aif.ru counter
Игорь Карев 1 10964

Новый год под «Домашним арестом». Как интернет-сериалы взорвали аудиторию

Почему интернет-сериалы взорвали аудиторию, став телесобытием года.

Их показали не по центральным каналам в самое смотрибельное время, а в Интернете. Но они всё равно вызвали большой интерес у зрителей. И длинные новогодние праздники многие провели перед компьютером, смотря эти сериалы. Даже глава правительства признался, что посмотрел пару серий «Ареста». По мнению Дмитрия Медведева, «это довольно забавно, а некоторые персонажи вполне узнаваемы». «АиФ» попытался разобраться, в чём феномен этих сериалов.

Попали в Сети

По различным рейтингам, которые были опубликованы в декабре 2018 г., лучшими многосерийными фильмами года оказались проекты по большей части вне­эфирные: «Звоните ДиКаприо!», «Домашний арест» и «Год культуры», которые выходили на видеосервисе «ТНТ-Премьер», или «Лучше, чем люди» на интернет-портале ­Start.Ru. Конечно, среди традиционных сериалов тоже были успешные проекты.

Канал «Россия 1» «выстрелил», к примеру, исторической драмой «Годунов» и экранизацией романа Алексея Иванова «Ненастье». Первый канал показал «Красные браслеты» Наталии Мещаниновой, «Sпарта» с Александром Петровым. На ­ТВ-3 вызвал восторг проект «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, да и СТС с ТНТ не остались в стороне. Но всё же наибольший отклик вызвали те сериалы, что в эфир больших каналов не пробились. Все они до сих пор доступны в Сети: «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!» и «Обычная женщина» представлены на сервисе «ТНТ-Премьер», найти который можно через поисковые системы Гугла или Яндекса.  

В ожидании российского Netflixа

Запад этот бум «альтернативных сериалов» пережил раньше нас. Там американскую телевизионную «большую пятёрку» (NBC, CBS, ABC, Fox и CW) начал обыгрывать в борьбе за внимание зрителей и премий небольшой кабельный канал HBO. Ведь на «кабеле» не было тех ограничений, которыми были связаны эфирные каналы. Там можно было ругаться матом, показывать обнажённую натуру и обличать самые грязные пороки общества. Потом премии начали получать онлайн-сервисы (Netflix, Hulu, Amazon). Вдруг оказалось, что сериалы – это престижно, и режиссёры большого кино один за другим начали принимать предложения тех самых кабельных каналов и онлайн-сервисов и снимать для них сериальные шедевры. А сделанная по заказу Netflix картина Альфонсо Куа­рона «Рома» получила в прошлом году «Золотого льва» в Венеции, потом выиграла «Золотой глобус» в двух номинациях и с большой вероятностью будет претендовать на «Оскара».

Российского Netflixа (или хотя бы HBO) пришлось ждать долго. Конечно, прорывы случались и раньше. Гиганты отечест­венного ТВ выдавали проекты, которые начинали обсуждать и в Интернете, и за его пределами. Так было с «Оттепелью» Тодоровского или с «Обратной стороной Луны», но это всё же были разовые события, которые не могли разбить стройные ряды детективов или мелодрам, заполонивших эфир на всех центральных каналах. А потом серьёзные сериальные премьеры начали появляться либо на ТВ-3, либо на вновь открытом онлайн-сервисе «ТНТ-Премьер». И стали событиями.

Зона честности

«Интернет воспринимается пользователями как пространст­во для свободных и честных высказываний, а телевизор – как пространство цензуры и лицемерия, – уверен кинокритик, программный директор фестиваля сериалов «Пилот» Егор Москвитин. – Это основное этическое различие. А основное драматургическое различие в том, что у аудитории Сети меньше фокус внимания, поэтому удержать её можно только динамичным повествованием.

Интернет – стихия пересмешников, и сериалы «ТНТ-Премьер» отлично вписались в это пространство. «Домашний арест» – остроумная социальная сатира, причём не только на коррумпированных чиновников, но и на всех, кто не прочь оказаться на их месте. В каком-то смысле это исследование современной «русской мечты» – по аналогии с американской. А если кому-то из зрителей вдруг покажется, что он лучше, нравст­веннее и вообще чище и добрее героев «Домашнего ареста», то пусть по­смотрит «Звоните ДиКаприо!». Это уже настоящее «чёрное зеркало» для городского среднего класса, сравнивающее наши карьерные амбиции и страсть обладания другими людьми со смертельным вирусом».

По мнению Москвитина, успех сериалов в том, что заложенные в них идеи задели общество за живое да и воплощение этих историй было высоким. Ведь за этими работами стояли известные российские режиссёры: «Звоните ДиКаприо!» снял Жора Крыжовников («Горько!»), а «Домашний арест» – Пётр Буслов («Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»).

«Создатели «Домашнего ареста», «Года культуры» и «Звоните ДиКаприо!» отлично понимают особенности своей аудитории, – уверен кинокритик. – У них очень интенсивная драматургия: быстрые и эмоциональные диалоги, резкий монтаж, высокая плотность событий. И им не занимать гражданской смелости – по крайней мере по меркам нашего боязливого телевидения. Здесь есть и сатира на коррумпированную власть, и попытки говорить на табуированные на ТВ темы – например про СПИД».

Необычная женщина

Что касается эфирных каналов, то вышедшему на  «Рос­сии 1» сериалу «Ненастье» по роману Алексея Иванова пришлось соперничать с «Обычной женщиной» на ТВ-3 режиссёра Бориса Хлебникова («Аритмия»).

«Несмотря на то что «Обычная женщина» – российский сериал, на телерынке MIPCOM в Каннах он вызвал большой интерес у иностранцев, – объясняет Егор Москвитин. – И это объяснимо: в нём на первый план выходит женщина, которая могла бы жить в любой европейской стране, исследуется семейная жизнь людей старше 40 лет – самой активной телеаудитории в мире. А для глубокой драмы находится удачная жанровая «цельнометаллическая оболочка» – криминальный триллер».

Американ­ское телевидение в 1970–1971 гг. пережило период «сельской чистки». Основные телеканалы тогда закрыли почти все сериалы о деревенской и провинциальной жизни, чтобы сосредоточиться на городской ауди­тории. Многие из «убитых» сериалов были очень популярными, но от них всё равно отказались, чтобы идти в ногу со временем. «Не исключаю, что такая же «перестройка» может произойти и на российском ТВ», – резюмировал Москвитин.

«Домашний арест» 

Лидер рейтинга российских сериалов 2018 г. по версии «Кинопоиска»

12 серий

Краткое содержание

Мэра города Синеозёр­ска Аркадия Аникеева ловят на получении взятки в особо крупном размере. По решению суда он попадает под домашний арест по месту прописки – в коммунальную квартиру. 

В ролях: П. Деревянко, О. Судзиловская, С. Бурунов, М. Александрова и др. 

Читайте также: Павел Деревянко: разминая наши больные точки, мы делаем общество здоровее

«Обычная женщина»

Две номинации на премию «Золотой орёл»

12 серий

Краткое содержание

Главная героиня – приличная женщина: замужем, двое детей, она владеет цветочным магазином. Но за этим скрывается содержательница борделя, в котором одна из девушек умерла. А куда деть труп?

В ролях: А. Михалкова, Т. Догилева и др.

«Звоните ДиКаприо!»

Два приза российского фестиваля «Движение» 

12 серий

Краткое содержание

Знаменитый актёр Егор Румянцев, снявшийся в хитовом сериале, живёт на полную катушку, но вдруг узнаёт, что у него ВИЧ, и бросает профессию. Его заменяет не такой талант­ливый брат Лев, который всю жизнь завидовал Егору.

В ролях: А. Петров, А. Бурковский, И. Миркурбанов и др. 

«Год культуры»

20 серий

Краткое содержание

Высокопоставленного чиновника от образования ссылают поднимать из руин провинциальный университет. Уютное кожаное кресло и просторный кабинет он меняет на шаткую табуретку и пыльную аудиторию.

В ролях: Ф. Бондарчук, Р. Мухаметов, А. Яценко и др.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. vladimir podust
    |
    16:56
    20.01.2019
    0
    +
    -
    «Домашний арест» - клоун фильм показывает реальность современной России! Удивительно, что цензура пропускает такие фильмы, которые дискредитирует власть и демонстрирует под ковёрные процессы попадания и борьбы за неё, вызывая негодование внутри простого народа.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Насколько опасны приложения по поиску человека по фото?
  2. Может ли привитый человек заболеть корью?
  3. Что за гиперзвуковая ракета «Циркон»?


Самое интересное в регионах
Роскачество