Вячеслав Костиков 69 4766

Слепые поводыри

Все материалы сюжета 100 лет революции в России

В год 100-летия русской революции страна пытается понять, почему она привела далеко не к тем результатам, которые провозглашались.

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Найти ответ на этот вопрос пытаются историки, политики, деятели культуры. Своеобразную попытку предприняла и Третьяковская галерея, где открылась выставка «Некто 1917». 

На выставке представлены работы художников, написанные до и сразу после революции. Название выставки подчёркивает парадокс произошедшего: и Февральская (демократическая) революция, и последовавшая за ней Октябрьская (большевистская) оказались для культурного слоя России полной неожиданностью.

На краю бездны

Что поражает на выставке? Прежде всего удивительная отстранённость художников от реалий повседневной жизни. Несмотря на то что в стране уже царила гражданская смута, а в деревнях начались бунты кресть­ян и поджоги помещичьих усадеб, они в массе своей продолжали пребывать в иллюзорном мире «святой Руси» и рассуждать о «народе-богоносце» - носителе неких особых нравственных ценностей.

Посетителей «Некто 1917» встречает огромное полотно М. Нестерова «На Руси» («Душа народа»). На переднем плане светловолосый отрок и юродивый, ведущие народ в воображаемую «святую Русь». В советские времена картина хранилась в запасниках и появилась в экспозиции Третьяковки лишь во времена оттепели. Умиление матушкой-Россией присутст­вует и в портрете императора Николая II кисти Б. Кустодиева. Император (ну вот-вот замироточит) изображён на фоне Кремля и ликом больше похож на святого, чем на властителя страны, находящейся в состоянии кровопролитной войны и смуты. 

Нестеров М.В. «На Руси. Душа народа». 1914—1916.
Нестеров М.В. «На Руси. Душа народа». 1914—1916. Репродукция

В плену фантазий

Столь же умильны и изображения крестьянской жизни на полотнах З. Серебряковой («Жатва», «Беление холста») и картины купеческого и народного быта на полотнах Кустодиева («Свадебный пир», «Масленица»). В. Кандинский, несмотря на весь свой авангардизм, в революционные дни 1917-1918 гг. продолжает писать «Дам в кринолинах», «Даму в золотом платье». Н. Рерих (ещё не подозревая, что после победы Октября окажется в эмиграции) пишет пейзажные идиллии («Три радости», «Святой остров»). Пожалуй, именно в творчестве Н. Рериха идеализм интеллигенции достиг своего апогея. Он даже пытался соединить несоединимое - коммунизм с буддизмом, называл Ленина «махатмой» и в порыве идеализма пытался вернуться на родину в разгар большого террора 1938 г., но нарвался на отказ Сталина

Живописцы К. Сомов, А. Бенуа, К. Коровин, И. Бродский, И. Машков, П. Кончаловский пишут фантастические пейзажи, дворцовые интерьеры, роскошных женщин в мехах тогда, когда в Петрограде пьяные солдаты, сбежавшие с фронта, вламываются в дома горожан.

Уход от реальной жизни и погружение в мир прекрасного заметны и в кинематографе тех времён. В стране, ведущей кровавую войну, в год выходит до 500 фильмов. Большая часть из них рассказывает о  буднях аристократов, куртизанок, салонных знаменитостей. На киноафишах, представленных на выставке «Некто 1917», мы видим названия фильмов, которые могут вызвать лишь ироничную улыбку: «Забыты неж­ные лобзанья», «О ночь, полная неги», «Отцвели уж давно хризантемы в саду».  Есть и комедии - «Тёща в гареме», «Красивые ножки». 

Отрезвление

«Заговор» обречённых прер­вал в 1918 г. Илья Репин. Пользовавшийся славой реалиста, он и в эти смутные годы не изменил себе. С радостью принявший Февральскую революцию, после Октябрьской он протрезвел. Его картина «Большевики» - первое художественное осмысление новой реальности. В центре полотна - жирный большевик, отнимающий хлеб у голодного ребёнка. Образ, безусловно, карикатурный, но в нём просматривается лик новой власти.

Отрезвление приходит и к другим художникам. Кустодиев создаёт свою версию «Большевика». На полотне - огромный детина с красным знаменем в руках, который буквально давит сапогами городскую толпу. Трагизм просматривается и в картинах К. Петрова-Водкина. Будучи изначально эсером, он вполне вписался в советскую систему. Наблюдая систему изнутри, он продолжал верить, что «Богоматерь укротит злые сердца». Интуиция художника берёт-таки верх над идеологией: его персонажи с ликом Богородицы имеют растерянный, отстранённый вид. Объективности ради замечу, что имелось немало и других, «непрозревших» художников, продолжавших воспевать новую власть. Но не о них сейчас речь. 

Между написанием картин Борисом Кустодиевым «Николай II» (1915 г.) и «Большевик» (1920 г.) пролегла целая революционная эпоха.

Между написанием картин Борисом Кустодиевым «Николай II» (1915 г.) и «Большевик» (1920 г.) пролегла целая революционная эпоха. Фото: Коллаж АиФ

*  *  *

«Некто 1917» оставляет двойст­венное впечатление. Глядя на полотна, понимаешь, что художники, интеллигенция в целом, увы, не способны предотвратить беду. И фраза Достоевского «красота спасёт мир» не более чем абстрактное размышление. Политики, особенно если они вооружены агрессивной идеологией, увы, побеждают художников. Обманутые, они способны лишь с опозданием оплакивать разрушенные мечты и идеалы. Так случилось с Буниным, опубликовавшим в эмиграции свои знаменитые «Окаянные дни». Так было с «Несвоевременными мыслями» Горького. Так было и с высланными из России философами, постигшими глубину своих заблуждений по поводу «особливости Русской земли» лишь в изгнании... 

