aif.ru counter
Вячеслав Костиков 17 3653

Заживём не по лжи? К 100-летию со дня рождения Александра Солженицына

11 декабря страна лоб в лоб столкнётся с юбилеем Александра Солженицына. Мы неслучайно употребили слово «столкнётся»: Россия продолжает сталкиваться со всеми теми проблемами и напастями, о которых предупреждал писатель.

Александр Солженицын.
Александр Солженицын. © / А. Натрускин / РИА Новости

Вячеслав Костиков, автор еженедельника «АиФ»:

И главная из них – сбережение народа. Эту задачу Александр Исаевич формулировал как национальную идею России. Задача не нова. О сбережении народа говорил ещё Михаил Ломоносов и вслед за ним почти все лучшие умы России. Но никто до Солженицына не ставил этот вопрос так остро и так последовательно.

Для Солженицына это не было случайностью. Он прошёл через все перипетии и трагедии ХХ в. Его отношение к народу и боль за его судьбу во многом предопределила его крестьян­ская родословная. Но это же стало и отправной точкой для многих его иллюзий и заблуждений: его «почвенничество», «славянофильство», переоценка роли общинного и коллективного в судьбе России.

Серьёзным уроком для будущего писателя стала бедность. Семья родителей была разорена в результате революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны. Эта война в понимании писателя – величайшая и ещё не изжитая трагедия народа. Он неизменно предупреждал об опасностях политического нетерпения, натравливания одних слоёв общества на другие, стремления изменить всё и сразу. Сохранность государства наряду со сбережением народа была краеугольным камнем его убеждений. В. Путин, вспоминая о своих встречах с писателем, г­оворил о том, насколько его «поражало то, что Солженицын был органичный и убеждённый государ­ственник».

Не диссидент

В либеральных кругах принято причислять Александра Исаевича к диссидентам. Основания для этого есть: он был одним из самых гонимых в СССР правдоискателей. Власть его ненавидела, но, учитывая его мировой престиж, побаивалась прибегать к крайним мерам. Впрочем, по ряду свидетельств, его всё-таки пытались отравить. Сам Александр Исаевич, кстати, возражал, когда его против воли причисляли к диссидентам. Он воевал не с государством, а с искривлением русских основ государства, против диктатуры и насилия, против искажения истории и примитивизации патриотизма.

Диссидентом Солженицына сделало само государство. Изначально он не был противником советской власти. Когда пришло время, вступил в комсомол. Почувствовав тягу к писательскому труду, он незадолго до войны даже подумывал о том, чтобы написать хороший и правильный роман о революции 1917 г. Роман не был написан, и мы никогда не узнаем о том, какими в нём оказались бы образы Ленина, Сталина, Троцкого и Дзержинского.

Открытие ГУЛАГа

Отношение к советской дей­ствительности перевернула Великая Отечественная. Солдатская правда войны в отличие от генеральской правды резко поменяла его отношение и к Сталину, и к сталинским порядкам. По неосторожности он поведал о своих сомнениях в письмах другу и, естественно, попал на карандаш вездесущим органам, в частности Смершу, военной контрразведке, и оказался вначале в тюрьме на Лубянке, а затем по приговору Особого совещания – в лагерях с приговором «вечная ссылка».

Почти на 10 лет ГУЛАГ стал судьбой писателя. Именно здесь Солженицын осознал, что в реальности представляла собой страна, «идущая к победе коммунизма», – огромную копию ГУЛАГа. Понял, что миллионы жителей этой страны, как и герой его рассказа «Один день Ивана Денисовича», существовали фактически на правах крепостных. Этот рассказ, опубликованный в «Новом мире» с разрешения Н. Хрущёва в ноябре 1962 г., стал откровением для всей страны. Это была первая (задолго до Горбачёва) попытка введения гласности сверху.

Пробуждение

Попытка Солженицына сказать народу правду о том, в какой стране он живёт, встретила яростное сопротивление власти. «Милости» Хрущёва к писателю хватило всего на год – начиная с 1963 г. его фактически прекратили печатать. При Брежневе ситуация стала ещё хуже, архив писателя был конфискован. Опальному автору ещё было позволено выступать – перед ограниченной аудиторией, прежде всего в научных кругах, где теплились остатки свободомыслия. Там, в научных институтах, автор читал отрывки из «Ракового корпуса», «В круге первом». А тем временем тайно работал над главным трудом своей жизни – «Архипелагом ГУЛА­Г». Понимая, что на родине его опубликовать невозможно (один из экземпляров рукописи уже арестовал КГБ), Александр Исаевич дал согласие на его публикацию в Париже. Это вызвало взрыв негодования в ЦК КПСС. Ситуацию усугубило «Письмо вождям Советского Союза», в котором автор открыто заявлял о своём неприятии коммунистической идеологии и предупреждал о тупиковом пути, по которому шёл СССР. Рубикон был пройден. В СССР началась жестокая травля писателя. В феврале 1974 г. он был обвинён в измене, лишён гражданства и выслан за границу.

Другая жизнь

Отношение к писателю стало меняться лишь при М. Горбачёве. С началом перестройки и гласности, с открытием архивов всё яснее становилось, насколько прав был писатель, отвергая коммунизм как путь развития России. Опубликованные в 1989 г. в «Новом мире» главы «Архипелага ГУЛАГ» стали для нарождающейся демократической общественности СССР серьёзным подспорьем для критики советской системы. В 1990 г. Солженицын был восстановлен в гражданстве, но лишь через 4 года, уже при Б. Ельцине, вернулся из США на родину. Прилетев в Магадан, он проехал до Москвы через всю страну.

Началась другая жизнь. Власти новой, демократической России явно благоволили ему. Для писателя были открыты двери издательств, трибуны для выступлений, телеэкраны. Будучи пресс-секретарём Ельцина, я видел, как президент робел перед встречей с «этой глыбой». «О чём я буду говорить с ним?» – тревожился Борис Николаевич.

Однако для Солженицына погружение в новую для него, переформатированную командой Гайдара страну оказалось непростым. Когда он жил за границей, то воспринимался диссидентствующей Россией как гонимый, почти как пророк. Его сравнивали с Радищевым, Герценом, Чернышевским. Вспоминали знаменитую статью Л. Н. Толстого «Не могу молчать». Однако, когда по возвращении домой он стал превозносить ценности деревенского мира, крестьянской общины и особого русского пути, у многих почитателей Солженицына это вызвало недоумение. А его регулярные выступления по ОРТ с назидательными проповедями по поводу обустройства России многих просто раздражали. После 12 серий их прекратили. Но заслуги писателя никто не отменял.

*  *  *

Полемика вокруг наследия Александра Исаевича продолжается. Поскольку продолжается поиск – пока безуспешный – путей развития России и сбережения народа. Сегодня книги писателя можно купить в любом магазине. О нём сняты фильмы, его произведения вошли в школьные программы по литературе и истории. А бывшая Большая Коммунистическая улица в Москве переименована в улицу Солженицына, что символично. В дни 100-летнего юбилея о нём обязательно вспомнит президент Путин. Будут памятные вечера и памятные концерты. И, как бы сегодня ни относились к его идеям насчёт будущего страны, несомненно то, что своим честным пером, своим подвижничеством в поисках правды он заслужил самое почётное место в истории России.

Очевидно, что в такой огромной и сложной стране, как наша, не может существовать одной правды. И хорошо, что у нас есть правда Солженицына. Актуальным остаётся и его главный, унаследованный от Л. Н. Толстого призыв – жить не по лжи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Михаил Горшенин
    |
    10:40
    15.12.2018
    164
    +
    -
    liebiediev.viachitslav@mail,ru: Да кто такой вассерман на ютубе? Вам Президент страны, В. В. Путин, говорит, что Солженицын – великий сын России. А вы вассерманов слушаете. Слушайте, слушайте своих вассерманов. Авось они что-то путное посоветуют русскому человеку...
  2. Виктор
    |
    11:12
    11.12.2018
    157
    +
    -
    Интересно упоминание «о многих иллюзиях и заблуждениях» А. Солженицына среди которых выделяется его «славянофильство». Можно полагать, что кавычки означают, что слово непривычное, малоупотребительное, на которое автор хочет обратить внимание. В связи с этим надо, наверное, привести слова самого Солженицына из статьи 1982 года «Наши плюралисты»: «Нераздумчивым американцам как угодно выворачивают нашу старую историю, чтобы состроить эстакаду Грозный-Пётр-Сталин, а все века русской жизни потопить в болотной невыразимости. А чего стоит нечестное, неосмысленное употребление термина «неославянофилы» (как и в XIX веке «славянофилы» изобретено оппонентами, кличкой-дразнилкой), — вот уж ни одного живого «славянофила» сейчас в России не знаю (пардон, кроме Синявского). Есть патриоты умирающей родины — так надо и говорить, не юля». Из этого отрывка можно сделать выводы не только о «славянофильстве» самого Солженицына, но и о роли американцев в фальсификации истории России. Можно заметить, что это несколько диссонирует с «гонимый в СССР воевал не с государством, а против искажения истории и примитивизации патриотизма».
Комментарии (16)
  1. Валерий Широков
    |
    06:12
    11.12.2018
    2
    +
    -
    Когда же мы начнем обустраивать свой дом?
  2. Леонид г. Тим
    |
    10:16
    11.12.2018
    3
    +
    -
    Валерий Широков: А у меня ощущение,что живём в общежитии,причём общежитии разных ведомств.Что именно обустраивать-то? Значит просто соблюдать правила проживания в общежитии. Навсегда.
  3. Михаил Горшенин
    |
    10:26
    12.12.2018
    157
    +
    -
    Валерий Широков: Да никогда, скорее всего. Другие люди уже обустроили его в 1990х и 2000х, на новой основе. А вы так и будете сидеть сиднем, задаваясь вопросом: "Когда же мы начнем обустраивать свой дом?" Ответ: НИКОГДА. Потому что вы не из тех людей, кто способен что-то обустроить. Вот разломать и оплевать что-то – это, возможно, ваш профиль.
  4. Виктор
    |
    11:12
    11.12.2018
    157
    +
    -
    Интересно упоминание «о многих иллюзиях и заблуждениях» А. Солженицына среди которых выделяется его «славянофильство». Можно полагать, что кавычки означают, что слово непривычное, малоупотребительное, на которое автор хочет обратить внимание. В связи с этим надо, наверное, привести слова самого Солженицына из статьи 1982 года «Наши плюралисты»: «Нераздумчивым американцам как угодно выворачивают нашу старую историю, чтобы состроить эстакаду Грозный-Пётр-Сталин, а все века русской жизни потопить в болотной невыразимости. А чего стоит нечестное, неосмысленное употребление термина «неославянофилы» (как и в XIX веке «славянофилы» изобретено оппонентами, кличкой-дразнилкой), — вот уж ни одного живого «славянофила» сейчас в России не знаю (пардон, кроме Синявского). Есть патриоты умирающей родины — так надо и говорить, не юля». Из этого отрывка можно сделать выводы не только о «славянофильстве» самого Солженицына, но и о роли американцев в фальсификации истории России. Можно заметить, что это несколько диссонирует с «гонимый в СССР воевал не с государством, а против искажения истории и примитивизации патриотизма».
  5. Алексей Геращенков[vkontakte]
    |
    13:56
    11.12.2018
    -160
    +
    -
    Заживём не по лжи, когда особей типа Солженицына выкинем на помойку истории...
  6. Ишак Матрос
    |
    14:51
    11.12.2018
    156
    +
    -
    Алексей Геращенков[vkontakte]: Никогда вы не заживёте не по лжи, сколько миллионов людей вам ни выброси "на помойку". Потому что вы просто не знаете и НЕ ХОТИТЕ знать, что такое ПРАВДА.
  7. Горлум
    |
    14:17
    11.12.2018
    -163
    +
    -
    Прочитайте книгу Томаса Ржезача "Спираль измены Солженицына" и многое вам станет ясно.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о фильме «Человек-паук: вдали от дома»?
  2. Патроны теперь можно делать самостоятельно?
  3. В чем суть дела Александра Шестуна?


Самое интересное в регионах