Примерное время чтения: 11 минут
3605

«Толерантность к чепухе». Что за проект «Дау» и что пишут видевшие его

/ «Дау» / Кадр из фильма

Кто такой Илья Хржановский?

Российский режиссер, сын режиссера-мультипликатора Андрея Хржановского. Учился в Боннской академии художеств, в 1998 году окончил режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Марлена Хуциева). Несколько лет работал в рекламе и на телевидении, а в 2004-м дебютировал в полнометражном кино с фильмом «4». Фильм по сценарию Владимира Сорокина был показан вне конкурса на Венецианском кинофестивале, получил призы Роттердамского кинофестиваля и российского «Кинотавра».

Как Хржановский делал «Дау»

После успеха первой картины Хржановский начал разрабатывать байопик советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау; основой для сценария послужили воспоминания жены Ландау Конкордии Дробанцевой «Академик Ландау: Как мы жили». Сценарий писал тот же Сорокин, финансирование выделили европейские арт-фонды, а также Минкультуры России; проект удалось удачно презентовать на ателье Cinéfondation Каннского кинофестиваля.

До съемок дело дошло только в 2008 году — были отсняты сцены в Москве и Петербурге, но потом Хржановский решил перенести съемочную площадку в Харьков. В этом городе Ландау работал в 30-е годы, здесь сохранилось множество конструктивистких зданий. Кроме того, режиссер заявлял, что в Харькове снимать дешевле — это действительно так, до событий 2014 года многие российские фильмы и сериалы снимались именно на Украине.

Впрочем, к тому времени первоначальный замысел изменился. На месте заброшенного открытого бассейна было выстроено здание Института (с большой буквы), который и стал новым главным героем картины. В этом Институте немецкий оператор Юрген Юргес фиксировал жизнь его резидентов — обычных статистов, которые одевались по моде тех лет, пользовались старыми, практически антикварными предметами и даже получали зарплату в советских рублях, которые можно было потратить прямо на территории съемочной площадки.

Кадр из фильма/ «Дау»

Сами съемки продолжались около трех лет, с 2009-го по 2011-й, но выпуск готового фильма постоянно откладывался; постпродакшен, который Хржановский делал в Лондоне, продолжался около восьми лет. За это время отозвал выделенные средства Минкультуры России, а основным спонсором проекта стал олигарх Сергей Адоньев, пишет «Би-Би-Си». Стоимость «Дау» неизвестна, но очевидно, что первоначальные прикидки (в 2005-м фильм оценивался в $3,5 млн, позже — в 6 млн евро) давно перестали быть актуальны — денег ушло сильно больше.

Что получилось из «Дау»

По данным различных СМИ, финального полнометражного фильма на данный момент не существует и, возможно, он никогда не будет выпущен. Впрочем, почти год назад (в апреле 2018-го) в Киеве была показана версия длительностью 5,5 часов; не исключено, что обещанная трехчасовая прокатная версия тоже когда-нибудь будет показана зрителям.

Главную роль в картине — самого Ландау — сыграл известный российско-греческий дирижер Теодор Курентзис, а его жену — украинская актриса Радмила Щеголева. Всего в «Дау» около четырехсот заметных ролей и примерно десять тысяч статистов. Цифры вообще впечатляют: состоялось 392 тысячи прослушиваний, было подготовлено 40 тысяч костюмов (причем аутентичных эпохе). Съемочная площадка занимала площадь 12 тысяч квадратных метров.

В какой-то момент Хржановский, видимо, понял, что 700 часов (около 30 дней) отснятого материала нельзя израсходовать лишь на один полнометражный фильм — и тогда «Дау» превратился в большой проект, организовывать премьеру которого не взялся бы ни один кинотеатр в мире. Но режиссеру уже не нужны были кинотеатры. Он собирался впервые показать свой фильм в Берлине, Париже и Лондоне, но власти немецкой столицы отказали ему в просьбе восстановить участок Берлинской стены. А вот в Париже удалось договориться.

Правда, тоже не до конца, из-за чего старт показа, намеченный на 24 января, прошел смазанно. Киноматериал показывали в театрах «Шатле» и «Театр де ля виль», а в Центре Помпиду была организована гигантская инсталляция. Все эти места работали круглосуточно и без выходных, а чтобы попасть на шоу, требовалось оформить визу (один из рецензентов заметил, что получить ее было труднее, чем визу в США). Эти визы-билеты стоили от 20 до 150 евро. Кстати, формально фильмы все же существуют — целых тринадцать полнометражных картин Хржановский все же в итоге смонтировал.

Фото: Кадр из фильма/ «Дау»

Как восприняли «Дау»?

В отечественной прессе фильм Хржановского давно стал притчей во языцех и вызывал споры о методике работы режиссера. Когда стало известно о парижской премьере, такой подход тоже критиковали; впрочем, те российские кинокритики, кто побывал на этом шоу, в целом относятся к нему доброжелательно. Об иностранных критиках такого сказать нельзя.

Sight & Sound

«Съемки внутри капсулы сталинского времени воплотились в интерактивное шоу, в которое входят несколько захватывающих и кошмарных фильмов. Это авторское кино невероятного масштаба.

<...>

Хржановский создал мир, который и очарователен, и кошмарен. Проект является плодом коллективного творчества и свидетельством эгоизма своего режиссера».

Tablet

«Хржановский построил кредо великого фильма, которого никогда не будет — или не сможет быть. „Дау“ это огромный успех как свидетельства силы воли, но это и огромный провал с точки зрения артистизма и мастерства. Тем не менее, Хржановский, безусловно, получил огромное удовольствие от создания этого шоу. А я не могу дождаться, когда „Дау“ приедет в Лондон. Товарищи, вместе: пусть эта вечеринка никогда не завершится!».

Фото: Кадр из фильма/ «Дау»

The New York Times

«Я мог бы смотреть это [репетицию оркестра Теодора Курентзиса] всю ночь. Но как это связано с „Дау“? те же вопросы можно адресовать всем остальным пространствам этого шоу. Ресторан, квартиры. Эти грубые куски иммерсивного театра мало чем помогали обогатить фильмы Хржановского.

Фильмы, между тем, действительно выдающиеся. Они интимные, гипнотические, смущающие и сладкие. Они вызывают вопросы, было ли получено согласие актеров на показ откровенного секса во время опьянения или на пытки женщины. Вызывает вопросы и внимание Хржановского к деталям, которое, по мнению некоторых посетителей съемочной площадки, граничит с садизмом. <...>

„Дау“ был бы более эффективным проектом, если бы там просто показывали фильмы. Об этих фильмах стоит говорить и спорить, а вот окружающие их полуфабрикаты такого желания не вызывают.

Spectator

„Дау“ иногда сравнивают с Fyre Festival (фестиваль на Багамах в 2017 году, который из-за ужасной организации так и не состоялся — ред.). Но у Fyre Festival не было режиссера, который гулял бы вокруг, широко улыбаясь. Этот фестиваль превратился в балаган случайно. А „Дау“ преднамеренно выставляет себя ничтожным, хотя это одно из самых дорогих произведений искусства в истории».

Фото: Кадр из фильма/ «Дау»

The Аtlantic

«Чем больше времени я проводил в герметичной вселенной „Дау“, тем больше думал, что, несмотря на шумиху, на самом деле Хржановский не хотел показывать этот фильм зрителям. <...> Он, казалось, наслаждался негативной реакцией. Ее в Париже было много.

<...>

Я почувствовал что-то [после просмотра]. Что у меня высокая толерантность к искусству, низкая толерантность к физическому дискомфорту и еще меньшая толерантность к чепухе».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах