Андрей Золотов 4 428

Андрей Золотов: Валерий Гергиев как дирижер и Герой Труда

Новая сцена Мариинского театра открывается сегодня - в день 60-летия Руководителя исторического русского

Дирижер Валерий Гергиев. Фото: www.russianlook.com

Профессор Андрей Золотов

Заслуженный деятель искусств

Действительный член Российской академии художеств

По случаю 60-летия дирижера Валерия Гергиева уже появилось, и появится еще, множество текстов

 Пишут - и в высшей степени справедливо - о его исключительно многостороннем, и на всеобщее удивление интенсивном творческом проявлении в Отечестве, на сценах мира, в оркестрах мира, о созданных им многочисленных музыкальных фестивалях, о завершении вдохновленной им и поддержанной Российским государством уникальной культурной стройки: Новой сцены Мариинского театра - новаторского театрального здания для оперы и балета. Все так. Но, кажется, не проясняется при всем том нечто особенно важное, едва ли ни самое главное, по-своему открывающее уникальное современное художественное и общественное событие по имени Валерий Гергиев.

Первого мая Президент России Владимир Путин вручил признанному культурным миром музыканту - среди первых пяти избранных - Золотую Звезду возрожденного звания «Герой Труда». Знаменательно и достойно.

Художественный руководитель и директор, главный дирижер Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Гергиев -  явление отечественной и мировой музыкальной жизни, явление исключительное и вдохновляющее. Прежде всего, артистов, что работают с Гергиевым в Петербурге и разных концах земли, артистов, обязанных Гергиеву самооткрытием, художественной судьбой, наконец, известностью и славой.

Но Гергиев - вдохновляющее явление и для публики, в России и мире. Его имя в реальности стало знаком, символизирующим устремление высокой музыки к людям без разделения их на «просвещенных» и «непросвещенных», «знатоков» и «сторонних».

Просветительский дар Гергиева природен, изначален. Это человеческий дар, доверенный Cвыше большому музыканту. Человеческий дар и сформировал такого особенного музыканта - весьма и весьма особенного для задыхающейся в претенциозной «элитарности» художественной среды нынешнего времени.

Среди самых знаменитых современных дирижеров нового поколения Гергиев, на мой взгляд, стоит особняком - некое «отдельно стоящее дерево».

Его «отдельность» в изумляющей свободе от самого себя в момент музицирования. Он знак музыки. Он дирижирующая музыка. Он не интерпретатор (хотя, конечно же, интерпретатор). Он объективная величина. Не абсолютная, но объективная.

Гергиев-дирижер в момент музицирования пребывает внутри музыки как объективизированной стихии и ведет ансамбль, концентрируя в себе энергию всех музыкантов и внушая им авторскую волю в миг «собирания» эмоций, рожденных музыкой в реальных людях.

 

Источник фото - russianlook.com

Игорь Стравинский полагал, что дирижер - единственная визуализация музыки. И это правда. Во всяком случае, Гергиев один из тех немногих в своей профессии, кто убеждает в правоте образной мысли Стравинского.

«Сыграть по-своему» и тем обратить на себя всеобщее внимание - не задача для Гергиева. Он не самоутверждается в концертном зале или оркестровой яме театра - слишком много других задач, что нужно решать мгновенно и с возможным совершенством - во имя музыки, автора, людей на сцене, людей в зале, наконец, во имя людей как таковых, вне зала - чтобы отвлекаться на «личную интерпретацию». Она придет сама собой, если за пультом личность, художник.

Гергиев-дирижер, в сущности, Импровизатор. Музыка под его рукой рождается вдруг, будто неожиданно для него самого, но единственно необходимая и единственно точная в данный миг, ибо рождается она не из головы, но из воспринятого на уровне сыновнего родства авторского текста. Здесь торжество художественной воли в отдельном исторически сложившемся творческом образовании, но поистине мирового звучания. Здесь и само пространство преисполняется торжества высокой радости, посылая слушателю дар спокойствия и доверия к себе в просторе великого.

Генрих Густавович Нейгауз замечал, что искусством можно заниматься по горизонтали и по вертикали. Глубинного противоречия здесь нет. Но, видимо, именно в точке пересечения этих векторов рождается «момент истины» в данный вечер, в данном кругу людей и с этим артистом. Масштаб артистической личности и нравственной направленности этой личности в случае Гергиева непременно влечёт к «новым берегам», новым горизонтам, словом, к горизонтальному пути существования в искусстве.

Здесь открывает себя стихия личности артиста, его органическая обращённость ко множеству людей – незримых, но реально существующих. Их хочется увидеть, к ним хочется обратиться непосредственно. Им и самому себе хочется «прочесть вслух» и перечитывать в меняющихся обстоятельствах всё, что искусством уже возделано и возделывается в сей миг. Горизонтальная устремлённость искусства к жизни не есть беготня по поверхности жизни под флагом лихо провозглашаемых течений и теоретических выкладок.

Гергиев в своей каждодневной практике, где чисто художественное начало сопряжено и переплетено со всеми иными бескрайними началами, являет возможность «замирания в пути» над вертикалью искусства и устремления в вертикаль. Это концерт, спектакль: остановленное в погружении мгновение - мгновение творчества.

