aif.ru counter
Владимир Полупанов 2 3846

Валдис Пельш: «Это были люди, обречённые на подвиг»

Автор фильма о Чкалове, Байдукове и их подвигах рассказал «АиФ», как собирались материалы для фильма, почему советские лётчики были людьми «другой породы» и отчего именно Чкалов стал наиболее известным из них.

Кадр со съёмок фильма «Люди, сделавшие землю круглой».
Кадр со съёмок фильма «Люди, сделавшие землю круглой». © / «Первый канал»

22 и 23 февраля в эфире «Первого  канала» — фильм «Люди, сделавшие землю круглой» о подвиге советских лётчиков (Чкалова, Леваневского, Громова, Байдукова и их экипажей), впервые в истории мировой авиации совершивших трансполярные перелёты. Они сделали, на первый взгляд, немыслимое — перелетели Северный полюс и приземлились на американском континенте. Один из авторов фильма — Валдис Пельш — ответил на вопросы «АиФ».

— Валдис, а что явилось толчком к созданию этого фильма?

— Встреча с Дмитрием Хаустовым (телеведущий, ныне сотрудник канала «Москва 24» — прим. ред.) в коридоре Останкино, который мне рассказал о своей находке. А нашёл он архив советского лётчика-испытателя Георгия Филипповича Байдукова. После чего он мне и предложил сделать совместно это кино.

— Чем уникальны найденные документы?

— Георгий Байдуков, помимо авиации, считал писательство своей второй натурой. Широко известны его книги «Наш полёт в Америку», «Записки пилота», «Чкалов» и т. д. Мы подсчитали: из его рукописей было опубликовано порядка 800 страниц. А если все его дневники скомпилировать в одну большую рукопись, то это порядка 3500 страниц. Там много эпизодов, которые не вошли ни в одно из его произведений. Ещё мы нашли дневники штурмана Сергея Данилина, который входил в экипаж Громова. И эти дневники тоже вообще нигде не публиковались. Встречались с Ниной Громовой (вдовой Михаила Михайловича  Громова). Она нам рассказала много интересного. Естественно, с  семьёй Чкалова: в частности, с дочкой Чкалова Ольгой Валерьевной, когда она ещё была жива. Была проделана большая работа, собран материал, который мы решили донести до массовой аудитории. Широко известен подвиг Валерия Чкалова. Но кто с ним летал — мало известно. Про Сигизмунда Леваневского почти ничего не известно. И нам показалось совершенно несправедливым, что о событии такого масштаба, аналог которого — это, наверно, полёт Гагарина, люди мало знают. Поэтому и решили напомнить об этом событии.

— А почему имена других лётчиков были не так широко известны, как имя Валерия Чкалова?

— Георгию Байдукову было интересней популяризировать имя Чкалова, чем своё собственное. Он это делал как писатель. Хотя во время перелёта с Чкаловым в Америку из 63 часов порядка 41 часа за штурвалом был именно Байдуков. Он это никогда не выпячивал. И потом, он ещё вкладывал в уста Чкалову такие слова, которые он сам придумывал. «Господин Чкалов, вы богатый человек?» — спросили Чкалова, когда их встречали в Портлэнде. «Я очень богатый человек, потому что на меня работает 160 млн советских людей. А я работаю на них». Этой фразы Чкалов не говорил. И эту фразу Чкалов тоже никогда не говорил: «Есть две реки — Волга и Миссисипи. Они впадают в океан. И, впадая в него, объединяют людей». Её тоже придумал Байдуков, который был невероятно щедрым душевно человеком. Громова задвигали всегда на второй план, потому что он был дворянского происхождения, беспартийный. Это в экипаже Чкалова все были коммунистами. Чкалов и Громов должны были лететь вместе на двух самолётах. Чкалов должен был вылетать первым, а Громов должен был стартовать через 40 минут. Но ночью накануне полёта с громовского самолёта сняли двигатель. Он сразу всё понял. Все знали, что на трассе Громов обойдёт Чкалова. Ведь Громов был лучшим, по сравнению с Чкаловым и Байдуковым, пилотом. Представляете, что было бы, если бы самолёт с надписью «Сталинский маршрут» пришёл вторым, а первым прилетел экипаж, состоящий из беспартийных пилотов. Это никому было не нужно.

