aif.ru counter
Игорь Карев 4466

«Пустоголовый фильм ужасов». Первые критики о «Чужом» Ридли Скотта

25 мая 1979 года в прокат США вышел культовый фильм Ридли Скотта «Чужой», который не понравился критикам, но стал классикой научной фантастики.

«Чужой» Ридли Скотта. 1979 г.
«Чужой» Ридли Скотта. 1979 г. © / Кадр из фильма

Разглядеть жемчужину среди вороха новинок кинопроката бывает непросто, и многие культовые сегодня фильмы в своё время не произвели должного впечатления на взыскательных критиков. Чаще всего доставалось фантастике – критики ругали самые первые «Звездные войны», ругали «Дюну» и «Терминаторов». В общем, пожалуй, проще вспомнить фантастический или фэнтезийный фильм, который сразу добился любви рецензентов – таких будет очень и очень немного, и «Чужого» Ридли Скотта среди них, разумеется, нет.

Что за «Чужой»?

Придумали эту историю сценаристы Дэн О'Бэннон и Рональд Шусетт; они собирались писать сценарий на основе рассказа Филипа К.Дика «Мы вам всё припомним» (позже он превратился в фильм «Вспомнить всё» с Шварценеггером), но оказалось, что историю ужасного пришельца, с которым сражается команда космического корабля, написать проще. Да и продать её можно быстрее. Правда, работа над картиной началась не сразу, но помог успех «Звездных войн» Джорджа Лукаса – все кинокомпании внезапно увлеклись фантастикой, и боссы 20th Century Fox вспомнили о сценарии «Чужого» (в оригинале Alien). Режиссером был нанят Ридли Скотт, который доработал исходный сюжет, и 25 мая 1979 года фильм вышел в прокат.

По сюжету «Чужого» в отдаленном будущем космический грузовик «Ностромо» отзывается на сигнал бедствия с планеты LV-426 в системе Дзета Сетки. Команда выходит из анабиоза и по инструкции начинает обследование планеты; астронавты сталкиваются с расой Чужих и гибнут один за другим. Единственной выжившей оказывается уорент-офицер Рипли (Сигурни Уивер), которая в финальной схватке побеждает инопланетное существо и отправляется к обитаемым мирам на челноке.

«Дом с привидениями»

В рецензиях, которые сопровождали премьеру, сквозила растерянность – критики словно недоумевали, что это им показали.

«Пустоголовый фильм ужасов, в котором и похвалить нечего, кроме художественного оформления в стиле диско и небольшого количества красивой и навороченной кинематографии, – писал в Chicago Reader критик Дэвид Кер. – Научная фантастика мало что добавляет к примитивной концепции. <…> Режиссер Ридли Скотт полагается на нагнетание саспенса, но прием с «выпрыгиванием» хорошо известен еще со времен фильма «Опасные похождения Полины».

Кер сослался на киносериал 1914 года, по сюжету которого дочь миллиардера преследует некая банда; в нем действительно зрителей регулярно пугали неожиданно появляющейся в кадре опасностью. Игра актеров, кстати, никакого восторга у критика не вызвала – он даже никого не выделил.

Винсент Кэнби из NY Times назвал «Чужого» «готикой в космосе» и попенял авторам фильму за еще один избитый прием: «В каждом фантастическом фильме обязательно есть сцена с пролетом огромного космического корабля. Он появляется справа, пролетает вперед, а потом медленно движется к левому краю экрана. Когда я впервые увидел это в «Космической одиссее 2001 года» (фильм Стэнли Кубрика 1968 года – ред.), это выглядело потрясающе. Но теперь я чувствую себя черепахой на оживленном, но неестественно тихом шоссе».

Ридли Скотт.
Ридли Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Правда, он выделил Сигурни Уивер, отметив, что она «впечатляющая и забавная», а а ее персонаж ведет себя одновременно «жестко, эффективно и сексуально». Но он предупреждал читателей, что на «Чужого» не стоит идти, ожидая остроумия «Звездных войн» или метафизических претензий «Космической одиссеи» и «Близких контактов третьего рода» (фильм Стивена Спилберга 1977 года).

Знаменитый уже кинокритик Роджер Эбберт из Chicago Sun-Times, обсуждая «Чужого» со своим коллегой из Chicago Tribune Джин Сискелом, назвал фильм «простым межгалактическим домом с привидением». Эберт посчитал, что «Чужой» разочаровывает – по сравнению с работами Кубрика, Спилберга и Лукаса, но при этом ему понравилась сцена обследования планеты из начала картины. Любопытно, что потом Эббер включил «Чужого» в свой «список великих фильмов», выдал четыре звезды из четырех и назвал картину «отличной» и «оригинальной»; но это было много лет спустя.

Сискел, кстати, поставил «Чужому» три звезды – на фоне других критиков это была почти похвала. Он назвал картину «совершенным образцом страха», ему понравилась Сигурни Уивер, но разочаровала форма собственно Чужого – по мнению Сискела она была не очень страшной.

Сигурни Уивер. «Чужой» Ридли Скотта. 1979 г.
Сигурни Уивер. «Чужой» Ридли Скотта. 1979 г. Кадр из фильма

В принципе, работа художника Ханса Руди Гигера не особо поразила критиков, хотя изобретательность авторов они отметили.

«Чужой» содержит пару шоковых моментов, множество убедительных спецэффектов и достаточно крови, чтобы произвести впечатление на детей всех возрастов. Наиболее вероятно найти этот фильм пугающе обыденным или неприятным», – написал Фрэнк Рич из Time.

«Чужой» – это старомодный фильм ужасов, действие которого происходит в очень реалистично снятом будущем. <…> Эта картина не настолько хороша, чтобы назвать её комбинацией «Экзорциста» и «Звездных войн», но оба эти названия обязательно придут зрителю в голову при просмотре», – были уверены обозреватели The Variety.

С прибылью и «Оскаром»

Картина вышла в американский прокат 25 мая 1979 года, и уже к концу уикенда тон отзывов изменился. Дело в том, что «Чужой», который показывали всего в 91-м кинотеатре, заработал за три дня $3,5 млн, обогнав приключенческую комедию «Узник Зенды» ($2,5 млн), на которую прокатчики возлагали большие надежды (он вышел в 400-х кинозалах). В июне «Чужого» выпустили на большой экран, и он собрал в США около $80 млн; сборы в остальном мире составляют по разным оценкам от $24 млн до $122 млн. Картина с 11-миллионным бюджетом и такой выручка должна была окупиться, но кинокомпания Fox первоначально заявила об убытках, но после иска продюсеров поменяла оценку на доход в $4 млн. Вообще все судебные дела вокруг «Чужого» были урегулированы только в 1983-м, когда Fox приняла решение о сиквеле.

Ну а окончательную точку в этой истории непризнания поставил «Оскар»: «Чужой» был номинирован на премию Американской киноакадемии в двух номинациях, но выиграл только приз за визуальные эффекты. Сейчас «Чужой» превратился в огромную франшизу. У фильма Ридли Скотта три только прямых продолжения, два кроссовера с вселенной «Хищника», два приквела про «Прометея». И 97-процентный рейтинг «свежести» на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes. Он мог бы быть и стопроцентным, если бы не те, первые, разгромные рецензии.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие антивирусные программы самые надежные и эффективные?
  2. Зачем в США собираются штурмовать «Зону 51»?
  3. Что известно о Кирилле Курносове, возглавившем «Альфу»?


Самое интересное в регионах