aif.ru counter
Ольга Шаблинская 0 919

«Окно в Европу»: все кино в одном кулаке

В Выборге проходит XXVI Фестиваль кино «Окно в Европу».

Как говорит президент кинофорума, известный киновед, заслуженный деятель искусств России Армен Медведев, нынешнее кинопространство России в последние годы очень скукожилось, т.к. фестивали перестали оправдывать своё предназначение и стали больше похожи на тусовку.

В том-то и ценность фестиваля в Выборге, что участники форума изучают именно кино — игровое, неигровое, документальное, анимационные, проводят просветительскую работу и т.п

«Фестиваль „Окно в Европу“ — самый масштабный. Здесь представлены все виды искусства. Все сразу, в одном кулаке, — говорит Леонид Павлючик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков, член жюри кинокритиков фестиваля в Выборге. — Есть особая фишка на этом форуме:

акцент на совместных работах нашей страны с иностранными кинематографистами. Программа „Копродукция. Окно в мир“ подтягивает в программу все фильмы, которые пытается делать Россия с другими странами. Это целина ещё непаханая. В западных странах едва ли не половина кинопотока делается путём копродукции. Так легче собираются деньги. Кино — занятие дорогое, бюджеты растут и продюсерам нескольких стран легче скинуться по копеечке, чем внимать всю сумму из одного кармана. К тому же это обеспечивает прокат сразу во всех странах-производителях. У нас это пока единичные явления. Мы ведь находимся не только в политической изоляции. Нынешняя ситуация создаёт и изоляцию культурную. Поэтому попытки делать совместное кино надо приветствовать. Очень похвально, что на фестивале в Выборге насобирали 9 картин — и игровых, и документальных, и анимационных».

Что же касается основной программы, то большие ожидания были связаны с фильмом Велединского «В Кейптаунском порту», которой фестиваль открылся Имя режиссера вызывает большой интерес — после картины «Географ глобус пропил» Велединского узнали все. Более того, эта лента в своё время понравилась всем — и жюри «Ники», и знатокам, и публике, и критике, что редко бывает. Поэтому «В Кейптаунском порту» ждали.

Занимательна и замечательна сама история картины. Сценарий был написан 20 лет назад, в основу положена реальная история, произошедшая с отцом режиссера. И все эти годы Велединский не мог найти финансирование. Но 3 года назад все сбылось. По частям, по крохам фильм был снят. Результат получился противоречивый. Ожидания сбылись не во всем. Это высокобюджетный, но при этом артхаусный проект. С переусложненной структурой сюжета. Но фильм, как сказал Велединский перед показом, на фестивале показали в незаконченном варианте, что придаёт ленте ауру таинственности. В ноябре мы увидим окончательный вариант в кинотеатрах. Так что фестиваль стал для Велединского своеобразным тестом — он смотрел на реакцию публики.

На фестиваль традиционно приезжают мэтры кинематографии. Так, знаменитый мастер Карен Шахназаров представил форуму в программе «Выборгская премьера» картину режиссера Александра Аравина «Решение о ликвидации», продюсером которой Карен Георгиевич является. «Тем-табу в искусстве для меня нет, — говорит Шахназаров. — Вопрос лишь в том, как подать. Аравин, с моей точки зрения, выбрал нужную интонацию, говоря о подвиге спецслужб».

«Фестиваль „Окно в Европу“ нравится тем, что он равен самому себе, — рассказал „АиФ“ знаменитый мультипликатор Гарри Бардин, председатель жюри анимационного кино. — Он не пыжится, не пытается подражать Каннам. Он оценивает то, что снято в России. Все годы — а я часто бывал на этом фестивале — „Окно в Европу“ именно этим и импонировал: он интеллигентный.

Я не поклонник коммерческой анимации. Поэтому очень рад, что на фестивале мы „жюрим“ авторскую мультипликацию. Авторы интересно сегодня высказываются. Самое главное — мультипликация должна быть качественная. Это должно быть индивидуальным высказыванием режиссера.

Не на потребу, не во след коммерческому успеху своего или чужого фильма. Она должна быть высказыванием достаточно принципиальным. С позицией, с глубиной мысли. Я не думаю, что дети абсолютно пустоголовые и им нужно только то, что „прикольно“. Мультипликация не должна быть лишь для „ржаки“, хотя я сам люблю посмеяться. Анимация должна ещё и болевые точки общества обозначать. Главная тема моего анимационного фильма „Болеро“, который я представил на фестивале, — человек и власть. Я не согласен с тем, что сегодня происходит порой. Например, пытки в колониях строгого режима. Но общество молчит. А я молчать не хочу. На какой возраст мультфильм рассчитан? На любой разумный».

«Фишка» фестиваля «Окно в Европу» — оценки фильмам выставляет не только профессиональное жюри, но и кинокритики, и обычные зрители. Публика может загрузить на своих мобильных специальное приложение, в котором в течение короткого времени после показа картины может проголосовать. Как говорит «АиФ» Павлючик, это очень похвальное начинание — чем больше разных взглядов на картину, тем лучше: «Дело в том, что профессиональные режиссеры могут не так уж глубоко разбираться в кинотенденциях, — утверждает Павлючик. — Ведь режиссёр, делая картину, на два года выпадает из жизни. Когда ему смотреть чужое кино? А киновед темой киноисследования живет в постоянном режиме. Поэтому отлично, что в Выборге могут своё мнение высказать о лентах и критики, и обычные зрители».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отправлять копию паспорта по электронной почте?
  2. Когда в России появятся новые плацкартные вагоны?
  3. Когда лучше подкопить на жилье, а когда — сразу взять ипотеку?


Самое интересное в регионах