантов грима. Образ как бы дробится на составляющие, потому что охватить эту могучую фигуру авторы и боятся, и не в силах, и не в состоянии. Поэтому ищут варианты грима. И местами образ получается на только похожим, что просто мурашки бегут по коже. Настолько чисто внешне он напоминает поэта. Возникает ли в итоге в итоге цельный образ Маяковского?

Мне кажется, что нет. Он остался отраженным в осколках».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как мошенники используют материнский капитал?
  2. Где находится Константинополь?
  3. Сколько патриархатов в православной церкви?


Самое интересное в регионах