Елена Яковлева 3 4609

Николай Губенко: большой актёр малых ролей

Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

17 августа народному артисту, политическому и культурному деятелю России Николаю Губенко исполняется 75 лет.

Николай Губенко.
Николай Губенко. © / www.globallookpress.com

Сегодня Николай Губенко — художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» и заместитель председателя Московской городской думы, но зрители хорошо помнят его как актёра кино и театра, сценариста и режиссёра.

В советские годы Губенко часто слышал в свой адрес слова: «бешеное трудолюбие», «великолепная актёрская техника», «прирождённый режиссёр», — однако всегда отличался скромностью. «Думаю, в моём поступлении было пятьдесят процентов удачи и пятьдесят процентов провинциальной необычности. Я приехал в одолженном клифте, в узких брюках-дудочках с огромными манжетами, вёл себя достаточно свободно, а на вступительных экзаменах пел под гитару одесские блатные песни», — вспоминал о своём поступлении во ВГИК народный артист.

В день рождения Губенко АиФ.ru вспоминает фильмы, которые сделали из него звезду советского экрана.

«Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), реж. М. Хуциев

1964 год

Талант юноши, который приехал из Одессы поступать в Москву на театральное отделение, оценил не только его художественный руководитель, знаменитый Сергей Герасимов, но и режиссёр Марлен Хуциев, который пригласил первокурсника в свой фильм «Мне двадцать лет» (сегодня известный как «Застава Ильича»).

Лирическая картина была сразу признана одним из символов хрущёвской оттепели и поколения «шестидесятников». Её успех был колоссальным — только за первый год драму посмотрело 8,8 млн зрителей, а на Венецианском кинофестивале 1965 года работа Хуциева получила «Специальный приз жюри». Молодой Губенко, сыгравший в фильме одну из ведущих ролей — рабочего паренька Николая Фокина, — в одночасье стал знаменитым. Но несмотря на признание, своей работой остался недоволен. Как выяснилось позже, ему было «не очень интересно создавать как бы копию самого себя» — актёр считал, что образ Фокина слишком похож на него самого.

«Последний жулик», реж. Вадим Масс, Ян Эбнер

1966 год

Одной из самых ярких работ в фильмографии молодого артиста была советская сатирическая комедия «Последний жулик» режиссёров Вадима Масса и Яна Эбнера. Действие фантастической картины разворачивалось в недалёком будущем, когда преступность в СССР удалось победить. Но тут из последней тюрьмы на свободу выходит бывший шулер по кличке Валет…

Сегодня «Последний жулик» утратил свою злободневность, а в годы, когда от каждой советской картины требовали идейной нагрузки и высокой морали, фильм выглядел вызывающе. Режиссёры рисковали, создавая комедийно-гротескную ленту, но благодаря талантливой команде, история получилась не столько «безыдейной», сколько увлекательной. В рядах съёмочной группы трудились всем известные люди: Микаэл Таривердиев, Владимир Высоцкий, Александр Бойм. Ну и конечно, сам Губенко, который с большим удовольствием взялся за непритязательную роль главного хулигана.

«Пароль не нужен», реж Борис Григорьев

1967 год

Ради участия в фильме Бориса Григорьева Губенко пожертвовал ролью Галилея в спектакле на Таганке (она была отдана Высоцкому) и никогда об этом не жалел. Роль знаменитого советского полководца Блюхера в драме «Пароль не нужен» стала одной из самых заметных работ в его карьере и окончательно убедила критиков в таланте артиста.

Сюжет фильма строился вокруг героя Гражданской войны Василия Блюхера, в 1938 году обвинённого в шпионаже и измене Родине. Несмотря на то, что знаменитый полководец уже давно был реабилитирован, советские идеологи времён Брежнева старались сдерживать интерес к репрессированным деятелям. Поэтому фильм «Пароль не нужен» был вызывающей, но привлекательной акцией, которая не могла не заинтересовать Губенко.

