Юлия Шигарева 6 1039

Просветитель Михаил Казиник: «Все школы у нас - угрюмые и мрачные»

«Почему дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА?» - удивляется музыковед и

«Пытаться экономить на культуре - последнее дело», - уверен Михаил Казиник

По чьему велению?

- Михаил Семёнович, среди ваших титулов значится «просветитель». Да, веке в ХIХ просветители были необходимы. Но сегодня-то кого просвещать?

Досье
Михаил Казиник - музыкант, искусствовед, общественный деятель. Родился в 1951 г. в Ленинграде. С 1991 г. живёт в Швеции. Выступает с просветительскими концертами по всему миру. Ведёт передачи на радио «Орфей», «Серебряный дождь».

- Отвечу так. Вспомните сказку «По щучьему велению». На Западе уверены: это сказка про русский менталитет. Не слезая с печи, получить всё и сразу. А я им возражаю: неправда! Чьё оно, щучье веление? Божье! Потому что одно из значений «ихтио» (рыба) - Иисус Христос. Почему Емеля получил это божеское веление? Вспомните: старшие братья и их жёны ненавидели Емелю за то, что он ничего не делает, только на печи лежит. И вот Емеля получил шанс стать полезным - пошёл рыбу ловить, а щука сама ему в руки прыгнула. Вы у любого рыбака спросите: возможно ли, чтобы щука, которая обычно зимой у самого дна спит, так поступила? Нет! Почему это произошло? Потому что Бог послал Емеле испытание. Щука ему человечьим голосом молвила: «Отпусти меня, Емеля!» А вы помните, какие планы у Емели были? Ушицы сделать, накормить невесток и братьев и показать наконец, что он тоже работает. Но рыба молит о милосердии - отпусти! И он отпускает её. Вот за милосердие своё он и получает воздаяние!

Так вот сегодня просвещение - это попытка во всех областях культуры пойти на второй, третий, четвёртый уровни смысла, как мы только что проделали это со сказкой. Именно это я пытаюсь внедрить в сегодняшнюю школу.

- Когда-то наша школа задумывалась именно как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так?

- Знаете, что страшно в сегодняшней школе? Она формирует у учеников фрагментарное - клиповое - мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

Представьте школьный день. Первый урок - география. Тема - Джомолунгма. Приходит учитель в класс, сообщает информацию об этой горе, даёт домашнее задание. А теперь откроем Интернет - там только на русском языке тысячи сайтов о Джомолунгме. И в каждом - масса ссылок: на древнейшие знания, которые хранил народ, живший в Гималаях, на то, что именно здесь были заложены основы культуры. И Джомолунг­ма становится звеном в единой картине мира. А в школе?.. Там закончился урок географии, начался урок истории - Франция XVII века. Какое отношение Франция имеет к Джомолунгме? А потом - математика. Включается другая часть мозга. Джомолунгма и Франция останутся не связанными между собой знаниями. В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Да и школы у нас часто - угрюмые и мрачные. Потому что кто-то решил, что учиться надо мрачно и угрюмо. Это неправда! Вы посмотрите на животных. Все котята, лисята, медвежата, волчата играют. То есть учатся. Учатся охотиться, владеть телом, догонять, ловить… Обучаясь, они веселятся. Так почему человеческие дети должны идти в школу не за радостью, а за ЕГЭ и ГИА? Почему они должны бояться, что их накажут за то, что они чего-то не прочли, не вызубрили, не поняли?

Мозги помойте!

- У вас есть альтернатива?

- Да! Уже в течение года я приезжаю в Выксу Нижегородской области, где при поддержке фонда «ОМК-Участие» провожу эксперимент по созданию школы Будущего. Там мы создали комплексные уроки. На них 25 счастливых учителей и сотни счастливых детей работают совершенно по-другому. Подобную школу мы начали в Литве и в Болгарии.

Мне уже давно пришла в голову мысль: а что если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. Что такое география? Место! Что такое история? Время! А остальное? Культура! Наполнение места и времени. Таким образом, в основе каждого «комплексно-волнового урока» лежит какое-то явление творческого характера, личность или событие.

