Примерное время чтения: 6 минут
4427

Народ всё стерпит. Рецензия на новый фильм Спилберга «Секретное досье»

/ «Секретное досье» / Кадр из фильма

Новый фильм одного из самых успешных кинорежиссёров США вполне ожидаемо номинирован на «Оскар». В чём актуальность «Секретного досье» и почему Мэрил Стрип — лучшее, что есть в этом фильме, рассказывает АиФ.ru.

Четырёхкратный лауреат премии «Оскар» Стивен Спилберг не нуждается в особом представлении. Он уже давно всем и всё доказал. Снять фантастическое кино про динозавров? Пожалуйста. Хоррор? Хорошо. Приключенческий боевик? Без проблем. А вдохновившись успехом своих хитов «Список Шиндлера», «Мюнхен», «Линкольн», «Шпионский мост», режиссёр продолжил копаться в менее захватывающих, зато реальных сюжетах истории. На этот раз выбор Спилберга пал на события 1971 года — противостояние прессы и Белого дома.

По сюжету драмы в распоряжении журналистов The New York Times оказались секретные документы, из которых очевидно, что в течение 30 лет Белый дом скрывал от американцев правду о военных операциях США во Вьетнаме: публично заявлял о стремлении к миру, а на деле лишь расширял военные действия.

Публикация секретного доклада в престижном издании стала сенсацией, и власти быстро позаботились о том, чтобы остановить неугодное им расследование The New York Times. Тогда эстафету свободомыслия подхватила небольшая на тот момент газета The Washington Post, журналисты которой, рискуя карьерой, решили доказать, что «пресса может и должна удерживать лидеров в рамках закона.

С героем Тома Хэнкса, опытным редактором The Washington Post Беном Брэдли, который всю жизнь работал под девизом: «Если мы не призовём их к ответу, то кто тогда?», — всё понятно. Но у владелицы издания, пожилой светской львицы Кэтрин Грэм, которая лично дала распоряжение публиковать документы, «угрожающие государственной безопасности», было поставлено на карту куда больше: собственная свобода, семейный бизнес, отношения с друзьями, которые оказались фигурантами секретных документов. И всё же героиня Мэрил Стрип пришла к выводу: «Прессе должно служить подвластным, но не власти».

«Секретное досье» — во многом проповедническая лента о значении прессы, свободе слова и важности истины для демократии... Спилберг любит проповеди, но ещё больше он любит снимать драматичное кино о перевоплощениях. А в случае с Кэтрин Грэм за её храбростью стоит не только долг перед Отечеством: матери двоих детей, унаследовавшей The Washington Post от отца и возглавившей издательство после гибели мужа, надоело пребывать в тени своих талантливых предшественников. Смелое решение бизнес-леди — отчаянная попытка самоутвердиться в мире мужчин, где женщине ещё совсем недавно было сложно избавиться от амплуа домохозяйки.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Пожалуй, внутренний конфликт неуверенной в себе руководительницы — главное, что может занимать внимание зрителей в течение двух часов (и не случайно за эту роль Стрип номинирована на «Оскар» как лучшая актриса). В остальном «остросюжетная драма» развивается слишком предсказуемо, вяло и даже скучно. Кульминация истории приходится на последние 15 минут фильма, а до этого зрителям придётся пробираться сквозь редакционные планёрки, тонкости документооборота, однообразные монологи на тему свободы слова и безликих второстепенных героев.

Если бы не имена Спилберга, Стрип и Хэнкса в титрах, вряд ли бы международная пресса и американские киноакадемики уделили «Секретному досье» столько внимания. И дело даже не в том, что всем известно, как завершилась история с «Документами Пентагона» и какой статус сегодня имеет The Washington Post. А в том, что интереснее было бы обойтись документальным фильмом о событиях тех лет, а не снимать примитивную ленту, ставшую всего лишь «одной из» в карьере этих, безусловно, талантливых кинематографистов.

А чтобы зритель, который пойдёт смотреть «Секретное досье», не заскучал во время просмотра, ему стоит помнить о трёх вещах: авторской картинке (занимаясь постановкой исторических фильмов, Спилберг всегда стилизует их под кинематограф эпохи, в которой разворачивается действие), Уотергейтском скандале (драму можно рассматривать как приквел классической ленты Алана Пакулы «Вся президентская рать»). И злободневности фильма, который неслучайно выходит в эпоху противостояния президента Дональда Трампа с популярными американскими СМИ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах