Примерное время чтения: 8 минут
4183

Просветитель Михаил Казиник: «Все школы у нас - угрюмые и мрачные»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Когда повысят МРОТ? 25/01/2012
«Пытаться экономить на культуре - последнее дело», - уверен Михаил Казиник

По чьему велению?

- Михаил Семёнович, среди ваших титулов значится «просветитель». Да, веке в ХIХ просветители были необходимы. Но сегодня-то кого просвещать?

Досье
Михаил Казиник - музыкант, искусствовед, общественный деятель. Родился в 1951 г. в Ленинграде. С 1991 г. живёт в Швеции. Выступает с просветительскими концертами по всему миру. Ведёт передачи на радио «Орфей», «Серебряный дождь».

- Отвечу так. Вспомните сказку «По щучьему велению». На Западе уверены: это сказка про русский менталитет. Не слезая с печи, получить всё и сразу. А я им возражаю: неправда! Чьё оно, щучье веление? Божье! Потому что одно из значений «ихтио» (рыба) - Иисус Христос. Почему Емеля получил это божеское веление? Вспомните: старшие братья и их жёны ненавидели Емелю за то, что он ничего не делает, только на печи лежит. И вот Емеля получил шанс стать полезным - пошёл рыбу ловить, а щука сама ему в руки прыгнула. Вы у любого рыбака спросите: возможно ли, чтобы щука, которая обычно зимой у самого дна спит, так поступила? Нет! Почему это произошло? Потому что Бог послал Емеле испытание. Щука ему человечьим голосом молвила: «Отпусти меня, Емеля!» А вы помните, какие планы у Емели были? Ушицы сделать, накормить невесток и братьев и показать наконец, что он тоже работает. Но рыба молит о милосердии - отпусти! И он отпускает её. Вот за милосердие своё он и получает воздаяние!

Так вот сегодня просвещение - это попытка во всех областях культуры пойти на второй, третий, четвёртый уровни смысла, как мы только что проделали это со сказкой. Именно это я пытаюсь внедрить в сегодняшнюю школу.

- Когда-то наша школа задумывалась именно как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так?

- Знаете, что страшно в сегодняшней школе? Она формирует у учеников фрагментарное - клиповое - мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

Представьте школьный день. Первый урок - география. Тема - Джомолунгма. Приходит учитель в класс, сообщает информацию об этой горе, даёт домашнее задание. А теперь откроем Интернет - там только на русском языке тысячи сайтов о Джомолунгме. И в каждом - масса ссылок: на древнейшие знания, которые хранил народ, живший в Гималаях, на то, что именно здесь были заложены основы культуры. И Джомолунг­ма становится звеном в единой картине мира. А в школе?.. Там закончился урок географии, начался урок истории - Франция XVII века. Какое отношение Франция имеет к Джомолунгме? А потом - математика. Включается другая часть мозга. Джомолунгма и Франция останутся не связанными между собой знаниями. В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Да и школы у нас часто - угрюмые и мрачные. Потому что кто-то решил, что учиться надо мрачно и угрюмо. Это неправда! Вы посмотрите на животных. Все котята, лисята, медвежата, волчата играют. То есть учатся. Учатся охотиться, владеть телом, догонять, ловить… Обучаясь, они веселятся. Так почему человеческие дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА? Почему они должны бояться, что их накажут за то, что они чего-то не прочли, не вызубрили, не поняли?

Мозги помойте!

- У вас есть альтернатива?

- Да! Уже в течение года я приезжаю в Выксу Нижегородской области, где при поддержке фонда «ОМК-Участие» провожу эксперимент по созданию школы Будущего. Там мы создали комплексные уроки. На них 25 счастливых учителей и сотни счастливых детей работают совершенно по-другому. Подобную школу мы начали в Литве и в Болгарии.

Мне уже давно пришла в голову мысль: а что если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. Что такое география? Место! Что такое история? Время! А остальное? Культура! Наполнение места и времени. Таким образом, в основе каждого «комплексно-волнового урока» лежит какое-то явление творческого характера, личность или событие.

Несколько педагогов вместе создают урок длиною в день. Вы даже не представляете себе, сколько всего влезает в наши комплексные уроки! К примеру, урок на тему: «Кто такой гений». Ситуация: человек лёг под деревом поспать, и его ударило упавшее яблоко. Что делает простой человек, получив шишку? Жалуется на судьбу, бежит прикладывать холодный компресс. Что делает гений? Он не думает ни о сортах яблонь, ни о боли от удара. У него в голове тут же возникает вопрос: почему яблоко упало вниз, а не улетело вверх, оторвавшись от ветки? Так возникает закон всемирного тяготения. Так мы пытаемся определить, что гениальность - это способность воспринимать мир странно. И тут очень кстати вспомнить пушкинскую строку: «Гений - парадоксов друг». Как-то американцы задались целью выяснить, что такое гениальное мышление. После долгих исследований они пришли к выводу: гениальное мышление суть мышление парадоксальное. После чего русские сказали: «Знаете, у нас был такой африканец, он ещё в ХIХ веке написал: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель»… Он этот стих даже не закончил, потому что понял: уже этих строк на четыре диссертации хватит. Так вот, когда урок закончился, ребятам не хотелось расходиться. А дело происходило в Выксе, где из цивилизации лишь - металлургический завод, а единст­венное развлечение - телевидение, которое выплёскивает на их головы всё... Но оказалось, что внутри у каждого из них - свет. Его просто надо уметь зажечь. Вот это и есть просвещение.

- Но где таких учителей взять?

- Стоп! В Выксе 25 учителей сделали под моим руководством 9 таких уроков. И были счастливы не меньше детей. Эти уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные, это доказали проверочные работы. И моя школа комплексного волнового мышления победит - голову даю на отсечение! А пока… Пока неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Задача школы в другом. Она должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Ведь человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. «Ах! - кричат. - Кризис! Будем искать виновных! На Уолл-стрит!» Не Уолл-стрит - мозги свои проветри! Вы голову давно мыли изнутри?» (Чудная мысль Веллера!) А лосьона для мозгов в магазине не купишь. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего российского общества - тот класс, в который попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Я ведь уже тогда призывал: посмотрите этот фильм внимательно! Мы придём именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах