aif.ru counter
AIF.RU 0 211

Михаил Плетнёв: «90 процентов из того, что я сделал, надо уничтожить»

«Я потерял часть уважения к человечеству. По крайней мере, к молодой его части…» - говорит Михаил

Как великого музыканта его знает весь мир… Главный редактор «АиФ» Николай Зятьков встретился с дирижёром, композитором, руководителем Российского национального оркестра (РНО), обладателем премии «Грэмми» Михаилом Плетневым.

«Хочу убежать со сцены»

- Михаил Васильевич, вспоминаю, как вы исполняли Бетховена. Был потрясён... Говорю не потому, что у нас интервью и нужно сказать приятные слова. Это действительно была вершина мастерства. Плетнёв дошёл до такой виртуозности и… перестал играть. Почему?!

- Оркестром надо заниматься. С одной стороны, играть некогда. С другой - рояли плохие. Мне надоело выходить на сцену, брать несколько нот и испытывать единственное желание: встать и убежать как можно дальше.

- Неужели даже в больших, знаменитых концертных залах существует эта проблема?!

- Да. Самые авторитетные фирмы по производству роялей растеряли мастерство. Чем новее инструменты, тем они ужаснее - громко звучат, механика грубая. Сыграть можно, но… Не радует это. Не хочу слышать то, что исполняю, думаю: «Опять эти мерзкие звуки!» В общем, настал предел. А до войны какие рояли делали! Я играл в Швейцарии на вилле «Сенар» Рахманинова на одном из его уцелевших инструментов 1933 года производства. Сказка!.. Если у кого-то возникнет желание послушать, как играл Плетнёв, можно взять записи. Их много.

- Запись, сказал один гениальный исполнитель, со временем превращается в обвинительный документ. Сначала музыкант стыдится, насколько всё плохо сделано. А через несколько лет про ту же самую работу думает: «Надо же, как я здорово умел когда-то играть! Сейчас так не могу».

- Может, 90 процентов из того, что я сделал, надо уничтожить, но это уже невозможно. А оставшиеся 10… Нескромно, но скажу - когда помру и останутся лишь записи, люди скажут: «Он что-то умел».

«Кто виноват? Не мы!»

- Художник Илья Глазунов говорит: «Всё, что происходит с нашей страной - разрушение культа семьи, уничтожение культуры внедрением попсы, - диверсия Запада. Хотят разложить Россию изнутри, чтобы убрать сильного соперника.

- На Западе, чуть что, говорят: «Рука Москвы». А у нас другое: если что-то не получается, это происки западных империалистов. Разруха - она в головах. Когда люди перестанут гадить на лестницах, тогда и разрухи не будет. А пока у нас так: «Кто виноват?» - «Не мы, конечно». Если сами россияне не захотят, чтобы разрушали их семьи и устои, то никто не будет в состоянии это сделать! Почему я захожу в лифт и думаю: «Хватит ли мне воздуха доехать до своего этажа?» На пляже загорает красавица, а вокруг - консервные банки, бутылки, пакеты. Почему так?! У меня есть предположение на этот счёт... Государство должно защищать интересы граждан. Чиновники - слуги народа. На самом деле в России всё наоборот. Из-за этого людей охватывает безнадёжность. Поэтому им становится на всех наплевать. И на себя в том числе.

- Был такой диссидент Орлов. Он сказал парадоксальную для меня фразу: мы, мол, своё отпахали, теперь можем жить на Западе... У вас соблазна уехать никогда не возникало?

- Нет. Своя свинья лучше хрюкает. (Смеётся.) А если серьёзно, я - человек русский по всем признакам. Мой отец с Волги, мать родилась в Москве, жила в Вологде. Несмотря на всё, что происходит, никуда отсюда не уеду, хотя многие страны мне это предлагали…

- Михаил Васильевич, лучшие оркестры мира, и РНО в том числе, исполняют то, что было написано века назад. А где же новые Чайковские, Рахманиновы? Может, ваш оркестр займётся селекцией и воспитанием новых гениев?

- Трудный вопрос. Классические музыка, архитектура, живопись с каждым годом приобретают всё большую ценность. Мы имеем возможность обращаться к произведениям Баха, Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена. Слава богу, всё записано в нотах, а не пропало, не исчезло, как Атлантида. Классическая культура - одно из высших достижений человеческого духа. Кто сейчас может подняться до уровня Пушкина?

Рядом вообще никто не стоит... Там холодно, облака, снег на этой горе… А в жарком климате, внизу, в долинах - современные писатели, поэты, музыканты. Процессы, которые мы наблюдаем в последние полвека, осознать пока невозможно. Если раньше дети играли в свистульки, то сейчас - в компьютерные игры. К чему это приведёт, трудно сказать. Теоретически можно предположить, что гении, подобные Баху, появятся именно в новых условиях. Но я, понаблюдав, что слушают сегодня, потерял часть уважения к человечеству. По крайней мере, к молодой его части - точно. Вся музыка - в тоне на две четверти, других ритмов вообще будто нет! Ни мелодии, ничего! Одна громкая трескотня...

Россия в конце XIX - начале XX века была великой культурной державой. Представьте страну, где поёт Шаляпин, играет Рахманинов. Стравинский, Станиславский, Бунин - можно назвать массу имён. Появились меценаты - Мамонтов, Третьяковы. Если бы Россия развивалась так и дальше, где бы мы сейчас находились, даже не могу представить! Но мы всё потеряли. Лучше всего это отображено у Булгакова в «Собачьем сердце».

- Но там всё хорошо кончается. В истории России - всё наоборот.

- Да. Скрутили как раз Преображенских. Кого выгнали, кого расстреляли. Причём хорошенько по всем прошлись... Естественно, Шариковы проникли во все сферы… Чтобы создать такую же культурную ситуацию, которая была в начале ХХ века, понадобится труд ещё стольких поколений... Мы с вами, Николай Иванович, станем к тому времени прахом… Раньше была духовная жизнь, а сейчас движение к культурному самосознанию значительно усложнилось. Нет силы, которая даже малейшим образом воздействовала бы на процессы в стране. РНО - единственный оркестр Москвы, который вошёл в двадцатку лучших оркестров мира. Но мы все эти годы боремся за выживание. Бывают моменты, когда денег вообще нет. Никаких! А вы призываете ещё кого-то воспитывать!

- Но ведь вам, по-моему, гранты дали?

- Через огромное количество зубовного скрежета, борьбы и просто отчаяния. Давать нам их очень не хотели. Несколько раз вычёркивали из списков. Мне просто повезло. Когда получал Государственную президентскую премию, мог подойти близко к Путину и что-то в очень быстрой форме ему сказать. Он решил этот вопрос. Иначе бы мы пропали!

Один фагот сегодня стоит 45 тысяч евро. В государственных оркестрах по 3-4 комплекта инструментов лежат, пылятся. У нас нет ничего. Говорю музыканту: «Почему ты здесь играешь фальшивую ноту?» - «Маэстро, у меня давно отлетел клапан». Думаю, наш оркестр в ближайшее время приобретёт государственный статус - с тем чтобы хоть каким-то образом рассчитывать на госблага. 18 лет идти против течения невозможно.

«Вожу самолёт и увлекаюсь дайвингом»

- Кризис, наверное, здорово прошёлся и по музыкантам?

- Спонсорские программы сворачиваются. Организовать концерты очень сложно. Трудно даже сохранить те выступления, что запланированы. Например, японский тур. Нам сообщили - двух концертов не будет из-за кризиса. Это я понимаю. Но, когда в Москве на «Евровидение» выделяется 32 млн. долл., это как?! На такую сумму РНО мог бы лет 8-10 прекрасно жить и ни у каких спонсоров не просить денег. Поэтому, когда говорят о кризисе в России, я не понимаю, что имеется в виду.

Но оркестр жив. В сентябре проведём фестиваль. К нему огромный интерес в мире. Отовсюду приедут зрители - из Японии, Америки, Англии.

- Мы всё о работе да о работе… Но ведь есть ещё и Плетнёв-человек. Чем увлекаетесь, как мозги расслабляете?

- Могу виски немного выпить. Научился управлять самолётом. Видите, волос седых прибавилось? Полёт - это как наркотик. Когда поднимаешься в воздух, такую свободу ощущаешь… Взлёты, посадки, другие города... В России не летаю. Здесь сложные правила, можно только полетать вокруг аэродрома, и то не каждый день. В Европе по факсу сообщи за полчаса, куда собираешься, и лети себе на здоровье! Дайвингом занимаюсь. Рифы, акулы вокруг тебя плавают, барракуды. Другая планета. Ощущаешь себя как на Луне...

Досье

Михаил Плетнёв родился в 1957 г. в Архангельске в семье музыкантов. В 16 лет стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. Закончил Московскую консерваторию. В 1978 г. завоевал I премию и золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1980 г. дебютировал как дирижёр. В 1990 г. основал Российский национальный оркестр. Лауреат государственных и многих международных музыкальных премий. Был удостоен премии Президента РФ, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В сентябре 2009 г. в Москве на сцене Большого театра пройдёт ежегодный проект Плетнёва - Большой фестиваль Российского национального оркестра.

Плетнев исполняет рапсодию Рахманинова на тему Паганини

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сколько дней россияне будут отдыхать на январских праздниках?
  2. Когда в 2019 году пройдет ЕГЭ по русскому языку?
  3. За что задержали ингушских студентов-геологов?


Самое интересное в регионах