По словам самого Гергиева, его главное личностное качество – способность к концентрации. Это очевидно, но всё же требует стороннего прояснения. Способность к концентрации – широкая категория. Здесь и волевое сосредоточение на чём-то как предусловие любого профессионального занятия. Здесь ещё многое, не относящееся, тем не менее, впрямую к акту творческого постижения. У Гергиева концентрация в процессе спектакля, концерта (репетиции, разумеется) и есть процесс постижения произведения на высоте убеждающей выразительности. При этом речь идёт о выразительности сочинения, завладевающего слушателем. Выразительность же исполнения будто растворена в атмосфере – мы освобождены от обязательного любования дирижером и мыслей о красоте его жестов и облика.

Никто не может судить об интенсивности внутренней работы, работы артиста. Он либо убеждает нас, либо не убеждает, и то лишь в момент исполнения. Евгений Александрович Мравинский нередко повторял эту свою выстраданную мысль в наших долгих с ним беседах. Он ещё добавлял: «Исполнитель ничего не может доказать»…

Меня глубоко трогает высокое уважение и нескрываемая любовь Валерия Абисаловича Гергиева к Евгению Александровичу Мравинскому. Гергиеву не случилось побыть ассистентом Мравинского в его великом оркестре – Заслуженном коллективе Республики оркестре Ленинградской филармонии, с которым Мравинский работал более полувека. В студенческие годы Валерий Гергиев находил способ (а это было совсем нелегко) проникать на репетиции Евгения Александровича и наблюдать его работу с оркестром. Гергиев не пропускал концертов Мравинского, и в этом художественном общении с великим человеком и великим дирижером многое для себя открыл, понял и принял. Гергиев оказался человеком памятливым, искренним, чистым и благодарным.

 

Святослав Рихтер очень хотел (не случилось!) сыграть именно с Гергиевым и именно в его Мариинском театре концерт памяти Мравинского. Несколько лет назад мне привелось услышать в Иерусалиме Восьмую симфонию Шостаковича (посвящённую автором в 1943 году её первому исполнителю Е.А.Мравинскому) в интерпретации Израильского симфонического оркестра под управлением Гергиева. Исполнение было замечательное– убеждающее и в своей концептуальной целостности, и весьма новых драматургических акцентах, чутко дирижером обозначенных. По завершении концерта я обратил к Гергиеву слова искренней признательности за его Восьмую симфонию. И услышал в ответ: « Ну что Вы! Ведь Вы знаете эту симфонию от Мравинского!»…

На днях в развернутом теле-интервью (Первый канал, программа «Познер») Гергиев много и замечательно говорил о влиянии Мравинского на его творческую судьбу и сформулировал свой «принцип Мравинского» : дирижер-оркестр-зал-публика! Этому принципу следует и сам Гергиев—по его идее и плану возрос в Петербурге редкостный концертный зал, а теперь и новая сцена Мариинского театра: «Мариинка-2». Это касательно залов. Публика у Гергиева повсюду в мире как-то на удивление быстро и надолго становится его публикой. Оркестр Мариинского театра сегодня один из самых гибких, репертуарно впечатляющих, профессионально развивающихся и свободных в своём коллективном сознании от мировой конкурентной примитивной сравнительности. Своего дирижёра и музыканты, и залы любят. В этом его счастье.

По случаю 60-летия Валерия Гергиева уже появилось и появится ещё множество текстов. Но, кажется, нечто особенно важное всё не проясняется. И это прекрасно.

Хочу закончить строками из дивного русского поэта Николая Рубцова. Есть у него стихотворение «Добрый Филя» о простом, загадочном сельском жителе. Завершается стихотворение так:

«Мир такой справедливый,

 

Даже нечего крыть…

-Филя! Что молчаливый?

-А о чём говорить?»…

 

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (4)
  1. А-1
    |
    12:03
    02.05.2013
    0
    +
    -
    Как прекрасно Вы написали, господин Профессор
  2. Николай-2003
    |
    16:33
    02.05.2013
    0
    +
    -
    Путин в утеху себе придумал звание Герой труда (не возродил, как ошибочно сейчас кое-кто полагает, а попросту слизал у Сталина). Вероятно награждение людей по мнению путина такая монаршья функция, которая позволяет ему воспарять над Россией. Скучно ему и тесно даже в придуманных им самим рамках. Гергиев безусловно заслуживает всяческих похвал и наград (он их, к слову, регулярно годами получал, но вероятно немножко не додавали и теперь вот набежало на новое, как раз кстати придуманное звание Герой труда). Поздравим же Путина с новой его забавой. Пусть хоть он порадуется и некоторые им избранные, раз уж России при нём не довелось.
  3. Одна только мысль гложет: он герой какого труда - социалистического, коммунистического, капиталистического, империалистического или какого-нибудь вашего, особенного?
  4. Даник
    |
    19:38
    07.05.2013
    0
    +
    -
    Это ни тот ли гергиев, который выбил слезу сочувствия и чувство сострадания у народа России своим концертом в разрушенном Цхинвале в августе 2008г.? А мабуть тот, что дирижировал в Лондоне на юбилее презренного народом все той же России горбачева?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему собаки не атакуют, если их не бояться?
  2. Можно ли пить алкоголь при гипертонии?
  3. Какие пять книг на английском языке названы лучшими за последние полвека?




Вы бы хотели, чтобы тарифы ОСАГО изменились?

Самое интересное в регионах