Но выставка «Некто 1917» свидетельствует и о другом: о том, что искусство может подавать сигналы о приближении национальной катастрофы. Нужно учиться распознавать их.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Заступник
    |
    12:58
    01.11.2017
    2
    +
    -
    "В год 100-летия русской революции страна пытается понять, почему она привела далеко не к тем результатам..." - а результат вот - за окном... Разве большевики в 1917 году могли знать, что к 90-м годам верхушка КПСС прогниёт насквозь и она развалит страну..., а последующие годы, до сегодняшнего дня, Россия будет разворовываться, будет уничтожаться собственная промышленность....
  2. Ирина
    |
    16:18
    01.11.2017
    2
    +
    -
    Коля Дроздовъ: Сказка о том,что верхи не могут а низы не хотят почему то воплотилась только у нас.Почему мы не умеем ценить то,что имеем?Отчего мы не научились любить Родину такой,какая она есть-и с недостатками тоже?***************Примеры революции можно встретить практически в каждой европейской стране (Марсельеза-гимн Французской Республики, создан в годы Великой французской революции). Однако нигде не приносила она столь трагических последствий, как в России. Почему мы не умеем ценить то, что имеем? Что? Голод? Нищету? Ценить то, что наши солдаты в 1-ю мировую воевали в лаптях, а наши промышленники поставляли в Германию сапоги, пекли для них хлеб, Тульские оружейники поставляли им оружие? Во-2-ю мировую вспомните одну фразу :оружие добудете в бою. Вы хотите правды? Такой правды и сейчас полно: мы таскаем американцев в космос, мы продаем нефть в обмен на доллары, которые вкладываем в экономику США. Об этом чуть не каждый день говорят по ТВ. И что? Что вам было бы от того, что Гитлер жив? Для вас это так важно? Вы бы хотели чтобы миллионы советских матерей,потерявших сыновей, сошли с ума от горя, что убийца их детей жив?
Комментарии (69)
  1. Николай
    |
    08:49
    01.11.2017
    1
    +
    -
    Полив помоями засчитан. Самая правдивая строка "имелось немало и других, «непрозревших» художников, продолжавших воспевать новую власть. Но не о них сейчас речь." Правильно - зачем говорить про неудобные факты.
  2. Леонид г. Тим
    |
    09:00
    01.11.2017
    1
    +
    -
    Разительный контраст с нашим временем-поводыри на редкость зрячие и с превосходным нюхом.
  3. Коля Дроздовъ
    |
    09:21
    01.11.2017
    0
    +
    -
    Всё началось с ненависти к своей собственной власти.Ненавидели царя и его семью,от ненависти заставили отречься а затем и просто предали.Но это было завершением акта ненависти к власти,потому что ненавидели и отца Николая второго, и его дедушку.Отчего?Почему мы готовы по-большевистски растоптать свою власть ради неких иллюзорных цепей мирового пролетариата?Сказка о том,что верхи не могут а низы не хотят почему то воплотилась только у нас.Почему мы не умеем ценить то,что имеем?Отчего мы не научились любить Родину такой,какая она есть-и с недостатками тоже?Зачем не сказать правду,мы ведь поймём её,чай не полные дураки?Почему американцы открыли архивы и сообщили,что Гитлер ведь не закончил жизнь самоубийством? И как быть тогда о всеми доказательствами советской власти,которые она приводила народу о его самоубийстве?Почему мы не преемники в историческом процессе во всём-хорошем и плохом?Спасибо за Стену скорби,которая поставила точку для тех,кому все средства хороши для достижения своих целей.Так,а кто ответит за миф о смерти Гитлера?Безнаказанность рождает новое преступление.
  4. Ирина
    |
    16:18
    01.11.2017
    2
    +
    -
    Коля Дроздовъ: Сказка о том,что верхи не могут а низы не хотят почему то воплотилась только у нас.Почему мы не умеем ценить то,что имеем?Отчего мы не научились любить Родину такой,какая она есть-и с недостатками тоже?***************Примеры революции можно встретить практически в каждой европейской стране (Марсельеза-гимн Французской Республики, создан в годы Великой французской революции). Однако нигде не приносила она столь трагических последствий, как в России. Почему мы не умеем ценить то, что имеем? Что? Голод? Нищету? Ценить то, что наши солдаты в 1-ю мировую воевали в лаптях, а наши промышленники поставляли в Германию сапоги, пекли для них хлеб, Тульские оружейники поставляли им оружие? Во-2-ю мировую вспомните одну фразу :оружие добудете в бою. Вы хотите правды? Такой правды и сейчас полно: мы таскаем американцев в космос, мы продаем нефть в обмен на доллары, которые вкладываем в экономику США. Об этом чуть не каждый день говорят по ТВ. И что? Что вам было бы от того, что Гитлер жив? Для вас это так важно? Вы бы хотели чтобы миллионы советских матерей,потерявших сыновей, сошли с ума от горя, что убийца их детей жив?
    • Коля Дроздовъ
      |
      16:53
      01.11.2017
      0
      +
      -
      Ирина:если убийца миллионов остался жив,то он должен был быть осужден в Нюрнберге.Иначе вопрос-кто и почему и для чего его скрывал?Почему зная о его мнимой смерти не прилагались силы для привлечения к ответственности. Странная у вас логика,непонятная.Оказывается,чтобы жертвам было спокойнее надо их уверить в смерти убийцы и скрыть факт его безнаказанного существования?Это в каком правовом государстве так делают?
      • Ирина
        |
        10:40
        02.11.2017
        1
        +
        -
