15:52 24/11/2014 Елена Костомарова 0 2520

Эмир Кустурица: в чём секрет «балканского Феллини»

24 ноября Эмиру Кустурице исполняется 60 лет. Если вы ни разу не шагали босиком по улице после фильмов Кустурицы, тогда АиФ.ru идёт к вам с рассказом о том, без каких тем и деталей немыслимы фильмы сербского режиссёра.

Эмир Кустурица.
Эмир Кустурица. © / www.russianlook.com

Жила-была Югославия

События, происходившие в прошлом веке в Югославии, коснулись каждого жителя этой страны, в том числе самого Эмира Кустурицы. В 1992 году дом в Сараево, где вырос Кустурица, был разрушен, а отец режиссёра вскоре после этого скончался от сердечного приступа. После этого Эмир вместе с семьёй покинул Сараево, но не Югославию, которая навсегда осталась жить в его памяти и его фильмах. Сам режиссёр считает распад Югославии одной из величайших трагедий минувшего века. «Я всегда называл себя югославом, хотя такой национальности просто не существует, — говорит он. — Я не знаю, есть ли у меня теперь дом. Мой настоящий дом остался там, в Сараево».

Переживания режиссёра о судьбе отечества легли в основу многих его фильмов. «Жила-была одна страна» — так начинается один из лучших фильмов Кустурицы «Андеграунд», история подпольного «государства в государстве», живущего по законам военного времени в стране, которой уже давно нет. В финале картины все герои фильма пускаются в свободное плавание на отколовшемся от берега куске земли — так режиссёр представляет народ Югославии, которая окончательно откололась от Европы.

Действие другого фильма Эмира Кустурицы «Папа в командировке», принёсшего ему первую Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, происходит в Сараево в конце 40-х – начале 50-х. В разгаре конфликт Тито со Сталиным, мир лихорадит, и каждое неосторожное слово сулит неприятности. Семейная драма разворачивается на глазах шестилетнего Малика, отца которого арестовывают по доносу любовницы. «Папа в командировке» — это пронзительная история о человеческих отношениях, о предательстве и прощении, любви и ненависти, отчаянии и надежде. В это страшное время, где брат доносит на брата, а семьям арестованных остаётся только надеяться, что их близкие вернутся из затянувшейся «командировки». Тоска Кустурицы по той, исчезнувшей Югославии звучит и в картине «Жизнь как чудо», для съёмок которой режиссёр построил настоящую деревню Дрвенград в горном районе Златибор в Сербии.

Цыганская школа свободы

«Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И всё. Ничего лишнего», — говорит Эмир Кустурица. В детстве он жил рядом с цыганским районом и был хорошо знаком с традициями и культурой цыган. «Моя жизнь тогда была скучной, ограниченной строгими европейскими правилами. А у моих цыганских ровесников была полная свобода, хотя это часто приводило к катастрофическим последствиям. У них чем больше свободы, тем меньше денег. В нашем обществе наоборот», — рассказывает режиссёр. Свои воспоминания Кустурица отразил в фильме «Время цыган», ставшем одним из лучших кинематографических портретов жизни этого народа. Фильм представляет собой неспешный фантасмагорический рассказ о свободе, с которой рождается и умирает цыган. Главный герой — бедный юноша Перхан, который отправляется в далёкое путешествие с цыганским бароном Ахметом, чтобы заработать денег на свадьбу и вылечить сестру-калеку.

Рейтинг цитируемости

Эмира Кустурицу не зря называют балканским Феллини: в своих фильмах Кустурица часто обращается к творчеству своего кумира. «Я горжусь тем, что разгадал, как Феллини делал свои фильмы. Я тот фокусник, который узнал секретные трюки своего коллеги. Феллини использует три особых приёма: во-первых, это яркие характеры, во-вторых, невероятная архитектура сцен, а в-третьих, особое средиземноморское видение мира».

Образ летающей невесты, который появляется во многих фильмах Кустурицы, навеян произведениями Марка Шагала, а подводная сцена с невестой в «Андеграунде«— это цитата из фильма Жана Виго «Аталанта», который Кустурица считает одним из своих любимых.

Музыка Горана Бреговича

В творчестве Кустурицы особого внимания заслуживает музыка. Каждый год Каннский фестиваль открывается музыкальной прелюдией из фильма «Время цыган». Саундтрек, вошедший в сотню лучших в мире по версии газеты Daily Telegraph, принадлежит авторству сербского композитора Горана Бреговича, который написал музыку ещё к двум фильмам Кустурицы — «Аризонская мечта» и «Андеграунд». После «Андеграунда» бывшие соратники и друзья поссорились насмерть и до сих пор не разговаривают друг с другом. Музыку к фильму «Чёрная кошка, белый кот» написал Нелле Карайлич, музыкант группы The No Smoking Orchestra, в которой также играет Кустурица. После разрыва с Бреговичем музыка не исчезла из фильмов Кустурицы, но совершенно точно перестала быть одним из главных героев. Сам режиссёр, конечно, не признаётся в том, что частью славы обязан Горану Бреговичу: «В нём больше не было необходимости. Ведь Брегович так или иначе обрабатывал цыганские мотивы, причём не всегда был достаточно корректен, чтобы упомянуть оригинал».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой мировой рекорд установила российская фигуристка Евгения Медведева?
  2. Какой цвет выбран главным на 2017 год?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 10 и 11 декабря?

Одобряете ли вы ограничения правительства на закупку медизделий за рубежом?