— На совещании у Сталина Леваневский заявил, что АНТ-25 не годится для дальних полётов. И даже назвал конструктора Туполева «вредителем»…

— В 1937 году, по воспоминаниям Байдукова, Леваневский во время совещания у Сталина неожиданно заявил: «Товарищ Сталин, хочу официально заявить, что не верю Туполеву, считаю его вредителем. Убеждён, что он сознательно делает вредительские самолёты, которые отказывают в самый ответственный момент. На туполевских машинах я больше летать не буду!». Туполев сидел напротив. Ему стало плохо.

— Этот самолёт действительно не был готов к такому полёту?

— Это было сказано Леваневским на разборе полётов после неудачной попытки пролететь маршрутом Москва – Северный Полюс – Сан-Франциско в 1935-м году, когда они из-за неисправности самолёта вынуждены были развернуть машины и полететь назад. Леваневский, объясняя причины неудачи, отчасти свалил вину на Туполева. После чего, кстати, Туполев и Леваневский никогда не здоровались за руку. Это была ситуация, когда нужно было спасать своё реноме. Байдуков на том совещании, пытаясь защитить Туполева, сказал, что у американцев нет подобных самолётов. Иначе бы они уже прилетели в Россию. И попросил разрешения у Сталина довести АНТ-25 до ума. По сути, он спас эту машину. Он же уговорил Чкалова принять участие в этом проекте. У АНТ-25 был огромный размах крыльев. И было доказано, что на тот момент это была самая перспективная машина с двигателем, который позволял летать на расстояния, которые другим не были тогда доступны.

Кадр со съёмок фильма Люди, сделавшие землю круглой
Кадр со съёмок фильма «Люди, сделавшие землю круглой». Фото: «Первый канал»

— С чем пришлось столкнуться лётчикам в полёте?

— Во-первых, с холодом (температура в кабине всё время была минус 9–20), во-вторых, с кислородным голоданием. Они встретили атмосферный фронт в 6000 метров и выше и поняли, что нужно использовать кислородные баллоны. Чкаловский экипаж испытывал большие трудности, так как у них был не очень большой запас кислорода. Громовский экипаж уже использовал жидкий кислород. И им было чуть легче. Плюс отсутствие аппетита, болтанка. И осознание того, что, если, не дай бог, с ними что-то случится за Северным полюсом (до канадского берега), их никто не спасёт. И гибель Леваневского в 37-м году это подтвердила. Когда Орджоникидзе рассказывал о спасательной операции Чкалова, он перечислил все суда, готовые прийти на их спасение. И честно сказал, что за пределами Северного полюса помощи ждать неоткуда. Только у берегов Канады дежурила наша авиация. И они знали, что их не найдут. И если они не долетят, вина ляжет на их плечи, и это будет позором. В общем, нужно было иметь стальные нервы, сильный дух, чтобы решиться на это.

— Это были люди какой-то особой породы, советской цивилизации?

— Дело не в советской цивилизации. Авиатор и писатель Василий Васильевич Решетников, который нам много рассказал о событиях 34–37-х годов, замечательно про них сказал: «Это были люди, обречённые на подвиг». Такие люди могут рождаться в любой стране мира. Но уникальность этих событий заключалась в том, что такие люди родились в нашей стране. Появился самолёт, аналогов которому в мире не было, и лётчики, готовые сесть за штурвал этого самолёта.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Павел Гондилов[vkontakte]
    |
    14:55
    23.02.2015
    0
    +
    -
    Интересная статья!Хороший д/ф!Обожаю читать статьи по военной истории нашей в вашей газете уважаемая редакция АиФ!
  2. Бармалей Ко[mailru]
    |
    17:36
    23.02.2015
    0
    +
    -
    Хороший фильм. Много интересных исорических фактов. Поменьше бы домыслов о неких подковерных играх летчиков, но в целом интресно. Надеюсь у Валдиса это будет не последний исторический либо познавательный фильм
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Опасно ли туристам сейчас лететь в Париж?
  2. Что такое Министерство госбезопасности ГДР (Штази)?
  3. Зачем российские бомбардировщики прилетели в Венесуэлу?


Самое интересное в регионах