Несколько педагогов вместе создают урок длиною в день. Вы даже не представляете себе, сколько всего влезает в наши комплексные уроки! К примеру, урок на тему: «Кто такой гений». Ситуация: человек лёг под деревом поспать, и его ударило упавшее яблоко. Что делает простой человек, получив шишку? Жалуется на судьбу, бежит прикладывать холодный компресс. Что делает гений? Он не думает ни о сортах яблонь, ни о боли от удара. У него в голове тут же возникает вопрос: почему яблоко упало вниз, а не улетело вверх, оторвавшись от ветки? Так возникает закон всемирного тяготения. Так мы пытаемся определить, что гениальность - это способность воспринимать мир странно. И тут очень кстати вспомнить пушкинскую строку: «Гений - парадоксов друг». Как-то американцы задались целью выяснить, что такое гениальное мышление. После долгих исследований они пришли к выводу: гениальное мышление суть мышление парадоксальное. После чего русские сказали: «Знаете, у нас был такой африканец, он ещё в ХIХ веке написал: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель»… Он этот стих даже не закончил, потому что понял: уже этих строк на четыре диссертации хватит. Так вот, когда урок закончился, ребятам не хотелось расходиться. А дело происходило в Выксе, где из цивилизации лишь - металлургический завод, а единст­венное развлечение - телевидение, которое выплёскивает на их головы всё... Но оказалось, что внутри у каждого из них - свет. Его просто надо уметь зажечь. Вот это и есть просвещение.

- Но где таких учителей взять?

- Стоп! В Выксе 25 учителей сделали под моим руководством 9 таких уроков. И были счастливы не меньше детей. Эти уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные, это доказали проверочные работы. И моя школа комплексного волнового мышления победит - голову даю на отсечение! А пока… Пока неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Задача школы в другом. Она должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Ведь человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. «Ах! - кричат. - Кризис! Будем искать виновных! На Уолл-стрит!» Не Уолл-стрит - мозги свои проветри! Вы голову давно мыли изнутри?» (Чудная мысль Веллера!) А лосьона для мозгов в магазине не купишь. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего российского общества - тот класс, в который попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Я ведь уже тогда призывал: посмотрите этот фильм внимательно! Мы придём именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (6)
  1. про школы
    |
    08:37
    01.02.2012
    0
    +
    -
    половина учителей в школе должны быть студенты старших курсов пединститутов(8-11 классы),а младших школьников учить студенты младших курсов педшкол. Учителей же отправить в детские сады, там от низ\х пользы больше. Просто БОГ
  2. просто учитель
    |
    19:08
    01.02.2012
    0
    +
    -
    "Просто Бог", отправляйтесь в школу и поработайте там хотя бы неделю! А потом будете писать свои дурацкие комментарии! Пока детей учили учителя более взрослого поколения, то дети были умнее и воспитаннее, потому что такие учителя для них как мама, папа и человек уважаемый. А Ваши сыкушки вдет себя так же, как и эти выродки, поэтому они друг другу нравятся.
  3. Анна Сергеевна
    |
    13:11
    03.02.2012
    0
    +
    -
    Школы всегда такими были. Вспомните бурсы. Дети туда шли не столько за знаниями, сколько научиться обращаться с другими людьми: взрослыми и не всегда адекватными. Это скорее психологический тренинг, чем обучение как таковое. Учились дополнительно - за деньги, в деревнях за продукты и прочие блага. Много занимались сами, в том числе под прессингом взрослых родственников. А школы сами по себе - это вечное скопище нервных, неудовлетворенных жизнью и закомплексованных людей, подтравливающих детей их родителей и лебезящих перед начальством.Что современные марьванны, что дореволюционные попы. Других там не держали и не держат.
  4. РАВ
    |
    16:32
    04.02.2012
    0
    +
    -
    Ничего нового этот международный деятель не предложил. Комплексные уроки были еще в советской школе в 20-х годах. Тогда эксперимент признали не удавшимся и решили перейти к традиционной системе. Об этом рассказывают на лекциях по истории педагогики в педагогических институтах. Так что пусть сидит этот просветитель в своей Швеции и не мутит воду.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где и когда пройдёт жеребьёвка финальной стадии ЧМ по футболу 2018 года?
  2. Какие первые указы подписал президент США Дональд Трамп?
  3. Где будет жить бывший президент США Барак Обама?

Как вы решили свой жилищный вопрос?

 

Новое на AIF.ru