26-летний актёр с большим азартом приступил к работе над серьёзной картиной. Он хотел отойти от штампов в изображении советских героев и показать другую сторону полководца — настоящего человека, которому нелегко даются победы.

Кадр из фильма «Пароль не нужен», 1967 г.
Кадр из фильма «Пароль не нужен», 1967 г.

«Дворянское гнездо», реж. А. Кончаловский

1969 год

«Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры», — любил повторять Константин Станиславский. С великим режиссёром был согласен и Губенко, который ко всем своим работам относился с одинаковым трепетом и уважением. В 1969 году советский артист снялся в эпизодической роли в фильме Андрея Кончаловского по мотивам одноимённого романа Ивана Тургенева «Дворянское гнездо». Популярный артист появился в картине всего на несколько минут, исполнив роль хитрого барышника Ситникова.

Перед Губенко стояла непростая актёрская задача — за секунды суметь раскрыть характер героя, показав законченный психологический портрет мошенника XIX века. Артисту как всегда блестяще удалось перевоплотиться в своего персонажа, он сделал Ситникова настолько запоминающимся и ярким героем, что тот до сих пор у зрителей ассоциируется именно с ним.

Кадр из фильма «Дворянское гнездо», 1969 г.
Кадр из фильма «Дворянское гнездо», 1969 г.

«Они сражались за Родину», реж. С. Бондарчук

1975 год

В 1976 году по опросу журнала «Советский экран» фильм Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» был признан «Лучшим фильмом». Губенко посчастливилось играть вместе с такими советскими звёздами, как Юрий Никулин, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин. В нашумевшем фильме он исполнил роль простого лейтенанта Голощёкова, близкого по духу каждому русскому человеку.

Во время работы над картиной Губенко очень сблизился с исполнителем главной роли Василием Шукшиным и даже собирался обсудить с ним постановку фильма о Степане Разине. Но больше актёрам увидеться не довелось — Шукшин скоропостижно скончался. А спустя годы Губенко говорил о встрече с режиссёром фильма «Они сражались за Родину» и его главным героем как об одном из самых значимых моментов в своей жизни.

Кадр из фильма «Они сражались за Родину» (1975 г.)
Кадр из фильма «Они сражались за Родину» (1975 г.)

Читайте также: Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»

«Подранки», реж. Н. Губенко

1976 год

Самой знаменитой работой Губенко и сегодня считается фильм «Подранки». В картине о жизни детей, воспитывающихся в детдоме в послевоенные годы, он одновременно выступал в роли актёра, сценариста и режиссёра.

«Подранки» принесли ему заслуженное признание не только в СССР, но и за рубежом. Драму награждали на многочисленных международных конкурсах и даже показали в рамках основной конкурсной программы Каннского фестиваля. Но для артиста это был не кинофильм, а самая настоящая исповедь. «Подранки» носит автобиографический характер, ведь, как и Губенко, главный герой картины в начале войны потерял отца и мать и попал в детский дом.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. Валерий Волков[mailru]
    |
    17:20
    17.08.2016
    0
    +
    -
    С лнем рождения,Коля Губенко. Ты выбрал сам свою дорогу и достойно по ней идешь Дай бог тебе Здоровья. Чтобы много лет оставался в строю.Пока здравствуют такие люди,сохраняется надежда на правду и справедливость.
  2. Aleks Neym[vkontakte]
    |
    08:19
    24.02.2017
    0
    +
    -
    Валерий Волков[mailru]: А как же "Директор"? Почему забыли?
  3. Aleks Neym[vkontakte]
    |
    08:25
    24.02.2017
    0
    +
    -
    Кстати, в фильме "Пароль не нужен" впервые появляется Штирлиц под фамилией - Исаев.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каким образом Самойлова может принять участие в «Евровидении-2017»?
  2. Как украинские и российские власти отреагировали на убийство Вороненкова?
  3. Кто стал новым капитаном сборной России по футболу?


Как вы относитесь к идее разрешить продажу лекарств в супермаркетах?

Новое на AIF.ru