Николай Прокудин 0 497

Герой - не глянцевый супермен. С кого подросткам брать пример

Образ настоящего героя у сегодняшних подростков сформирован вовсе не качественной литературой, а киношными боевиками и блокбастерами.

Фото: Валерий Христофоров / АиФ

Николай Прокудин возглавляет комиссию по военной литературе Союза писателей. Он автор нескольких книг о мужестве - «Романтик», «Пиратские войны», «Вернуться живым» и др. Хотя сам он такого определения не любит: «Нет никаких книг о подвигах и мужестве, есть книги о неравнодушии. В них герой не жмётся к земле, когда нужно идти в атаку, не прячется, когда нужно спасать других, не отворачивается от чужой беды. Вот такими должны быть все, хоть в жизни, хоть в бою».

Николай Прокудин, писатель, кавалер двух орденов Красной Звезды

Меня часто приглашают на встречи с ребятами в школах. И просят рассказать о войне, о том, каково было в Афганистане, где я служил, или на судах в Индийском океане, где пришлось охранять наших моряков от пиратов. Но с чем я сталкиваюсь каждый раз, разговаривая с ребятами?

 Образ настоящего героя у сегодняшних подростков сформирован вовсе не качественной литературой, а киношными боевиками и блокбастерами. В таких фильмах нередко много фальши и нелепицы. Нажал на спусковой крючок - падают десятки врагов, кинул гранату - море убитых злодеев. Да и сам герой - неправдоподобный, «лубочный». Глянцевый, как бы сейчас сказали. Киношные образы - эдакие сверхчеловеки, которым неведомы ни страх, ни отчаяние, ни сомнения… Они не чувствуют боли, не знают, что такое голод и жажда.

В жизни всё не так. И об этом наши дети должны знать. Хотя даже об одной из самых великих и трагических страниц истории нашей страны - Великой Отечественной войне - подрастающее поколение мало наслышано. Поэтому я за то, чтобы в школьную программу обязательно были включены произведения о Второй мировой. И не прилизанные рассказы, которые нам навязывали в советском детстве, где персонажи в своей неестественности недалеко ушли от нашего глянцевого супермена. А книги, обнажающие суровую правду о страшных событиях, желательно тех писателей, которые сами прошли через них.

Например, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева о подвиге пяти самоотверженных девушек-зенитчиц. Или «Пядь земли» Григория Бакланова… Очень советую всем прочитать «На Западном фронте без перемен» Ремарка. Для меня это образец солдатской прозы, где простым языком и без прикрас показана жизнь обычных мальчишек в условиях войны. И само повествование ведётся от лица героя - молодого бойца Первой мировой. 

Конечно, современным ребятам Великая Отечественная война, которая закончилась более 70 лет назад, кажется чем-то уже совершенно далёким и нереальным. А уж Первая мировая и подавно. Да о чём говорить, если для детей и писатели-то уже «вымерли»? Был у меня забавный случай. Пришёл в школу на встречу с учениками. Меня представляют: «Ребята, знакомьтесь, это писатель Николай Прокудин». «Враки! - кричит в ответ мальчишка лет десяти. - Писатели все давно умерли, вон они (показывает на портреты классиков) - на стенах висят!» И ведь не ­поспоришь. Откуда шестикласснику знать о том, что есть достойная героическая литература нового времени, например, о войне в Афганистане, если в школьных библиотеках такая практически не появляется?

С детьми надо разговаривать, им необходимо рассказывать, в доверительной, а не назидательной, увлекательной беседе. И они моментально раскрываются, впитывают, как губки. После моих уроков родители удивляются: что вы сделали с нашим ребёнком? Никогда его не видели с книгой в руках, а вчера смотрим - сидит читает. А для них встреча с «живым» писателем, да ещё и с человеком, который лично участвовал в боях, воевал с бандитами и пиратами, становится одним из самых ярких школьных событий…

Кто-то ворчит, что народ измельчал, что в мире всё меньше доброго и человеческого. Но это не так. Стараюсь, чтобы дети всмотрелись в реальную жизнь, где есть место подвигу. Ежедневно врачи спасают жизни тысячам пациентов. Геологи и нефтяники живут и работают в нечеловеческих условиях. Спасатели протягивают руку помощи сот­ням попавших в беду. Да что там спасатели! Сколько у нас настоящих героев, обычных мальчишек и девчонок! Девятилетний Валентин Цуриков из Москвы спас тонущего приятеля. История произошла в Ист­ринском районе Подмосковья в детском лагере во время купания в бассейне. 7-летний Максим поспорил с друзьями, что пробудет под водой дольше всех. Однако не рассчитал свои силы и потерял сознание. Валентин, единственный, быст­ро понял, что случилось, не растерялся, нырнул на дно и вытащил мальчика. Награждён медалью МЧС.

