aif.ru counter
Марина Мурзина 0 1243

Алексей Серебряков: «Честно признаюсь: в кино попал случайно»

У Серебрякова репутация артиста серьёзного и не склонного к чрезмерному общению с прессой. Однако «АиФ» удалось пообщаться с ним...

Одной из самых амбициозных премьер года, где Серебрякову досталась роль Странника.

- Алексей, начать хотелось бы всё же с той вашей работы, что до экранов пока не дошла, - с роли Иванова в экранизации одноимённой чеховской пьесы (интервью записывалось в перерывах - шло её озвучание. - Ред.). Кто станет сегодня смотреть её? Явно ведь не «массовый зритель».

- Те, кто не разучился книжки читать и думать. Кто хочет не только жить лучше, но и быть лучше. Таких людей - да, очень мало, и нынешняя система образования их возникновению не способствует. Но их и никогда не бывает много.

Я не смотрю на это пессимистически. Иллюзия - думать, вот, мол, раньше у нас весь народ был культурный, образованный, «самый читающий». Интеллигентные люди - простите за банальность - «прослойка», и очень узкая. Но именно она организует культурное пространство жизни.

Две страны в одной

- Вы сказали - «раньше». В самом нашумевшем фильме с вашим участием - «Груз 200» Алексея Балабанова - это «раньше» показано жутко, пугающе жёстко. А мне показалось, что этот фильм и про наше сегодня. По крайней мере, в том, что касается провинции.

- Без сомнения. Ведь у нас сейчас две страны, два абсолютно разных государства: Москва, Питер, ещё несколько крупных городов - и вся остальная, провинциальная Россия, которая едва выживает. Огромная территория с богатейшими природными ресурсами и малочисленным, практически вымирающим населением. Это вообще другой мир! Даже телевизор далеко не в каждой семье. Кинотеатров нет. Да люди и не нуждаются ни в кино, ни в телевидении. Их жизнь носит животный характер. Они деревяшку  у себя дома ровно прибить не могут, в уборной грязь убрать. Каким может быть человек, если у него в уборной грязь? Если он ходит, извините, мимо унитаза? Да какого унитаза? Стульчака!

 

- Кино наше часто упрекают в том, что там одна «чернуха», беспросветная, пьяная и рваная Россия…

- Во многом так оно и есть, что ж поделаешь? Чего ожидать? Мы получили то, что и должно было быть после 70 лет чудовищного геноцида советской власти против собственного народа. Планомерно уничтожались лучшие представители всех социальных слоёв (а гибнут первыми всегда лучшие, и не только на войне) - сначала аристократия, интеллигенция, священнослужители, просто верующие люди. Потом - лучшие из рабочего класса, крестьянства, те, кто умел работать. И вся эта дискуссия: почему деревня погибает… Работать разучились, пьют - вот почему. Будучи под Тамбовом, я узнал такую историю: предприниматель создал сельхозпредприятие, а рабочих найти не может - или пьют, или в любой день запить могут. Надеяться на них нельзя. Пришлось установить автоматы вместо людей. А ведь он мог дать работу местным!

В 90-е годы людям сказали: ты свободен, но ты - один. Барахтайся, как можешь. Каждый выживает в одиночку. Вот последние 15 лет мы и барахтаемся. Кому удалось «поймать волну» - тот потихонечку держится. Кто нет - потерялся. Кто умеючи воровал - стал ещё богаче.

- Кстати, вот вы - москвич. А ещё подростком сыгравший не одну заметную роль в кино, в 17 лет сразу после школы уехали в Сызрань!

- Да, уехал. В 1981 году меня пригласил в Сызранский театр его главный режиссёр - артистом вспомогательного состава на 70 руб. зарплаты. Это был мой абсолютно осознанный поступок. Я поехал в провинцию с определёнными иллюзиями - нести разумное, доброе, вечное. Но иллюзии те сдохли. Провинция меня быстро поставила на место. Я проработал один сезон и в какой-то момент просто понял: если сегодня не уеду, то не уеду отсюда никогда. И уехал.

Приходится терпеть

- А вы сами как теперь  «барахтаетесь», выживаете?

- Чаще приходится просто терпеть. Тупо терпеть. Искать, где лучше, интереснее, хорошо в 20 лет. А в 40 надо терпеть.

- Интересно, вы терпите, снявшись при этом в 100 с лишним фильмах?

- Честно признаюсь: в кино попал случайно. Если бы в 13 лет меня не пригласили в телефильм «Вечный зов», если бы к 17 годам я не сыграл уже 6 киноролей, вряд ли пошёл бы в киноартисты. Я к тому же ещё и не тщеславный, не соревнующийся. Я - рукастый: ремонт сделаю, плитку положу. Вообще люблю «рукоделить». Дизайнером, архитектором мог бы быть. Только не рутинной работой, с 9.00 до 18.00, заниматься.

- А бизнесом?

- Пытался, но быстро понял: в этом деле я ущербен. 

- Вы постоянно на съёмках, в разъездах. Эта суета не мешает творчеству? Вот Алексей Юрьевич Герман желает нынешним артистам научиться говорить «нет»…

- Его финансируют десятилетиями. Таких людей три, четыре, может быть, пять на весь мир! Я не гений! Я вкалываю. У меня большая семья - трое детей, четыре собаки. Мне нужно было решать проблему с жильём, и я её решил. Я влез в долги, и мне теперь надо выбраться из-под этого дамоклова меча.

Моя профессия продажная, как и ваша, и моральная проблема выбора похожа. Конечно, я стараюсь выбирать. Но вот какой парадокс: я сыграл у Егора Кончаловского чеченского боевика Ужаха (в «Антикиллере-2»), Андрей Сергеевич Кончаловский посмотрел фильм сына и, до этого не зная меня, доверил мне в «Чайке» роль Тригорина. И два года я наслаждался. Спасибо!

ДОСЬЕ

Алексей Серебряков родился в 1964 г. в Москве. Первую роль сыграл в 13 лет в телефильме «Вечный зов». Окончил ГИТИС, мастерскую О. Табакова, после чего 5 лет проработал в «Табакерке». Сейчас в основном снимается в кино. Сыграл роли в фильмах «Фанат», «Афганский излом», сериалах «Баязет», «Штрафбат», «Исаев» и проч.

Мнения экспертов о фильме «Обитаемый остров» читайте здесь »


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему Голанские высоты так называются?
  2. Что за доклад подготовил экс-директор ФБР Мюллер и о чем в нем говорится?
  3. Как индексируются пенсии работающим пенсионерам после увольнения?


Самое интересное в регионах