        Коля Дроздовъ: как минимум , мы никогда не узнаем какая она на самом деле, эта правда. Я читала допрос дантиста, которому предъявляли труп Гитлера. Он со 100% уверенностью его опознал. Спросите у любого стоматолога, каждый из них узнает коронку, которую делал. Нынче американцы говорят, что Асад применил химоружие, мы говорим, что исламисты.Они говорят, что мы вмешались в их выборы, мы божимся, что нет. Где правда? А вы в курсе, что у фильма ЧАПАЕВ в годы ВОВ пересняли финал. Чтобы поднять дух народа, Чапаев переплывал реку, а не тонул в ней.
        • Коля Дроздовъ
          |
          14:42
          02.11.2017
          0
          +
          -
          Ирина: вы читали сам оригинальный текст допроса?Подскажите и я прочту тоже.Закройте один глаз и посмотрите вокруг.Какой оттенок?Сероватый?Нет?Коричнево-сероватый?.Ладно.А сейчас повторите также со вторым глазом.И что видите?правильно-оттенок отличный от первого раза.Где правильный оттенок?Где правда?
          • Ирина
            |
            14:50
            02.11.2017
            0
            +
            -
            Коля Дроздовъ: Зачем не сказать правду,мы ведь поймём её,чай не полные дураки?******* зачем тогда вы задаете вот этот вопрос? вы ведь так прекрасно сами на него ответили с чудесами про глаза.*** вы читали сам оригинальный текст допроса?** А вы пишите, что амеры чего-то рассекретили, что Гитлер жив. Вы видели его живого?
            • Коля Дроздовъ
              |
              15:03
              02.11.2017
              0
              +
              -
              Ирина: правда в том,что Гитлер существовал однозначно, а доказательства существования стоматолога отсутствуют.Правда в том,что после публикации архивов я нигде не читал их опровержение достоверности.Почему-то.Что наговорил этот изверг в своих послевоенных мемуарах и в чьих они руках?Это если вы не можете доказать существование дантиста)
              • Ирина
                |
                16:43
                02.11.2017
                0
                +
                -
                Коля Дроздовъ: Некоторые исследователи пишут в своих книгах, что Гитлер «откупился» от союзников, передав им сумму, равную ныне 100 млрд. долларов, и немецкие разработки в области ракетостроения и ядерного синтеза. Взамен ему и многим другим немцам (называют цифру в 100 тыс. чел.) позволили бежать в Аргентину и прожить там до 1964 года. Именно в этом году фюрер скончался и был похоронен в неизвестном месте. Точного и однозначного ответа до сих пор нет. Можно с уверенностью сказать, что многие люди заработали немало денег и славы на очередном «расследовании века». - ---- почему-то вы однозначно верите амерам, и на 100% уверены, что наши лгут. Видимо, если смотреть левым и правым американскими глазами, то цвета одинаковые (не помню точно вашу философию). Вообще в мире принято верить американцам, они умеют убеждать. Например, они сняли с нашими фильм о Гагарине, а потом не стали его показывать у себя, чтобы не разубеждать свой народ в том, что первым в космосе был их соотечественник. А еще перед выборами во Франции, вся Европа была убеждена, что победит Ле Пен, потому что она приезжала к ВВП. Ну так было смешно с ними разговаривать, а они не понимали, почему мы отрицаем очевидные вещи
                • Коля Дроздовъ
                  |
                  17:02
                  02.11.2017
                  0
                  +
                  -
                  Ирина: до публикации архивов из сша я был уверен в самоубийстве ирода.После публикации я уже сомневающийся в этом факте.А ваш вопрос почему я кому-то больше доверяю а комуто меньше лишен смысла.Потому как если это будет не так,то ты идиот.Не Мышкин,конечно же.
              • Леонид г. Тим
                |
                20:15
                02.11.2017
                0
                +
                -
                Коля Дроздовъ: Да мало ли чего мог наговорить дантист.особенно после соответствующего инструктажа и может быть даже с нескольких сторон,особенно он фанат и преданный служка фюрера. А у того быть предусмотрительным были величайшие возможности и логично предположить,что этими возможностями не пренебрёг.
  5. Galla*
    |
    02:28
    02.11.2017
    0
    +
    -
    Коля Дроздовъ: Ну да. И что вам мешает любить Россию, а не Америку? Любите такой, какая есть, после этого можете задавать подобные вопросы\ Начни с себя, кажется так надо говорить сегодня. А в остальном Ирина права. Человек хочет жить лучше, любя родину хочет сделать ее лучше. Читайте резолюцию КПК Китая. У них это записано.
    • Коля Дроздовъ
      |
      09:34
      02.11.2017
      0
      +
      -
      Galla*: Китайские коммунисты эксплуататоры ставшие миллиардерами-не смешно? А где же отказ от частной собственности а,Галла?Глазки протри,Галла.Китайцы могут самоназваться и коммунистами и социалистами и феодалами-а общество их это носит капиталистический характер.При этом стадия его носит повышенную степень эксплуатации пролетариата.
  6. Рашит ханнанов
    |
    11:34
    01.11.2017
    0
    +
    -
    Мистификация, идеализм и буйный полет фантазии характерны и для нашего времени.Ведь в 91-ом произошло абсолютно то же самое, что и в 17-ом. А мысли об «особливости Русской земли» стали только сильнее.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что обсудили Путин и Трамп в телефонном разговоре?
  2. От кого зависит участие России в Играх?
  3. Нужно ли разрешение на ношение газового баллончика?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах

Новое на AIF.ru