Настоящий героизм - это не марш строем. Это - любовь к людям.

Выбор автора

Михаил Шолохов (1905-1984), «Судьба человека»

Об авторе: Писатель, лауреат Нобелевской премии.

О книге: В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история. Герой произведения сумел сохранить силу духа, несмотря на тяжёлые испытания, после войны он находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь с осиротевшим Ваней.

Борис Полевой (1908-1981), «Повесть о настоящем человеке»

Об авторе: Писатель прошёл всю войну, лауреат многих премий.

О книге: Прототипом героя «Повести о настоящем человеке» стал лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 г., потерял обе ноги, но вернулся в строй.

Борис Васильев (1924-2013), «А зори здесь тихие…»

Об авторе: Писатель-фронтовик.

О книге: В основе сюжета лежит реальный подвиг времён Великой Отечественной: семь солдат не дали диверсантам взорвать железную дорогу. Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские... 

Чингиз Айтматов (1928-2008), «Материнское поле»

Об авторе: Писал на русском и киргизском языках. 

О книге: История о судьбе простой киргизской женщины и её силе. Она потеряла на войне мужа и сыновей, сама была тяжело ранена, но не пала духом, осталась человеком с большой душой, защищая право на счастье своих внуков и чужих детей. 

Василь Быков (1924-2003), «Дожить до рассвета»

Об авторе: Белорусский писатель, прошёл всю войну.

О книге: Повесть рассказывает об обычной жизни военных разведчиков, именно они добывали победу, выжидая ошибку врага, они шли на нечеловеческий риск. За две повести - «Дожить до рассвета» и «Обелиск» - удостоен Государственной премии.

Светлана Алексиевич (род. в 1948 г.), «У войны не женское лицо»

Об авторе: Лауреат Нобелевской премии.

О книге: Документально-очерковая книга, состоящая из рассказов женщин, участвовавших в войне. «На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом...» 

Лев Кассиль (1905-1970), «Улица младшего сына»

Об авторе: Очеркист, фельетонист, писатель. 

О книге: Повесть «Улица младшего сына» Лев Кассиль совместно Максом Поляновским написал в 1949 г. Она посвящена жизни и трагической гибели реального человека - юного партизана Володи Дубинина, пионера-героя Великой Отечественной войны.

Баурджан Момыш-Улы (1910-1982), «Наш генерал»

Об авторе: Казахский писатель, в 1942 г. представлен к званию Героя Советского Союза, однако удостоен его лишь посмертно 11 декабря 1990 г.

О книге: Дивизия генерала И. Панфилова 16 ноября 1941 г. приостановила продвижение врага, что вошло в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев. 

Муса Джалиль (1906-1944), военные стихи

Об авторе: Татарский поэт, стихи начал писать ещё в 10 лет.

О книге: Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, попал в плен. В концлагере создал большую часть своих стихов. Он писал о жестокости нацистов, военных буднях и о ежедневном героизме народа.

Нодар Думбадзе (1928-1984), «Я вижу солнце»

Об авторе: Грузинский поэт и прозаик.

О книге: Судьба героя перекликается с жизнью самого писателя. Книга об обычном грузинском мальчике, который в 1937-м потерял всю свою семью. Написана лёгким и смешным языком о тяжёлых и несмешных вещах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

СтоЛИЧНОСТЬ №2 (87), 14 февраля 2017
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что мимозу теперь нельзя свободно выращивать?
  2. Что такое селфи-идентификация и как она работает?
  3. Что за вирус BankBot, который поражает смартфоны на Android?

Имеет ли общество право вмешиваться в процесс воспитания ребёнка в семье?

Новое на AIF.ru